Подвижные игры на экологическую тему
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цель: экологическое образование и воспитание экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Основные задачи воспитателя при использовании им экологической игры состоят в следующем:

- формирование системы знаний о природе;

-формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;

-формирование коммуникативных умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry_na_ekologicheskuyu_temu.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры  на   экологическую тему.

Цель: экологическое образование и воспитание экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Основные задачи воспитателя при использовании им экологической игры состоят в следующем:

- формирование системы знаний о природе;

-формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;

-формирование коммуникативных умений и навыков. 

                                 Малоподвижные игры.


«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель  называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бегать или прыгать на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.



«Я знаю» (игра с мячом).

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий зверей» и перечисляет (например: лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Второму ребёнку воспитатель бросает мяч и говорит: «Птицы». Ребёнок ловит и называет 5 птиц и т.д.



«Воздух, земля, вода» (игра с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает « вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

*Возможен другой вариант этой игры : воспитатель называет слово  « воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей и океанов. 

«У меня в огороде» (игра с мячом).

Дети по кругу бросая мяч называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).

*Возможен и другой вариант этой игры: другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и др. Ребёнок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей – клюёт гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д. 

«Мошки и ласточки» .

Ведущий активизирует внимание детей экологической информацией: «Дети, кто знает, какую пользу приносят птицы? Птицы очень полезны, многие из них ловят назойливых и вредных насекомых, как это делает, например, хорошо знакомая вам ласточка». Выбирается «ласточка», остальные играющие — «мошки».«Мошки» разбегаются («разлетаются») по площадке, а «ласточка» их догоняет, стараясь дотронуться до кого-нибудь рукой. Пойманная «мошка» выбывает из игры. Побеждает «ласточка», которая поймает больше «мошек».



«Сова»

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит.

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит!

Услышав слова «как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет. 

    Подвижные игры старшего дошкольного возраста.

«Хитрая  лиса»

Задачи: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!» Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным. Варианты: Выбираются 2 лисы.

«Мышеловка»

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи. Описание: Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями. Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!». Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

«Два мороза»

Задачи: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи. Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим. Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки. Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

«Угадай, кого поймали»

 Задачи: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках. Описание: Дети сидят на стульчиках, воспитатель предлагает пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Играющие идут за воспитателем, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе или присев на землю. «Пора домой»- говорит воспитатель и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой и занимают каждый свой стульчик. Воспитатель называет кого-нибудь из детей и предлагает показать, кого он поймал в лесу. Ребенок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес. Правила: Возвращаться по сигналу «Пора домой». Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).

«Стадо и волк» 

Задачи: Развивать умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ходьбе и быстром беге. Описание: На одной стороне площадки очерчиваются кружки, квадраты. Это постройки: телятник, конюшня. Остальная часть занята «лугом». В одном из углов на противоположной стороне находится «логово волка» (в кружке). Воспитатель назначает одного из играющих «пастухом», другого- «волком», который находится в логове. Остальные дети изображают лошадей, телят, которые находятся на скотном дворе, в соответствующих помещениях. По знаку воспитателя «пастух» по очереди подходит к «дверям» телятника, конюшни и как бы открывает их. Наигрывая на дудочке, он выводит все стадо на луг. Сам он идет позади. Играющие, подражая домашним животным щиплют траву, бегают, переходят с одного места на другое, приближаясь к логову волка. «Волк»- говорит воспитатель, все бегут к пастуху и становятся позади него. Тех, кто не успел добежать до пастуха, волк ловит и отводит в логово. Пастух отводит стадо на скотный двор, где все размещаются по своим местам. Правила: Волк выбегает из логова только после слова «волк». Одновременно с выбегающим волком все играющие должны бежать к пастуху. Не успевших встать позади пастуха, волк уводит к себе. Варианты: В игру включить «водопой», нагибаются и как бы пьют воду.

«Гуси – Лебеди» 

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи. Описание: На одном конце площадки проводится черта-«дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома- «логово волка». Остальное место- «луг». Одного воспитатель назначает пастухом, другого волком, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите как хотите, только крылья берегите». Гуси расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать побольше гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем назначается новый волк и пастух. Правила: Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома. Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда- ров, который надо перепрыгнуть.

     «Караси и щука»

Ход игры. Один ребенок выбирается на роль щуки. Остальные играющие делятся на две группы: одна из них — камешки — образует круг, другая — караси, которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. По сигналу воспитателя «щука!» она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. «Караси» спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (прячутся за камешки). «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. Игра проводится 3—4 раза, после чего подсчитывается число пойманных «карасей». Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.

