Анализ работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в условиях ФГОС
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Дакалина Елена Григорьевна

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казённое учреждение «Центр психолого-педагогической помощи семьям с детьми, содействия семейному устройству и постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»

АНАЛИЗ

работы по теме:

«Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

за

2016 – 2017 учебный год

Воспитатель дошкольной группы: Дакалина Елена Григорьевна

п. Новоандросово

Оглавление

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Аналитические результаты опыта работы.

4. Заключение.

5. Перечень разработанного материала.

6. Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

7. Содержания работы педагогических проектов.

8. Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Нравственно – патриотическое воспитание

дошкольников в условиях ФГОС ДО»

 

                                                                        «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и                                                                                                                                                                                          

                                                                        переживания окружающего мира. Пусть в сердце                                      

                                                                               малыша на всю жизнь останутся воспоминания о

                                                                                маленьком уголке далёкого детства. Пусть с этим

   

                                                                                             уголком связывается образ великой Родины».

В. А. Сухомлинский

Введение

В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.

Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.

Понятие «патриотизм» включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно - патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем возрасте.

Трудности переходного периода в стране не являются причиной приостановки нравственно - патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране необходимо в любое время.

Таким образом, в педагогическом аспекте под  патриотическим воспитанием мною понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

Основная часть

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки нравственно — патриотических чувств.

В ФГОС ДО ставится следующая цель по патриотическому воспитанию:

создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально - нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Патриотическое воспитание по ФГОС подразумевает следующие задачи:

- формирование нравственно- духовных особенностей личности;

- формирование чувств гордости за свою нацию;

- формирование почтительного отношения к национальным и

культурным традициям своего народа.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников осуществляется по «Стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года» и по программе воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Т.С. Вераксы в соответствии с ФГОС, адаптированной для наших детей, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в интеграции с другими образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно- эстетическое», «Физическое развитие».

Для реализации нравственно – патриотического воспитания дошкольников необходимо:

- создание благоприятных материально-технических и социальных условий;

- обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;

- последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Прежде, чем дети начнут воспринимать себя как гражданина, им нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно. Поэтому для решения задач патриотического воспитания, прежде всего, большое внимание уделила созданию развивающей предметно-пространственной среде в группе.

В группе создана предметно – развивающая среда патриотической направленности:

- оборудованы центры: «Символика России», «Символика Курской области»;

- подобраны: дидактические игры: «Символы России»,  «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос»  и др.;

- иллюстрации для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрёшка», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края, «Сказки нашего народа»;

 - оформлены сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Уютный уголок»  и др.;

- подобрана методическая,  художественная литература, через которую дети совершенствуют свои знания о подвигах в годы ВОВ, о России, Российской армии и др.

  Для воспитателей подготовила сообщение на педсовете по теме «Игровые технологии в семейном воспитании детей».

Аналитические результаты опыта работы

 

 Для определения уровня развития провела мониторинг  нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствуюсь методикой обследования патриотического воспитания в детском саду  М.И. Новицкой, С.Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой.

 Мониторинг показывает, что в результате  проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию прослеживается положительная динамика: уровень знаний  детей увеличился от низкого (35%) к среднему (60%).  

 В результате проведенной работы дети младшего дошкольного возраста  самостоятельно называют своё имя, фамилию, понимают различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка), знают имена детей группы, воспитателей, помощников воспитателей, адрес проживания, стараются проявлять благодарное чувство к взрослым.
Дети старшего дошкольного возраста знают адрес своего проживания, сотрудников детского дома, называют страну, столицу нашей Родины, символику, президента, планету, жителями которой они являются,  могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях  нашего края, поселка, о жизни и быте русского народа.

  Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Перечень разработанного материала

 

Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Педагогические проекты: «Семья», «Традиции нашей семьи», «Мой любимый детский дом»,  «Вместе дружная семья», «С чего начинается  Родина», « Моя малая Родина – поселок Новоандросово», «Любимый край», «Они должны жить», «Любимая Россия», «Москва – столица Россия», «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День Победы», «Веселая астрономия», «Я и открытый космос», «Новый год», «Елочные украшения», «Широкая масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Дидактические игры: разрезные картинки  «Символы России», «Космос», «Мама, папа, я», «Цветик – семицветик» , «Смайлик».

Папки для рассматривания:  «Предметы русской старины»,  «Государственная символика России», «Природа нашего края»,  «Сказки разных народов».

Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Уютный уголок».

Конспекты непосредственно-образовательной деятельности: «Путешествие по осеннему лесу в поисках клада», «Комнатные растения», «Полёт на Северный полюс», «Мир семьи», «Полёт на космическом корабле», «Всегда мы будем помнить», посиделки «В гостях у Хозяюшки».

Чтение художественной литературы: «Лучше нет родного края» П.Воронько, «Наша Родина» Н. Забила, «Поезжай за моря – океаны» М.Исаковский, Э.Мошковская «Я маму свою обидел», С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?», «Просто старушка», «Старый дед и внучка», Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать?» и др.

