Опыт работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»
статья на тему

Маслова Светлана Михайловна

Представление опыта работы по программе "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы по программе "Истоки"28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»

Содержание духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения определяется «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию РФ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Поэтому одно из основных направлений отечественной педагогики, сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так и недостает в настоящее время в нашем современном обществе.

В своей работе в этом направлении я руководствуюсь, программой И.А. Кузьмина «Социокультурные истоки», в соответствии с которой я выстраиваю всю деятельность по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию.

В  своей работе с детьми среднего возраста стараюсь расширить у них представления о таких духовных ценностях как способность к различию добра и зла, послушанию, почитанию родителей, заботе о ближнем, терпению, доброте, состраданию, так как, постигая нравственные ценности своей семьи, ребенок выходит на овладение основами гражданской культуры.

 Но формирование нравственных понятий очень сложный и длительный процесс,  он требует постоянных моих усилий, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания моих воспитанников. Ведь  ребенку очень трудно сориентироваться в жизни и понять что хорошо, а что плохо, что можно и  должно делать, а чего делать  нельзя и какие деяния наказуемы, а взрослым оставаться безучастными к его проблемам просто недопустимо.

В процессе работы мною были  определены следующие задачи:

- Внедрить в образовательный процесс программу «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте».

- Расширить представление воспитанников о влиянии доброго слова и доброго дела на чувства близких.

- расширить представление   о добром мире, о добрых отношениях с окружающими, знания о добрых словах и их значении в жизни человека,

- учить выражать свою собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного,

- побуждать говорить самостоятельно в ресурсном круге, поддерживать общение со сверстниками и взрослыми,

- учить обращаться с просьбой, считаться с мнением других, выражать чувство благодарности родным и близким.

- учить быть  внимательными, замечать  настроение других, стараться помочь, - научить детей понимать, что есть добро и любовь в жизни человека.

- развитие у детей способности целостного восприятия мира, способствовать формированию таких качеств как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы.

В ходе реализации программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» мною были разработаны и  проведены активные занятия с воспитанниками: «Дороги добра», «Сказочный лес», «Дружная семья».

С целью распространения опыта я провела открытое занятие для педагогов «Дороги добра».

Я поставила перед собой следующие задачи:

Углублять представления детей о доброте, как о ценном, важном качестве человека, поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, высказывать свое мнение.

Учить применять свои знания о нравственных нормах на практике.

Воспитывать нравственные качества – доброту, гуманность

На занятии в гости к детям пришел маленький  Мук и попросил объяснить ему, что же такое добро, каких людей можно назвать добрыми и почему и что же такое дороги добра, где их искать?

Этот вопрос я предложила детям обсудить в ресурсном круге.

В процессе  беседы в ресурсном круге я не только задаю вопросы для обсуждения, но и ищу, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.  

Вместе с Муком воспитанники сделали несколько интересных заданий. Поговорили о хороших и плохих поступках и сделали вывод о том, что хорошие поступки это и есть «дороги добра».

В конце занятия Мук подарил детям звезды за помощь и каждый ребенок объяснил, как он думает, за что Мук подарил ему звезду.

 В предварительной работе я с  воспитанниками, прочитала и обсудила сказки «Петушок и бобовое зернышко», рассказа «Добрая девочка», «Вместе не страшно» - из программы И.А. Кузьмина «Социокультурные истоки». И сейчас при чтении других литературных произведений и обсуждения их содержания – воспитанники выделяют добрые поступки героев – как дорогу добра, что очень приятно. В ресурсном круге мы обсудили с воспитанниками их добрые дела. В группе создан и функционирует экран добрых дел, на котором воспитанники отмечают каждый день свои добрые дела, которые они совершают в группе в течение дня.

 На занятии «Сказочный лес» воспитанники познакомились с основами экологическойкультуры – понятием лес, вспомнили его обитателей, поговорили о правилах поведения в лесу. Экологические знания позволяют ребенку осознать себя человеком, частью природы. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

На занятии мы с детьми обсудили пословицу: «Лесная сторона человека досыта накормит», побеседовали по содержанию сказки «Сегурушка и лиса», что способствовало формированию представлений детей о лесе как о добром друге, все животные в лесу пытались помочь Снегурушке, а бабушка с дедушкой отблагодарили лису за помощь. Далее работая в паре, дети имеют возможность закрепления последовательности событий происходящих в сказке. В ресурсном круге обсуждался вопрос «Почему доброго человека лес встречает добротой?» - каждый ребенок высказывал свое мнение, что способствовало развитию основ экологического сознания – идешь в лес не причиняй вреда животным и растениям и лес откроет тебе свои богатства.