«Пастух и стадо» 

Материал. Гимнастическая скамейка (рейки); повязка для глаз. Ход игры. На одной стороне площадки с помощью гимнастической скамейки или реек, положенных на кубы, огораживается овчарня. Из числа играющих выбирается пастух. Остальные — овцы. «Пастуху» завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел». «Овцы» поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к «пастуху» и спрашивают его: «Пастух, пастух, сколько мне даешь шагов?» Каждый раз «пастух» называет какое-либо число (до 10). «Овца», отходя от пастуха отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается. Когда все «овцы» разойдутся, «пастух» спрашивает: «Где мое стадо?» Все «овцы» отзываются: «Бе, бе, бе...» — потом замолкают. «Пастух» начинает искать «овец» — идет на их голоса, а «овцы» стоят на своих местах. Когда «пастух» дотронется до кого-нибудь, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» «Овечка» отвечает: «Бе, бе, бе». «Пастух» должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все «овцы» начинают блеять и кто-нибудь из них отводит «пастуха» к овчарне, а сам возвращается на свое место. «Пастух» снова спрашивает: «Где мое стадо?» И игра продолжается до тех пор, пока он не узнает пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а «овечка» — пастухом.

«Удочка»

 Материал. Шнур длиной 2 м; мешочек с песком весом 100—200 г. Ход игры. Играющие стоят по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В центре круга стоит воспитатель со шнуром, к концу которого крепко привязан мешочек с песком, — это удочка. Свободный конец удочки воспитатель берет в правую руку так, чтобы длина его равнялась расстоянию от центра круга до ног играющих. Воспитатель вращает шнур, чтобы мешочек скользил по полу. Стоящие по кругу подпрыгивают в тот момент, когда мешочек приближается к ним, и стараются избежать прикосновения мешочка к ногам. Воспитатель, когда кружит шнур, поворачивается вместе с ним или стоит на месте, перекладывая его из руки в руку (спереди и за спиной). Задетый мешочком считается проигравшим. Игра продолжается до тех пор, пока шнур не сделает два полных оборота. Воспитатель подсчитывает, кого и сколько раз задел мешочек, после чего игра возобновляется. Правила игры. Задевать ногу мешочком можно не выше стопы. Выигравшими считаются те, кого ни разу не задела удочка. Указания к игре. Перед началом игры воспитатель проверяет, как дети прыгают. Длина шнура увеличивается или уменьшается в зависимости от размера площадки и количества играющих.

«Белки в лесу» 

Материал. Гимнастическая стенка; переносные устройства для лазанья: лесенка двойная, пирамида с прицепными досками и лесенками, скамейки, доски, положенные на крупные кубы, и другие устройства для лазанья. Ход игры. Игра проводится на площадке или в комнате, где есть гимнастическая стенка. Дополнительно к ней расставляются переносные устройства для лазанья. Выбирается водящий — охотник. Он становится в домик — круг, начерченный в противоположной части площадки или комнаты. Остальные играющие — белки, они размещаются на лесенках, скамейках и т. п. — деревьях. По сигналу воспитателя «берегись!» или удару в бубен все «белки» меняются местами: быстро слезают, спрыгивают с лесенок, скамеек и т. п. и влезают на другие. В это время «охотник» их ловит — дотрагивается рукой. Пойманными считаются «белки», которых водящий осалит рукой, пока они были на полу, а также те, которые остались на прежних местах. Они отходят к домику охотника и одну игру пропускают. Воспитатель отмечает тех белок, которые были смелыми и ловкими. Игра проводится 5—6 раз. Новый охотник выбирается через 1—2 игры. В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети пользовались разными устройствами для лазанья и не спрыгивали со слишком большой высоты.

«Акулы»

Материал. Небольшое возвышение около 40 см, его можно сделать из досок или снега. Ход игры. Дети делятся на две неравные группы: акул (2—3 участника) и моряков. На большом корабле (построен из досок, снега или нарисован на земле) стоит «капитан». Он наблюдает за «моряками», плавающими в море (дети спрыгивают со своего корабля и бегают по площадке, раскидывая руки, как при плавании). «Акулы!» — кричит капитан. «Моряки» быстро влезают на корабль, а «акулы» бросаются за ними. Не поймав никого или, наоборот, забрав свою добычу, «акулы» уплывают в море, а «моряки» снова спрыгивают в воду, плавают и ныряют. Так игра повторяется несколько раз. Правила игры. Ловить лишь после слова «акулы!». На корабль «акулам» заходить нельзя. Пойманных отводят в сторону, и они пропускают одну игру. Указания к игре. Игра очень проста по правилам и может проводиться с детьми смешанной возрастной группы. Для отдыха можно ввести такое добавление: на море поднимается шторм, акулы прячутся на дно, а моряки сидят на корабле и слушают рассказ капитана или кого-нибудь из команды.

 Подвижные игры  - подготовительная группа.

 «Воробьи зимой». 

