Деятельность воспитателя по разработке и реализации Индивидуальной образовательной программы для дошкольника с ОНР.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Разработка индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 199«Муравьишка».

                                                                                            Характеристика

На Касаева Егора, 10.12.2011 года рождения, 6 лет, посещает детский сад с 28.08.2014 года, группа старшая.

Заключение ПМПК диагноз ОНР.

 Егор воспитывается в полной семье мама Касаева Татьяна Владимировна, папа-Касаев Дмитрий Васильевич.                                                                                

Материальное положение удовлетворительное. Стиль детско – родительских отношений демократичный. Процесс воспитания под контролем: родители интересуются проблемами воспитания своего ребенка, консультируются с педагогическим составом. Многоязычия, нарушений речи у близких родственников нет. Проявляют интерес к консультациям и рекомендациям воспитателей в уголке для родителей, а также регулярно посещают родительские собрания. Воспитанием в основном занимается мама. В семье придерживаются режима дня, соблюдаемого в детском саду.

Любимые игры постройки из конструктора, машины, лего. В играх ведет себя хорошо, предпочитает ведомые роли, играет дружно. Не доводит игру до конца, иногда не подчиняется правилам. Взаимодействия со сверстниками в игре дружелюбные. Уровень развития игровой деятельности низкий, предпочитает: рисование, лепку, конструирование, любит музыкальные занятия. Работоспособность: не проявляет интерес к занятиям, на занятиях неактивен. Мелкая моторика рук развита плохо, в общей отмечается задержанная переключаемость движений. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Не усидчив, быстро утомляется, отвлекается.

С логопедом не занимался. Словарь ребенка: бедный речевая моторика развита недостаточно. Общее звучание речи невнятное: говорит односложно, использует первые слоги слов. В свободной деятельности говорит много, но не очень понятно для окружающих. Многие слова употребляет в приближенном значении. Плохо понимает суть пространственных отношений. Затрудняется в классификации предметов, подборе обобщающих слов. Словарный запас недостаточный. Активный словарь в количественном отношении беднее, чем пассивный. Навыками словообразования и словоизменения не владеет. Затруднено понимание грамматических структур выражающие временные и пространственные отношения. Искажена звука слоговая структура слова. Грубо нарушена слоговая структура слова.

   Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы происходит замедленно, с отставанием от нормы. Восприятие у Егора фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают неполноценно, ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала успешнее при наличии наглядной опоры. Внимание - неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперреактивности и дефицита внимания. У Егора более сохранно- наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия.                                                                        

Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет программа группы.  Неспособность к умственному усилию и напряжению по всем разделам программы, недоразвитие произвольных видов ведет к неуспеваемости у Егора по всем занятиям. Не критичен к результатам собственной деятельности. Во взаимодействии с детьми демонстрирует эмоции, понимает эмоциональное состояние партнера. Отношение со сверстниками не устойчивое, зависит от ситуации. Положение в группе: пользуется симпатией предпочитает играть с мальчиками. Ведет себя спокойно.  В игре берет на себя второстепенную роль, с которой не всегда справляется, в результате ребенок становится капризным, обидчивым.

Поведение мальчика соответствует более младшему возрасту. Значительно отстает Егор и по форсированности регуляции и само регуляции поведения, в результате чего не может хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии. Педагогами отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости. Не подчиняется требованиям взрослых.

Предпосылки к учебной деятельности развиты слабо. Предметные; не владеет необходимыми умениями и навыками в ходе освоения содержания художественно эстетической, социально коммуникативной, познавательной и физической деятельности,  навыки слабо развиты. Универсальные предпосылки учебной деятельности слабо развиты, регуляция на низком уровне;                                                                                                                                                                                                                                                                                  

  Личностные – характеристики мотивационного, морального, нравственного, эмоционально волевого развития слабые.

В ДОУ созданы все условия для образования и социализации дошкольника. Педагогическая, психологическая готовность родителей. Возможность воспитателей и узких специалистов (логопеда, дефектолога, психолога, и т.д.) обеспечивать коррекционный процесс для ребенка с различными нарушениями в развитии. Наличие технических средств, обучение для детей, нуждающихся в них. Есть все условий для беспрепятственного посещения ДОУ ребенка с отклонениями в развитии.

