Подготовка "особых детей"к обучению разным видам деятельности.
консультация на тему

Зубкова Ирина Юрьевна

Материал предназначен для родителей и воспитателей "особых детей", в котором предлагаются стратегии, которые помогут справляться с имеющимися затруднениями и шаг за шагом переходить на новые ступени овладения социальными навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом  в специализированные дошкольные учреждения поступает все больше «особых детей», в результате чего возрос  интерес к проблеме помощи таким детям  и эта проблема,  приобретает все большую актуальность. Цели и задачи, общие для обучения и воспитания всех детей, — содействие их всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостатками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении следует учитывать значительно более низкий уровень их возможностей, необходимость применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Важным результатом дошкольного воспитания и обучения является реабилитация проблемных детей  в плане бытового самообслуживания. В нашем дошкольном учреждении осуществляется кропотливая повседневная работа по привитию детям навыков самообслуживания и культурного поведения в обществе.

Развитие навыков самообслуживания и обучение разным видам деятельности представляет для «особого» ребенка большую проблему. Сложность его обучения социально-бытовым навыкам в большей степени связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами. Свою работу мы начинаем с установления эмоционального контакта с детьми.  Как это происходит?

  1. Привлечение  внимания ребенка к себе. Установление эмоционального контакта.

На этом этапе важно получить необходимую информацию от родителей ребенка: в какие игрушки любит играть ребенок, какая самая любимая игрушка, какую еду предпочитает, какие виды подвижной деятельности предпочитает, какие телесные прикосновения ему нравятся, что успокаивает, когда расстроен или наоборот, что веселит, когда капризничает. Затем определяем фокус внимания ребенка, дистанцию, т. е. ищем варианты положений, благодаря которым, мы оказываемся в поле внимания ребенка. Наиболее оптимальное положение для себя и ребенка, это когда ребенок сидит напротив нас, а мы на уровне глаз ребенка. Мы хотим, чтобы дети смотрели на нас, чтобы они сохраняли зрительный контакт и четко видели выражение нашего лица, взгляд и движение рта, когда мы говорим. Положение сидя помогает ребенку сосредоточить внимание, потому что стул удерживает ребенка и не позволяет ему с легкостью убежать. Так же можно использовать кресла-мешки.

Чтобы сделать попытку установления эмоционального контакта успешной, мы старались организовать ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Сначала ребенок должен получить опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, мы смогли бы постепенно развивать более сложные формы взаимодействия.

Установление эмоционального контакта с ребенком, вовлечение в сопереживание даст нам возможность поднять его активность, побудить его попробовать с нашей  помощью перейти от защиты к постепенному освоению мира.

 Первые попытки общения проходили без спешки, в очень спокойных условиях, ребенку надо дать время даже просто для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке, так как его могут спугнуть и громкий голос, и резкие движения, и вообще излишняя активность и суетливость взрослого. Сначала детям было неприятно слишком прямое обращение: пристальный взгляд, окликание по имени, активные попытки привлечь внимание, вопросы, настойчивые предложения что-то посмотреть, послушать, с чем-то поиграть. Но мы давали понять ребенку,  что   находимся  здесь ради него, что он нам симпатичен и нам  интересно то, что он делает.

Приведу такой пример, мальчик очень любит вертеть в руках различные предметы. Вижу момент, когда ребенок сидит за столом и вертит предмет в руках, сажусь напротив него и осторожно беру предмет и буквально на несколько секунд этот предмет поднимаю на уровне своих глаз рядом, как только мальчик посмотрел на меня, говорю: Молодец, Миша, ты посмотрел на меня и отдаю игрушку. И такое упражнение повторяется несколько раз, пока вы не увидите, что мальчик смотрит на вас все более длительное время. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Наша дальнейшая задача состояла в том, чтобы на основе этих игр, мы смогли выделить элементарную инструкцию из ситуации, сделать слово руководством к действию.

  1. Создание для ребенка комфортных условий для обучения.

Находящиеся в окружающей обстановке предметы могут в значительной степени привлекать к себе внимание  ребенка. Чтобы немного уменьшить эту конкуренцию, необходимо изменить окружающее пространство. Необходимо выяснить, какие предметы в окружении отвлекают ребенка от занятий и убрать эти предметы в ящики, контейнеры – с глаз долой, чтобы не отвлекали ребенка. Определить место для занятий, как поставить стол, стул, куда посадить ребенка, чтобы в фокусе ребенка были только педагог и предметы для занятия.  Ребенка могут отвлекать попытки сразу несколько человек одновременно вступить во взаимодействие. Поэтому,  для начала будет достаточно, если ребенок научится удерживать внимание на ком-то одном.

  1. Подготовка педагога к занятию . Речь.

Педагог определяет зону ближайшего развития ребенка и на основе этого, готовит определенные задания для него.  Подготовленный материал должен  быть практичным, чтобы ребенок не смог его разорвать, разбить, сломать.  Весь материал должен находиться рядом с педагогом в контейнере, чтобы педагог в любую минуту мог достать необходимый материал для занятия. Речь  педагога должна быть четкой, с правильными, конкретными инструкциями для ребенка:  Сделай так! (педагог хлопает в ладоши) Дай шарик! Нужно помнить, что « особые дети» не все быстро усваивают полученную информацию, поэтому дав такому ребенку инструкцию, нужно выждать паузу…..несколько секунд и снова повторить инструкцию.  Можно воспользоваться помощью другого педагога ( тьютера) при обучении ребенка нового действия или новой игры. Нужно помнить еще о том, что интонация речи педагога должна быть разной, когда занимаемся и когда хвалим  ребенка. Когда хвалим ребенка за то, что он сделал, речь должна быть яркой, эмоционально насыщенной и обязательна улыбка: Молодец, ты дал мне мяч!

Итак, мы установили эмоциональный благоприятный контакт с ребенком, продумали обстановку для обучения ребенка, выяснили предпочтения каждого ребенка у родителей,  продумали план занятий, составили индивидуальную программу для каждого ребенка – пора переходить  к выполнению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет возрастных особенностей детей при организации разных видов деятельности

В данном материале описаны возрастные особенности детей дошкольного возраста. Предложены кинезеологические разминки....

«Индивидуальный подход в обучении детей, основанный на разных видах учебной деятельности».

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальн...

Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию.

Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказыва...

«Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблем...

Презентация к консультации «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности».

Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учи...