Главные вкладки

    Мастер-класс для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ "Учимся петь играя"
    презентация по теме

    Варенникова Татьяна Федоровна

    Мастер-класс для музыкальных руководителей и педагогов ДОУ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                 МБДОУ Детский сад №1 «Солнышко»  

    общеразвивающего вида

    с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

    п. Вурнары, Вурнарского района Чувашской Республики

    Конспект

    проведения мастер-класса

    на тему

    Выполнила

    Татьяна Федоровна Варенникова,

    музыкальный руководитель

    МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко»

    Вурнары

    2017

    Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме.
    Задачи: Развивать певческие навыки, звуковысотный, динамический слух у детей.
    Обогащать детей новыми впечатлениями.
    Побуждать к самостоятельному различению основных свойств музыкального звука.

    Ход выступления: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хотела  бы уделить внимание такому разделу музыкального занятия, как РАСПЕВАНИЕ. Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыкальные руководители в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени – успеть бы остальное!   Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим  упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом.  

     Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно – следственные связи.  Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно"  в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Все мы выросли на "Музыкальном букваре" Н.А.Ветлугиной, и огромное ему спасибо за эти упражнения. Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и

    птенчики", "Качели", "Бубенчики", «Эхо» и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!

    Как же сделать так, чтобы нашим детям  стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Может быть, вспомнить о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть, так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным?

    Нетрудно придти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.

         Вот почему мы используем «ИГРОВОЕ  РАСПЕВАНИЕ» по методике музыкального руководителя МБДОУ №15 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Калуга - Аллы Анатольевны Евтодьевой. (Игровая методика была представлена на Международной конференции по Дошкольному образованию в 2010 году. Методика педагога освещена в журнале «Современное дошкольное образование» в 2013 году и в многочисленных СМИ по Калуге и Калужской области.)

     ИГРОВОЕ РАСПЕВАНИЕ включает в себя  два образа, две музыкальные фразы на высокое и среднее звучание голоса. Берутся знакомые и понятные детям сюжеты, герои сказок или образные зарисовки, предлагается для них несложный текст и мелодия в двух регистрах: среднем и высоком.

    Наглядность и  образность этих картинок  помогает детям озвучивать  данных героев в  разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них.

       Такое игровое распевание  многофункционально: 

    1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е  .чистое интонирование.    

    2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и  пение товарищей;

    3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

    4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ   с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

    5.  Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений,  музицирование детей.  

         Одним из вариантов  использования ИГРОВОГО РАСПЕВАНИЯ в группе может стать музыкально-дидактическая игра «Музыкальный кубик».

    Ход игры: дети (на мастер-классе – взрослые) стоят в кругу.

     По часовой стрелке дети под музыку передают друг другу кубик и поют:

    «Ты не стой и не зевай,

    Кубик дальше передай!

    Этот кубик не простой,

    Он укажет нам с тобой,

    Какую песню будем петь,

    Чтоб голосочки разогреть».

    Ребенок, на котором остановился кубик, бросает его на пол. На верхней стороне куба видит иллюстрацию к знакомой песенке-распевке. Все исполняют ее. С окончанием песни берет кубик в руки и передает его дальше, игра повторяется.

                                                               

    Еще я предлагаю Вам изготовление игрушки для распевок и музыкальных игр, которая поможет нам научить детей правильно открывать рот во время пения. (Стараемся , чтобы во время пения рот открывался в высоту, а не в ширину. Когда рот открывается в высоту, образуется купол и становится больше места для звука, звук приобретает красивое, полётное звучание).

    Нам понадобятся: детские гольфы или носки, красный картон, кусочек меха, шерстяные нитки, синий маркер, ножницы, супер клей, игла, катушка ниток, белый картон для глаз, либо шарики для пенопласта.

    Пошаговое изготовление:
    1. Вырезаем из картона овал.

    2. Наклеиваем овал супер-клеем на гольф.

    3. Рисуем маркером небольшие кружки на шариках пенопласта или картона

    4. Приклеиваем супер-клеем шарики к гольфу.

    5. Пришиваем кусочек меха или нитки из шерсти на гольф.

    6. Червячок к игре готов.

    Ход игры:

    Музыкальный руководитель: Жил веселый червячок,
    Славный, милый, добрячок.
    С детства очень петь хотел.
    Так как надо не умел.
    И приполз он в детский сад,
    Поучиться у ребят.

    ( Музыкальный руководитель показывает червячка детям )

    Музыкальный руководитель: Познакомитесь, дети, это червячок Бади. Давайте ему покажем с чего нужно начинать, чтобы научиться правильно петь. Для этого нам поможет распевание:

    1. Начнем с пения закрытым ртом, пропоем звук «М». Сомкнем губы, разомкнем зубы и тихо пропоем.