Характеристику составили и подписали:

Заведующий МБУ №199 «Муравьишка».

Зам.зав.по ОВР

Педагог-психолог

Воспитатели: Синцова А.А.

Индивидуальная образовательная программа

на К. Егора посещающего среднюю группу детского сада.

  На сентябрь - октябрь 2017 учебного года.                                                                                                                                                                      

 Данные о ребенке.

Ф.И.: К.Егора

 Дата рождения 05. 10. 2011г.                  На момент обследования: 5 лет 11мес.

Посещает группу №3 «Воробьишки» с сентября 2014года.

Медицинский и психологический диагноз: ОНР-II уровень

Цель: Формирование навыков коммуникативной регуляции, и максимальной подготовки ребенка к школе.                                                                                

1. Преодоление нарушений когнитивной сферы:

- повысить уровень речевой активности и понимания речи посредством дидактических игр и упражнений.

- развивать умения полноценного звукопроизношения: звуков «с –з», «с –ш», «л –р».

- развивать  навык устойчивого внимания.

2. Формирование навыков аффективного контроля:

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.

- формировать умение действовать по правилам по образцу, планировать свою деятельность.

- формировать навык ориентировки тела в пространстве.

3. Формирование навыков произвольной регуляции деятельности:

-  формировать у ребенка навыки контроля своего поведения на занятиях.

-   формировать точные направленные движения обеих рук.                                                                                                                                                                                                                                

- формировать потребность в общения со сверстниками.

Направление

Коррекционно-развивающая задача

Образователь

ный результат

Способ контроля

Содержание работы

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатель

Музыкальный руководитель

Родители

Коррекция когнитивной сферы

1.Повысить уровень речевой активности и понимания речи посредством дидактических игр и упражнений.

Понимает и активно разговаривает с детьми.

Методика выявления особенностей речевого развития детей. А.А.Павлова, Л.А. Шустова.

В играх и упражнениях продолжать развивать коммуникативные навыки. Посредством дидактич. и с\ р игр.

Д.И. «Скажи правильно»

«Послушай и перескажи»

 Игра «К нам пришли гости».

Игра «Запомни, и перескажи».

Пальчиковые игры.

Упражнение «Помоги другу в постройке гаража», «Назови детенышей».

 Пение совместно с детьми. «Катюша»

 Игра «Скажи какой»

2.Развивать умение полноценного звукопроизношения: звуков «с –з», «л – р», «с –ш».

Умеет полноценно произносить звуки.

Диагностика. Обследование звукопроизношения дошкольников В.Г.Чиркина

«Предложения для повторения».

Артикуляционная гимнастика на коррекцию дыхания и развития голоса.

Игра на развитие слухового внимания.

Игра «Повтори за мной»

Заучивание скороговорок.

Пение «Ноты» (пение с движениями рук) (рус. народ. мелодия)

Ролевая игра «К нам гости пришли»

 3.Развивать навык устойчивого внимания.

Умеет запоминать, размышлять и говорить.

Методика для исследования памяти и мышления В.М. Когана.

Игра «Летает не летает», «Наоборот». Приемы для запоминания

Упр. Для стимуляции слухового внимания «Угадай кто кричит», «Угадай на чем играют», «Телеграфист» отстукивание ритмов.

Развив. Игра «Следи за своей речью», «Спрятанное слово», «Все помню».

Д\и «Посмотри, запомни, и перескажи.»

Д\и «Послушай, и перескажи»

«В траве сидел кузнечик», послушай и спой.

Заучивание скороговорок.

Коррекция навыков аффективного контроля.

1Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.

Устанавливает причинно-следственные связи по теме «Домашние животные».

Забрамная С.Д. «Последовател ьные картинки».

Тест на умение ребенка устанавливать причинно -  следственные связи «Закончи предложение».