Прослушивание песен: «Широка страна моя родная», «Гимн», песен военных лет и др.

   Сообщение для педагогов по теме «Современные игровые педагогические технологии,  направленные на комплексную подготовку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к устройству в семьи РФ

(семейное воспитание).

Планирование работы по нравственно – патриотическому воспитанию

на 2016 – 2017 учебный год

Тематический блок

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Моя семья

Формировать представления о мире семьи; воспитывать любовь к своей семье. Формировать представление о родословной своей семьи

Расширять представления о семье, учить ориентироваться в родословных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним

Мой  дом

Воспитывать уважение к сотрудникам детского дома, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Знакомство с сотрудниками детского дома, развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в детском доме. Учить ориентироваться в детском доме.

Познакомить с адресом детского дома, учить находить детский дом на плане (схеме). Закреплять навыки ориентировки в помещении детского дома и на участке. Научить пользоваться планом детского дома

Мой поселок

Познакомить детей  с названием поселка, вызвать интерес к своему поселку

Воспитывать любовь к своей малой Родине, родной природе. Расширять представления об обитателях нашего края.

Познакомить с поселком, в котором живем, с его особенностями и достопримечательностями

Мой родной край

Познакомить с растительным и животным миром наших лесов, прививать бережное и заботливое отношение к природе.

Воспитывать любовь к своему родному краю, родной природе.

Расширять представления об обитателях нашего края.

Расширять представления о растительном и животном мире, птицах, богатствах родного края, занятиях людей

Родная страна

Познакомить с народно-прикладным искусством, вызвать интерес, чувство восхищения талантам русского народа

Познакомить детей с понятиями Родина, Отечество.

Знакомство с символикой России.

Воспитывать любовь к своему Отечеству.

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству; закреплять знания детей о русском фольклоре; расширять знания о Москве. Расширять представления о символике России, государственных праздниках.

Наша Армия

День победы

Расширять представления детей о защитниках Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины. Формировать представления о почетной обязанности защищать Родину.

Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа.  Формировать представления о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Космос

Вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления о профессии космонавта. Познакомить детей с космонавтами нашей страны

Углублять и расширять представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии. Продолжать знакомить  детей с космонавтами нашей страны

Содержание педагогических проектов

Блок: Моя семья.

Проект «Вместе дружная семья»

Беседы: «Семья и родной дом», «Этикет в семье».

НОД: , «Мужчины и женщины в семье», «Мир семьи».

Д/и:  «Собери семью», «Цветик – симицветик», «Смайлик».

П/и: «Путаница»».

С/р игры: «Семья».

Разучивание пословиц и поговорок о семье.

Семейные чаепития, Празднование дней рождений.

Проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

НОД «Профессии наших мам», «Портрет мамы».

Беседа о профессиях мам.

Д/и: «Кто чем занимается?», «Папа, мама, я».

Слушание песен о маме, чтение художественной литературы.

Блок: Моя малая Родина

НОД: «Мой родной поселок» (познавательное развитие),

«Моя улица» (художественно-эстетическое развитие).

Экскурсия по улицам поселка, к ближайшему лесу, озеру.

Блок: Родная страна

Проект «Широка моя страна родная»

НОД: «Мое отечество Россия», «Россия Родина моя» (познавательное развитие).

Беседы: «Наша родина Россия», «Наша родина Россия, наш язык русский», «Символика России».

Разучивание стихов и пословиц о Родине.

Проект «Я и открытый космос»

НОД «Полёт в космическом корабле» (познавательное развитие).

 «Космическая ракета», «Планета» (художественно-эстетическое развитие).

Чтение и разучивание стихотворений.

Слушание песен о космосе.

П/и «Невесомость», «Космонавты».

Эстафеты: «Солнечные лучики», «Выход в открытый космос».

Беседа рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!»

Блок: Наша Армия

НОД: «День защитников Отечества» (познавательное развитие).

С/р игра «Моряки», «Пограничники».

П/и «Самолёты».

Спортивный досуг «Мы немножко подрастём, защищать страну пойдём».

Проект «День победы»

НОД: «Всегда мы будем помнить» (познавательное развитие),

«Поздравительная открытка»,  «Праздник победы» (художественно-эстетическое развитие).

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий о войне, о Дне Победе.

Презентация «Дорогами войны».

Беседа о традициях празднования Дня Победы.

Чтение произведений о войне.

Разучивание стихотворений.

Прослушивание песен военных лет.

Возложение цветок к памятнику.

Сравнительный уровень нравственно – патриотического воспитания детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе здоровьесберегающих педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет в условиях ФГОС "Научись это любить..."

В данном материале предоставлено описание опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста с примерным перспективным планированием по данному направлению....

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

План тематического контроля: Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, вы...

Педагогический совет по теме: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об о...

Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организацииработы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: системати...

«Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

laquo;Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»...

Индивидуальный план работы воспитателя на 2023- 2024г. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС».

Цель: Повысить профессиональную компетентность с систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС. Задачи:повысить свой теоретическ...