Прыг да скок, ну что за птица,

Все на месте не сидится.

С виду нет его храбрей,

Шустро скачет воробей.

1. Все игроки «воробьи» летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение, после слова «воробей» называет имя водящего. То кого назвали громко «чирикает», все воробьи должны быстро собраться в стайку вокруг него. Кто опоздал, «остался голодным» и выбывает из игры. 2. Все игроки «воробьи» делятся на группы. У каждой группы свой вожак. Воробьи летают свободно по залу. Ведущий читает стихотворение. После слова «воробей», вожаки громко «чирикают», все воробьи должны слететься к своему вожаку, клевать зерно. Кто замешкался «остаётся голодным» и выбывает из игры. Перед началом игры необходимо рассказать детям об условиях выживания воробьёв зимой.

«Воробей на часах».

 Выбирается «воробей» - часовой, «ястреб». Остальные игроки «воробушки». Водящий пересказывает рассказ Л. Н. Толстого «Воробей на часах». Игроки выполняют действия по тексту. «В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица. Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе. Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты. Все смолкло. Ястреб ни с чем и остался. Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза. Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает. С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке». Игра повторяется несколько раз. Перед началом игры необходимо ознакомить детей с текстом рассказа. Разобрать действия каждого героя.

«Земля, вода, воздух».

 Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч по очереди играющим, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух». Если водящий сказал «земля» играющий называет зверей; на слово «вода» играющий называет рыб; на слово «воздух» называет птиц. Кто ошибается, выбывает из игры. «Птицелов». Игроки выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят вокруг птицелова и нараспев произносят: В лесу, в лесочке, На зеленом дубочке Птички весело поют. Птицелов вдруг тут как тут! Он в неволю нас возьмет. Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы. Тот, кого он угадал, становится птицеловом. Перед началом игры необходимо ознакомить детей с различными видами птиц.

«Птичка».

 Игроки усаживаются и выбирают водящего. Он садится в середину круга и остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название. Водящий говорит: «Прилетела птичка, птичка-невеличка. Полетала, полетала, села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубе не была, улетела на елку». Елка называет другое дерево и т. д. Кто замешкается - выполняет задание водящего. Перед началом игры необходимо познакомить ребят с различными породами деревьев, показать их на картинках.

«Раз, два, три! Беги!» 

Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одни и те же названия не должны повторяться. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман. Игроки могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами цветов, рыб, зверей, птиц.

«Ну-ка, лови». 

Выбирается водящий. Остальные игроки выбирают себе название птиц (зверей, рыб, насекомых, становятся в круг. Водящий становится в центр круга с мячом в руках. Он подбрасывает мяч вверх и называет какую-нибудь птицу, например ястреб. Все разбегаются, а ястреб ловит мяч и догоняет. Тот кого он поймал, становиться водящим. Выигрывает тот кто ни разу не попался.

«Ловля рыб».

 Выбираются два игрока - «рыболовы». Остальные дети - «рыбы», разделены на несколько групп. Каждая группа имеет своё название рыб. В начале игры между «рыболовами» и «рыбами» происходит разговор: - Что вы вяжете? — спрашивают рыбы. - Невод, — отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения. - Что вы будете ловить? - Рыбу. - Какую? - Щуку. - Ловите! «Рыбы» -щуки бегут до установленной черты. «Рыболовы» стараются поймать их. Пойманные игроки выбывают из игры. Игра повторяется, но называется другая рыба. Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами речных и морских рыб.

«Лягушки в кадушке».

 На старой кадушке Плясали лягушки, Зеленые ушки, Газа на макушке. Я к ним подошла — Они в воду бултых! На полу раскладываются обручи, по количеству участников игры. Каждый играющий — рядом с обручем. Ведущий ходит между ними и произносит стихотворение. Дети-лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. Со словом «бултых!», дети-лягушки прыгают внутрь обруча. Ведущий старается занять обруч зазевавшегося лягушонка. Оставшийся без обруча пропускает ход или встает на место ведущего. Ведущий словами: «Эй, зеленые лягушки, вылезайте из кадушки», дает сигнал для новой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры по ликсической теме

Подвижные игры по лексической теме: "Я и моя семья", "Одежда" для младшего возраста...

Подвижные игры по ликсической теме

Подвижные игры по лексической теме: "Я и моя семья", "Одежда" для старшего возраста...

Подвижные игры с экологическим содержанием

quot;Мыши водят хоровод"Задачи: развивать двигательную активность, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.Описание: перед началом игры н...

подвижные игры с экологическим содержанием для детей раннего возраста

Ранний возраст – это самое благоприятное время для воспитания представлений об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Поэтому начинать экологическое воспитание детей нужно с...

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников

Словесные экологические игры и подвижные игры с экологической направленностью для старших дошкольников....