Игра «Закономерность». «Угадай, что съел?», «Чудесный мешочек», «Съедобный, несъедобный», «Найди вторую половинку» «Собери по цвету».

Пересказ по серии сюжетных картин.

Игра «Что сначала, что потом?» (на основе эмоционального состояния).

«Продолжи фразу».

Экспериментирование с водой «Волшебница водица»

Упр. Поднимись по лесенке нот и спустись с нее.

«Продолжи сказку»

2Формировать умение действовать по правилам по образцу, планировать свою деятельность.

Умеет действовать по правилам по образцу планирует свою деятельность.

Диагностика форсированности навыков учебной деятельности. Методика «Домик», «Узор»

Игры «Сделай как на картинке», «Нарисуй как пойдет Незнайка?».

«Как ты это сделаешь?».

Игра «Расставь фигуры по порядку».

Игра

«Чего не хватает?»

«Собери на стол для гостей»

Игра «кто за кем, и для чего?

Игра «Помоги папе собраться на рыбалку».

Коррекция регуляторно-волевой сферы

3.Формировать навык ориентировки тела в пространстве.

Сформирован навык ориентировки тела в пространстве.

Методика пространственной ориентировки А.А. Лысова.

Игра на ориентировку в пространстве. «Вправо, влево», «Сделай узор на салфеточке».

Игры на ориентировку в пространстве. «Солнышко»,

«Скульптор»

Упражнение

«Где Машенька?», «Найди место».

Д\И «Найди свое место», «Зайцы и волк».

Упр. «Где хлопок?».

Игра «Собери башенку».

1Формировать у ребенка навыки контроля своего поведения на занятиях.

Умеет контролировать свое поведение на занятиях.

«Поведение в конфликтной ситуации. Тест опросник К. Томаса.

Дыхательные упражнения, упр. с правилами.

«Упр. для языка и мышц челюсти».

Упр. Для релаксации и визуализации» «Морские рыбки»

Упр. «Я сильный – я слабый»

Учимся сидеть и слушать песни.

Игра «Продержись дольше».

2. Формировать точные движения правой и левой руки.                                                                              

Развита общая и мелкая моторика.

Методики «Психомоторики» Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич «Пальчик с носиком здороваются», «Нарисуй пальцами кружечки»

Игры с пальчикам сопровождаемые стихами «Сидит белка на тележке», «Дружба»

 Упр. «На параде», пройтись «По тропинке», Игра «со спичками», «С прищепками».

Упр. «С бусинками», массаж кистей рук.

Лепка «Маленькие человечки». «Пройди по мостику».

Упр. «Игра на фортепиано на свое усмотрение»

Помощь маме «Лепка пирожков».

3 Формировать потребность в общения со сверстниками.                                                                                                                                              

Сформирована потребность общения со сверстниками.

Социометрическая методика «Два домика» по Т.Д. Марцинковской, диагностика развития общения со сверстниками.

Работа над дикцией, развитием речи. И постановкой звуков.

Развитие техники речи, формирование фонематического слуха.

Занятие в кругу со сверстниками. «Беседа по сказке «Аленушка»

Игры «Азбука эмоций»; «Ребята с нашего двора»; «Хорошо-плохо».

Упр. «Наши малыши»

Рассматривание картинок и беседа по ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускной проект по теме: Деятельность воспитателя по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы для дошкольников с ОНР

В современном мире становиться много детей с различными видами отклонений в развитии, которые нуждаются в помощи логопеда, психолога. для того, что бы работать с такими детьми мы разрабатываем индивид...

Семинар-практикум:«Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута для детей с ТНР в условиях ДОУ»

Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и старших воспитателей, работающих на группах компенсирующей  и комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ТНР). Цель: разрабо...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования первая младшая группа. Срок реализации: 1 год...

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год

Рабочая программа воспитателя дошкольной группы по реализации основной образовательной программы дошкольного образования старшая группа. Срок реализации: 1 год...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута как условие обеспечения качества дошкольного образования

Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения обучающихся ( в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) является одной из специальных технологий дошкольного образования. Она предполагает про...