    ( Музыкальный руководитель держит на руке червячка с закрытым ртом и поет вместе с детьми )

    2. Теперь чуть громче немного приоткрыв рот, пропоем звук «О».

    ( Дети вместе с червячком, чуть открывая рот, поют )

    3. Следующий звук «А» споем громко, широко открыв рот.

    (Все поют)

    4. А теперь, соединим эти звуки вместе, пропоем их постепенно поднимаясь вверх. Кто покажет червячку, что у нас получилось.

    ( Музыкальный руководитель по очереди предлагает одеть на руку червячка и пропеть задание)

    Музыкальный руководитель: Молодцы дети, молодец Бади. Приходи на следующее занятие, мы покажем много новых упражнений для развития голоса.

    Нетрудно прийти к выводу, что чем интересней, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат.

    Сейчас я предлагаю изготовить музыкального червячка и Вам. ( Выходят желающие).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Учимся петь играя МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей п. Вурнары, Вурнарского района Чувашской Республики Тема: Подготовила: Т.Ф.Варенникова, музыкальный руководитель

    Слайд 2

    Детям очень нравится петь А распеваться ?

    Слайд 3

    В данном случае важно их ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ

    Слайд 4

    Перед распевкой выясняем: Может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться? Может ли летчик без подготовки поднять в небо самолет?

    Слайд 5

    Перед распевкой выясняем: Может ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? КОНЕЧНО НЕТ.

    Слайд 6

    Тогда Может ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не тренирует свой голос?

    Слайд 7

    Все мы выросли на «Музыкальном букваре» Н.Ветлугиной

    Слайд 8

    Огромное ему спасибо за эти упражнения Эти прекрасные вокальные упражнения обязательно надо продолжать использовать

    Слайд 9

    Но их очень мало. Невозможно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребывания в детском саду!

    Слайд 10

    Евтодьева А.А. Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме

    Слайд 11

    Дети озвучивают зарисовки из сказок , совершенно четко понимая, что Медведь, Карабас-Барабас и Великан будут петь именно средним голосом, а куклы, стрекозы, птички – только высоким, и стараются отобразить это голосом.

    Слайд 12

    35 иллюстраций к игровому распеванию сделаны в формате А4 – чтобы детям было хорошо видно

    Слайд 13

    Теперь можно смело переходить к разделу «ПЕНИЕ», заранее обговорив с детьми, что и высокий, и средний голос из распевок мы теперь «переносим» в любую песенку, а низкий голос мы с собой в пение не берём, потому что его даже и не было в наших весёлых распевках.

    Слайд 14

    Качественное исполнение песен Схема песни

    Слайд 15

    Для малышей эта картинка будет игровой и занимательной

    Слайд 16

    «Музыкальный кубик» Музыкально-дидактическая игра «Ты не стой и не зевай, Кубик дальше передай! Этот кубик не простой, Он укажет нам с тобой, Какую песню будем петь, Чтоб голосочки разогреть».

    Слайд 17

    Мастер-класс по изготовлению музыкально- дидактической игры «Музыкальный червячок»

    Слайд 18

    Нам понадобятся: Детские гольфы или носки Красный и черный картон Ножницы Супер-клей Кусочек меха или шерстяные нитки

    Слайд 19

    Пошаговое изготовление: 1 шаг: Вырезаем из красного картона овал и наклеиваем его супер-клеем на гольф

    Слайд 20

    2 шаг: из ватных дисков или синтепона сшиваем 2 шарика, к ним приклеиваем небольшие кружочки из черного картона

    Слайд 21

    3 шаг: Приклеваем супер-клеем шарики к гольфу

    Слайд 22

    4 шаг: Пришиваем кусочек меха на гольф. Червячок Бади к игре готов.

    Слайд 23

    Жил веселый червячок, Славный, милый, добрячок. С детства очень петь хотел. Так как надо не умел. И приполз он в детский сад, Поучиться у ребят.

    Слайд 24

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

    Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

    МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

    Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

    Использование интегративной музыкотерапии и музыкально – ритмических движений для коррекции и профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата у дошкольников во взаимодействии музыкального руководителя и педагога - психолога

    Наша творческая группа (Кутузова Л.А., педагог-психолог, Рябова Т.В., музыкальный руководитель, Федоренко Л.Н., старший воспитатель) представляет способ организации практического взаимодействия всех у...

    Мастер – класс «Интеграция деятельности музыкального руководителя с инструктором по ФК с использованием инновационных технологий»

    (Перед началом мастер - класс, участникам раздаются  картинки с изображением для участия телевизионных шоу). СлайдДобрый день! Думаю, ув. коллеги, среди присутствующих не найдетс...

    Мастер-класс на РМО музыкальных руководителей

    Музыкально-дидактическая игра "Ритмослоги"....

    Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

    Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...