Работа с родителями
материал (подготовительная группа) по теме

Cаин-оол Чечек Борбак-ооловна

В канун праздников  ко Дню Матери и ко Дню Отцов среди родителей в подготовительной к школе группе  №2 проводился конкурс "Мои мама и папа -самые лучшие". 

Цели конкурса:

1)укреллять связь дошкольного учреждения с семьей.

2) побуждать родителей к совместной деятельности с детьми и объединять их в творческую команду.

3) стимулировать детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности

4) создать приподнятую эмоциональную атмостферу в предверии праздников.

Итоги конкурса:

Номинация "Самый лучший папа"-Хомушку Х.А.

Номинация" Самая лучшая мама"- Кара-оол А.О.

Номин ация "Лучший талант"- Хомушку Н.Б.

Номинация "Оригинальное блюдо" -Куулар Д.Д

Номинация "Эрудит"- Хомушку А.А.

.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

       МБДОУ д\с “Чечек”с Кызыл-Мажалык.

Адалар, иелер хуннеринин  байырлалынга тураскааткан хоглээшкин.

                    “Авам ,Ачам шыдаар улус ! “                                              

              ( Улуг болуктун ада-иелеринге эрттирген)                                  

                                                                               Disney Minnie Mouse With Balloons Pictures - JoBSPapa.com

                                                                                             

Эртирген башкы: Саин-оол Ч.Б

Адалар, иелер хуннеринге тураскааткан кежээ.

“Авам, ачам шыдаар улус!”

Белектел ажылы: Ада-иелерни кежээни канчаар эрттиреинге белеткээри.

Бажыңынга белеткел  ажылы:  

Ачалары:-“ Алдын холдуг адалар бис”.(Холу –биле кылган чуулдер эккээр-6 ада).

Авалары: “Холу чемсиг авалар бис”.(Амданныг аъш-чем кылып эккээр -6 ие(салат, пицца, торт)).

         1.     Башкарыкчы: Ачы буян тарыкчызы,

                                        Ава кижи турбаан болза

                                        Айнын адаа шак бо черге,

                                       Амыдырал кайыын турар

                                       Ынчангаштын ава кижи,

                                       Ынакшылдын унер дозу

                                      Авыралдыг аваларга

                                      Аас- кежик ,кадыкшылды

                                     Байырлалы таварыштыр кузевишаан,

                                     Алгап – йорээп ырлап тур бис !

              2.    Ыры: «Ава»

Башкарыкчы: Ада- иелеривиске шулуувус чугаалаптаалынар.

3. Бөлүктүң уруглары шулуктээр.

      Чооду Кара- Күске.

Авам, ачам шыдаар улус!

  • Амыдырал, ажыл дээштиң
  • Авам, ачам анаа орбас.
  • Ажы-төлү бисти дээштиң
  • Амыр-дыжын харамнанмас.
  • Авам, ачам шыдаар улус!
  • Авам шыдаар, ачам шыдаар!

Башкарыкчы:

Төөгу. Аваларны алдын хун дээр. Бо айда Адалар хуну база Иелер хүнү деп байырлалдар чаңгыс ноябрь айда болуп турары онзагай.

Адалар хүнү деп байырлалдың тыптып келген кыска төөгүзүн таныштырыптайн.

Хөй, хөй чурттарда, июнь айның үш дугаар улуг хүнүнде Адалар хүнүн байырлап турар. Адалар хүнун эң-не эгезинде Америкага демдеглеп эгелээн. Сонора Смарт деп херээжен кижи 1909 чылда, церьковка “Иелер хүнүн” демдеглеп турар мөргул (во время службы)  үезинде мынча деп боданган. Мээң авам чок апарган соонда, бисти 5 ажы-төлун ачам азырап, кижизидип өстурген-не болгай. Ачамны Уияльм Джексон Смарт дээр. Сонора: “ Мээң ачам онзагай, ол бодунуң ада хүлээлгезин эки күүседип, шыдамык, ак сеткилдиг, уругларының ынак ачазы чораан. Сонора чазак баштыңчыларынга мындыг сүме киирген. Адалар байырлалын тургусса чүл деп, сумезин киирерге, удаваанда ол байырлал ынчаар тывылган. Оон эгелеп-ле шупту чурттарга, хоорайларга билдингир апарган. Ынчангаш-  Адалар хүнү - оолдар, уругларның адазынга ынакшылын, өөрүп четтиргенин илереткениниң демдээ кылдыр тывылган.