На этом занятии мы с детьми пришли к выводу о том,  что рыбе важнее всего  вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину Сегодня в рамках проекта «Огород на окне» мы учим детей правильному и бережному отношению к природе, учим ухаживать за растениями, быть ответственными за создание условий для их роста и развития.

  В настоящее время считается доказанным, что семья является источником, дающим силу для духовного развития, помогающим ребенку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. А "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности". (об этом указано в "Законе об образовании" ст.18). Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, интересами и потребностями, с рождения начинает воздействовать на душу ребенка, приобщать его к ценностям жизни. Особая  роль отводится  семье и в процессе социализации ребенка: в ней происходит первичная, видовая, родовая, половая, этническая идентификация с людьми разного возраста и пола, устанавливаются нормы и правила поведения, характерные для общенациональной традиционной культуры.

       Но общественный кризис в современном обществе становится причиной распада семьи, отчужденности, оторванности ребенка от родителей. Все больше детей привлекают улица, телевизор, компьютер, чем живые человеческие чувства.

Работа над книгой «Дружная семья» позволяет присоединить всех участников образовательного процесса к традициям русской семьи, приобрести социокультурный опыт отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками.

В активное занятии «Дружная семья» - разговор о семье с детьми я начала с рассматривания иллюстраций с изображением семьи, вспомнив рассказ Т. Корсунской «Семья» из книги «Дружная семья» в котором говорится, что все члены семьи носят одну фамилию, как правило, это фамилия отца.

Далее продолжаю разговор в ресурсном круге:  Вместе с детьми мы вспоминаем произведения из книги «Дружная семья» в которых говорится о дружной семье сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»- в этой сказке мы видим как любовь и преданность сестры и брата помогают друг другу преодолеть жизненные испытания. Далее  продолжаем беседу по рассказу Евгения Пермяка «Первая рыбка» - в рассказе тоже говорится о дружной семье, как большая дружная семья поехала на рыбалку, наловили много рыбы и отдали бабушке. Далее выслушиваю ответы детей на вопрос «Что нужно делать, чтобы ваша семья жила дружно и счастливо? В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть обязанности, которые выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют друг к другу любовь и заботу , а дети уважают и слущаются родителей, не зря говорят, что не нужен клад, когда в семье мир да лад

 Данное занятие переросло у нас в проект «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» который завершился в мае праздником посвященным дню семьи.

Цель проекта: Восстановление у родителей и воспитанников традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи. 
Задачи: формировать у детей представление о семье, профессии родителей; воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; развивать коммуникативные навыки детей. В рамках реализации этого проекта каждая семья создала и представила свое партфолио.

Была организована выставка рисунков: «Мама, папа, я – дружная семья!», «Мама, папа, я – спортивная семья!», были организованы игры – эстафеты между семьями воспитанников, оформлены газеты: «Дома маме помогаю», «Вместе с папой», «Наше любимое место отдыха», что способствовало установлению отношений сотрудничества между детьми, родителями и педагогами; повысило уровень психолого–педагогической компетентности родителей в вопросах развития и обучения детей дошкольного возраста; создало условия для развития детей в совместной творческой деятельности с родителями и педагогами ДОУ;

  По результатам  проведенного мониторинга по программе «Истоки» прослеживается положительная  динамика   нравственного   развития  воспитанников, Воспитанники имеют представление  о влиянии доброго слова и доброго дела на чувства мамы, представление о добром мире, о добрых отношениях с окружающими, знания о добрых словах и их значении в жизни человека, выражают свою собственную оценку от прочитанного взрослым и услышанного, говорят самостоятельно в ресурсном круге, поддерживают общение со сверстниками и взрослыми, стараются считаться с мнением других, учатся быть внимательными, замечают настроение других, стараются помочь, умеют высказать благодарность, обратиться с просьбой, проявляет чувство благодарности родным и близким людям, сверстникам, радости и красоты родной природы, проявляют положительные эмоции, жизнерадостность, уважительное отношение к окружающим, доверие к миру и людям. Возрос интерес  родителей к духовно-нравственному воспитанию детей. Родители стали активнее  включаться  в  деятельность  детского  сада, направленную  на  духовно-нравственное  развитие  детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Программа группы раннего возраста (1 г. 2 мес.-3 года) на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "Истоки"авторы Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Антонова Т.В.

Программа группы раннего возраста (1 г. 2 мес -3 года) на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "Истоки" авторы Парамонова Л.А., Алиева Т.И., Антонова Т...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 3-7 года жизни.

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни....