Трудовое воспитание в современных условиях ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Родичева Татьяна Викторовна

В данном материале представлено содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста по  овладению разными видами трудовых навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

     Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе дошкольного воспитания. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд- это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. 
     
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд. 
Самообслуживание направленно на уход за собой. Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. 
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. 
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. 
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). 
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Теперь рассмотрим, как же овладевают этими видами труда дети старшей группы номер 6. Дошкольники на шестом году жизни умеют правильно чистить зубы, полоскать рот после еды,  умываться, по мере необходимости мыть руки. У них уже сформирована привычка следить за чистотой своего тела и внешним видом: они уже замечают и  самостоятельно устраняют непорядок в своем внешнем виде. Так же у детей развито умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, развешивать на батареи мокрые вещи, что бы просушить их. Сформирована привычка причесывать волосы после прогулки. Дети уже умеют самостоятельно пользоваться ножом и вилкой, умеют есть аккуратно, красиво, не разговаривая с набитым ртом.

Дети уже в состоянии аккуратно работать с красками, клеем, пластилином. (см. слайд)

В старшей группе расширяется содержание хозяйственно – бытового труда. Дети самостоятельно поддерживаю порядок в группе (моют игрушки и убирают их на место); помогают воспитателю готовить оборудование и материал для занятий и убирать его (расставляют и убирают оборудование в физкультурном зале), протирают шкафчики для полотенец, моют учебную доску, нарезаю салфетки под присмотром воспитателя.

У детей сформировано умение наводить порядок на участке детского сада (подметать дорожки, и зимой очищать их от снега, самостоятельно выносить и заносить игровой материал в подсобное помещение).

Дети учатся убирать постель после сна; добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой: сервируют стол, самостоятельно ставят на стол вторые и третья блюда, приводят стол в порядок после еды.

Дети самостоятельно раскладывают подготовленный воспитателем материалы для занятий, убирают их моют кисточки, розетки для красок, палитры, протирают столы.

(см. слайд).

Следующий вид труда - труд в природе.

Дети способны самостоятельно выполнять различные поручения в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листья, обрызгивать цветы пульвилизатором.

Осенью мы привлекаем детей к сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. Зимой дети помогают взрослым в создании построек из снега. Весной – к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады. Летом – к рыхлению почвы поливке и прополке грядок и клумб.

Ручной труд в старшей группе можно подразделить на несколько видов: труд по содержанию в порядке различных вещей которыми пользуются дети и труд по созданию предметов для игр, подарков близким. Дети продолжают овладевать способами починки сломанных и испорченных предметов.

На занятиях ручным трудом дети создают предметы и объекты из природного материала. Они уже могут создавать  образы животных, птиц и насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в современном ДОУ и семье

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог расс...

Трудовое воспитание в современной системе ФГОС, требования СанПиН

Новые требования Сан ПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. А как же теперь воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителе...

Актуальные проблемы семейного воспитания в современных условиях и некоторые советы по вопросам семейного воспитания детей.

Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствия стабильности в экономике страны, постоянные стрессы - все это негативно отражается на материальном, нравственном здоровье семьи как института естественной би...

Трудовое воспитание детей в условиях современного образования

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитанияА.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, ч...

методическая разработка «Трудовое воспитание дошкольников в условиях ДОУ и семьи»

laquo;Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости, выполняемой работе, возможность доставлять радость другим» В. А. Сухомлинский...

10 февраля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по трудовому воспитанию дошкольников. Воспитатель Атоян М.Р. представила вниманию к...

10 февраля в ДОП «Ивушка» прошел педагогический совет на тему «Трудовое воспитание дошкольников в условиях современного образования».

В ходе педсовета педагоги ДОП «Ивушка» познакомились с опытом работы дошкольной образовательной площадки по трудовому воспитанию дошкольников. Воспитатель Атоян М.Р. представила вниманию к...