Бистиң Тывага “Адалар хунун”  2012 чылдың сентябрь 25-те Улуг Хуралдың депуттатары, тускай байырлал кылдыр доктааткан. (Кодекс чести мужчин Тувы.).9 кезектен тургустунган.(коргузер).

Адалар хунунуң байырлалының бүдүүзүде Кызыл хоорайга  садикте уругларның адаларының аразында конкурс болуп эрткен. Ол конкурсту- “Моя мужская педагогика” –деп адаан. Ук конкурс адаларның амыдырал чуррталгага өг-булеге дузалыын, эргим кижизи, ажы-төлунге, алган өөнуң иштинге быжыг чөленгиижи, чоргааралы, өг-булезинде сагып чоруур сагылгаларын, езулуг эр кижиниң кижизидилгези, ажы-төлунүң келир үеде төлептиг кижилер кылдыр өзеринге улуг идигни берип чорууру көстүп турар.

1) День отца-священный праздник

Его нужно почитать!

Всех отцов без исключения!

Будем все мы поздравлять!

2)Наша гордость и опора,

                Наши милые отцы!

                Вы для нас пример здоровый

                Вы по жизни молодцы!

3) Быть папой-огромная радость!

                Быть папой-забота и труд

Храните семью от ненастья

Ведь вас там и любят и ждут!

Звучит лучшей песней на свете

                        Биение детских сердец,

Навек вам присвоили дети

Высокое звание-“Отец”.

Уругларның шулуктери.

Ачам.

Ажы-төлу бистерни

Азыраар дээш кызып чоруур

Кылбас тутпас ажылы чок

Кызымаккай мээң ачам!

Ачам чокта чалгааранчыг

Артында-ла соок ышкаш

Ачам келгеш хөөрей бээрге

Амыдырал хөглуг апаар!

Папа!

Ты мой папа самый лучший

Сильный, добрый и родной

Терпеливый и могучий

Знай, что я всегда с тобой!

Я люблю тебя, родитель!

И горжусь, что мой отец-

Это в жизни победитель

Это истинный боец!

Ыры “Ачай”.

Башкарыкчы. Ачаларывысты алгап, мактап шүлүктедивис, ырлаштывыс.

     

      Ие созун ижип болбас ,

      Ада созун ажырып болбас.

                                         

                           

.              Ачы буян тарыкчызы

              Ава кижи турбаан болза,

              Айнын адаа шак бо черге

              Амыдырал кайыын турар

              Ынчангаштын ава кижи,

              Ынакшылдын унер дозу

       

              Авыралдыг аваларга

              Аас- кежик ,кадыкшылды

              Байырлалы таварыштыр кузевишаан,

             Алгап – йорээп ырлап тур бис.

                  Ыры: “Ава”

                          Башкарыкчы:

    Ам авалар хунунуң тыптып келгенин кыска төөгузун таныштырыптайн.

        Бистиң чурттувуста  Иелер хүнүн 1998 чылдан эгелеп ноябрь айның сөөлгу улуг-хүнүнде демделгеп турар. База-ла бир дугаар иелер хүнүн Америкага демдеглеп эгелээн.

Авазының овур-хевири-бичии уругнуң боттанып кээри, ол авазынын үнүн дыңнап сактып эгелээри. Оон эгелээш-ле үзүлбес быжыг харылзаазы эгелээр болгаш чуртталагзының төнчузунге чедир уламчылаар. Ол хунде эн-не кол көргузер чүүлүвүс, ие кижинин чер кырынга эң-не үнелии, эң-не эргим, амыдыралдың чаяакчызы, өг-бүлениң быжыг харылзаазының дөзү. Ие кижиниң төлүнге ынакшылы дег ындыг ынакшыл өртемчейде чок. Үе шаг солчуп, чүс-чүс чылдар эрттип, дүрүм хоойлу өскерилзе-даа, ие кижи ие болуп артып чоруур. Олар кандыг-даа берге үелерде ажы-төлу дээш, бүгү аар-берге чуртталганы чүктеп эрттип, ажыг-хилинчектен, аш-чуттан төлун бодунуң ие чүрээ-биле камгалап, ап чоруур. Ынчангаш  уруглар, ада-иелериңерге ынак болуңар, оларны хүндүлеп, чагыг-сөзүн дыңнап чоруңар, ада-иеңерни чүгле өөртүп чорууруңарны күзээр дир бис.

Аваларывыска йөрээлдеривис, шүлүктеривис, чугаалаптаалыңар, уруглар.

Авамга йөрээл.

Ажыл-ижи, ажы-төл дээш

Амыр дыжын уттуп чоруур

                                                      Авыралдыг аваларны

Алдын хүнге дөмейлээр мен.

Авайымнын оруун чолун

   Алдын хүнүм көруп чорзун

   Күзелдери бүтсүн дээштиң

      Күдүк базып йөрээп тур мен.

                         Өшпес от дег ынакшылым

                         Өөрушкум оду болган

                         Өпейлеп каап, азырап каан

                         Энерелдиг авайымны

Уйгу дужум кадында-ла

Уруумайлап оттуп –ла кээр

Уян чүрек, эриг баарлыг,

Уран-холдуг авайымны.

Башкарыкчы:-  Авалары, ачалары

                           Ажы-төлге, келген чонга

                          Аваангырын, кашпагайын,

                          Ажылгырын, тывынгырын,

                          Бараалгадып көргузер дээш

                          Байырлалда чедип келди

                          Адыш часкап уткуулунар

                          Аарыкчылар, деткикчилер!

Авам, ачам шыдаар улус-деп аттыг мөөрейивис эгелээр-дир бис.

(Ада-иелер ийи таладан чыскаалып алгаш кирип кээрлер. )(музыка).

Жюри-биле таныштырылга). Хомушку С.А-Б.Куулар Е.Д. ада Манчын-оол М.И.

Приветствие: Команданың ады, девизи, ырызы.

   (Дииспеектер,Кускежиктер командалары).

1.Бир дугаар турну эгелээр-дир бис.

                   Амыдыралда кижиниң билир-билбес айтырыглары:

 

  1. «Бүгү Делегейде Өг-буле хүнүн каш чылдан эгелеп демдеглеп эгелээнил?»  (1994ч май 15)
  2. «Тывада Адалар хүнүн каш чылдан эгелеп демдеглеп эгелээнил?» (2012ч ноябрьның 3 дугаар субботазы.)
  3.  Иелер хүнүн каш чылдан эгелеп демдеглеп эгелээнил?» (1998 чылдын ноябрь айнын сөөлгү улуг-хүнүнде)
  4. Уруглар хүнүн кажан эрттирип турарыл?(Июнь 1 де)
  5. Восточный календарь-биле бо чүү чылы ийик? (Аът чылы)
  6. Надя Рушева-деп кымыл?(талантылыг тыва  чурукчу уруг. Авазы Наталья Дойдаловна Ажыкмаа- Рушева, ачазы Константин Николаевич Рушев. )
  7. Кызыл-Мажалык деп ырының автору кымыл? (Анатолий Конгар).
  8. Тывада сураглыг цирк артизи кымыл? (Владимир Оскал-оол).
  9. Тыва кадыг идиктиң бажы чүнү илередип турарыл? (Тыва улустун бойдуска хумагалыын илередип турар- оът-сиген таптай баспас кылдыр).________________________________________________________________
  10. «Хемчиктин сылдызы» солуннун редактору кымыл? Ооржак Светлана Октековна.
  11. Шаанда тывага аныяк оолдар, кыстарның ойнап чораан оюнун чуу дээрил? (Ойтулааш-Ойтулааш дээрге эрте бурунгу шагдан бээр туруп келген тоогунуң болгаш назын халыының оюну болур. Ойтулаашка 13тен 25 харга чедир назылыг бот оолдар, кыстар киржир. 1945 чылдын сөөлунде Ойтулааш оюну хоругдалга кирген. Тыва улустун тоогузунде  Ойтулааш деп сөстү амгы аныяк- уениң өскени утпас болза эки.)
  12. Тыва дугайында 99 айтырыгга харыылар деп номнуң редактору. (Дарбаа Юрий Кок-оолович-2010чыл).
  13. Кызыл-Мажалык суур каш чылда тургусканыл? (1925 чылда).
  14. Культура килдизинин хоочуну, ыраажы, улегерлиг ада-кымыл ол? (Алдын-оол Сагды).
  15.  «Чечек» уруглар сады каш чылда тургустунганыл? (1971 чылда).
  16. Кур- эр кижинин кандыг эди чувел? (Кур- тыва эр кижиниң национал хевиниң бир кол кезээ болур. Кур-хундуткелдин эди, курга эр кижинин сүлдези, кады чурттап чоруур эжиниң, уругларының аас-кежии турар дээр. Ынчангаш курну арта баспас. Курну кайы-хамаанчок октап болбас. Өске кижиге курун бербес. Бичии оолдарга курнуң соон халайтыр аспас-аза өскээр эдертип апаар дижир. Кур- эр кижиниң кеткен хеви-даа болза, эдилээн эди ышкаш, тускай эдилээр, чурумнуг, сагыыр ужурлуг болур. Удуурда курун чешкеш, сыртык адаанга салгаш, сыртанып алыр. Өске черге хонганда, курун дошкалай баглааш, удуур чанчылдыг. Кур- хосталганын демдээ деп чугаалажыр.
  17. Чаш хылбыктаары дээрге кандыг уткалыг?(Бичии уругну ончулендирери, мал-маганныг бору(даайы, кууйу, ачазы чажын хылбыктаар. Хачынын актап алыр, ол болза тудазында ак пөс азы ак кадакты баглап алырыр-дыр, оон соонда бизин арылдыр артыжаар. Оол уругнун эн-не улуг назылыг даайы кижи бажын кыргыыр. Бажынын он талазында бир шымчым дүкту узе кыргааш, авазынга тутсуп бергеш, мынча дээр:- Чаш үреним, бажын дүгун баштай кыргыдым. Мен ышкаш узун назылыг боор сен. Сеңээ кулуннуг бора бени белекке бээр-дир мен- дээш йорээл салыр.
  18. Кыс уругнун уш харлыында даай авазы актаан хачыны туткаш, бажынын дугун кыргыыр:- Өшку саар чувем! Мен ышкаш узун-назылыг бол, уран-шевер бол. Сенээ белек кылдыр бызаалыг инекти бээр-дир мен. База йорээл салыр:

белек айтыры ужурлуг, адазы ыяп-ла төлдуг азы эжеш мал айтыр.

Кулуннуг бе бергеш, кулунчактын адын  Калчан-Шилги деп адап болур. Бызаалыг инек бергеш, бызаазын Донгур-Ак, хураганныг хой бергеш хураганын Саарзык-мыйыс деп дап бээр.Оол,уруг бичиизинден эгелеп ол айыткан мал маганын таныыр кылдыр ада-иези көргузер чаңчылдыг чораан.

Ыры  “Авай”.

Ийи дугаар тур “ Улегер домактар”

Уругларывыстың үлегер домактарын дыңнаптаалыңар.

Булут аразындан хун караа чылыг,

Улус аразындан ие караа чымчак.

                                                        Ава кижи толум дээр

Ажы – толу шолум дээр.

Кижи толунге ынак,

Ыт коданынга ынак.

                                             Уялыг куш чаныган ,

                                            Уруглуг кижи кээргээчел.

                                               Ада созун ажырып болбас,

                                               Ие созун ижип болбас.

                                   Оолдуг кижи оя соглээр,

                                  Кыстыг кижи кыя соглээр

Конкурс. “Чедир чугаала”.

Мен ава дугайында үлегер домактарның эгезин чугааларымга, силер улаштырар силер, ада-иелер.

1)Аът болуру кулунундан,

Кижи болуру чажындан.

2)Ие көрбээнин кызы көөр,

Ада көрбээнин оглу көөр.

3)Кижи өзер,

Кидис шөйлүр.

4)Куш оглу каяа-даа ужар,

Кижи төлү каяа-даа чоруур.

5)Булут аразында хун караа чылыг,

Улус аразында ие караа чымчак.

6)Ада сөзүн ажырып болбас,

Ие сөзүн ижип болбас.

7)Кыс этке ынак,

Оол аътка ынак.

8)Ада кижи оглун сактыр,

Алдын-доос кудуруун сактыр.

9)Оолдуг кижи оя сөглээр,

Кыстыг кижи кыяа сөглээр.

10)Ава кижи төлүм дээр,

Ажы-төлү шөлүм дээр.

11)Иелиг кыс шевер,

Адалыг оол томаанныг.

         

     Башкарыкчы:  3-дугаар тур.Оюннар.(шимченгир оюннар)

1.  Авалары уругларын,оолдарын тывар.”Суйбап тургаш тып “.

2.” Веникобол”(бомбук,ширбииш биле ийи команда маргыжар)

3.Капитаннарга “ Обувальшик”(командазынын идиктеринин бирээлерин тыпкаш кедирер- чарыш.).

4.Тоолду адын тып.(тывызыктап каан тоолдарны тывар.)

      5. Ада-иелери уруглары биле “ Танец утят”танцылаар.  

Башкарыкчы: Ачалар-даа шыдаар улус!

                         Аар- берге ажыл-иштин  догерезин,

                         Ачалары кезээ шагдан, кылып чоруур

                        Амыдырал,чуртталганын чаякчызы

                        Ада кижи турбаан болза

                        Айнын ,хуннун адаа болур шак бо черге амыдырал кая турар,

                        Алдын холдуг, ачаларнын кылып туткан,

                        Ажылын маа сонуургатсын магаданар.

                 ( Ачалары холу биле кылган чуулдерин алгап ,мактап камгалаар.)    

                 

   Башкарыкчы:

        Авалар - даа шыдаар улус !

        Аргыыр,даараар , аъш –чем кылыр

        Кылбас –тутпас чувези чок,

        Кежээпейлер,чарашпайлар

        Кылган чемин сонуургатсын

        Коруп ,амзааш магаданар!

(Авалары кылган аъш- чемин алгап мактап камгалаар.)

         Жюри туннелдер ундуруп турда ,уруглары шулуктеп,ырлаар,самнаар.

5. Шайлаарынче ада-иелерни чалаар.

                                       

                                                                   Тургускан башкы : Трас С.Д.

         

                                       



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад  «Чечек» комбинированного вида с.Кызыл-Мажалык

Консультация  для родителей подготовительной к школе группы

«Ваш ребенок готовится стать школьником»

   

                                                                       Провела воспитатель:

                              Саин-оол Ч.Б

 

2017г.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

-членить слова на слоги (части) ;

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Желаю успехов!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад  «Чечек» комбинированного вида с.Кызыл-Мажалык

Памятка  для родителей

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

   

                                                                       

                                                                        Провела воспитатель:

                              Саин-оол Ч.Б

 

2017г. 

 Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

 

       Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

 

       Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.

 

       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

 

     Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

 

       Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

 

   К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 

       Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

 

Игры:

 

1.«Четвёртый лишний».

 

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

 

Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

 

2. «Посчитай». Считаем всё, что можно

 

посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.  

 

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…

 

пять красных яблок   и т.д.

 

3.«Скажи наоборот».

 

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

 

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

 

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

 

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

 

Наречия: далеко-…, высоко- …

 

4. «Подбери слово».

 

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 

5. «Большой - маленький».

 

Ребёнку предлагается назвать ласково,

 

н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

 

6. «Отгадай загадку».

 

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

 

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

 

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

 

7. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

 

8. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

 

Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

 

9. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

 

10. «Расскажи стихотворение».

 

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

 

11. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

 

Рекомендации

 

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

 

•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

 

•   В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

 

•   Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит

развитие ребенка.

 

•   Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

 

•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

 

•   Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

 

Желаем успехов!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад  «Чечек» комбинированного вида с.Кызыл-Мажалык

Консультация  для родителей подготовительной к школе группы на тему:

«Характер Вашего ребенка зависит от Вас»

   

                                                                       Провела воспитатель:

                              Саин-оол Ч.Б

 

2017г.

Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо - иметь характер? Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе ( гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость). Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: "Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами". Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое - сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие - быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство - равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других - процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность  - подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру). Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность - динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом. Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций - и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов. Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка. Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных. Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка.

У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления. Так, у подвижных, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность. В воспитании детей другого типа - возбудимых, неуравновешенных - родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности. Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему - ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь.

Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера. 
В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование
 у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое. С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств. В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему. Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи. У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность.

При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей - им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: "Ты молодец, не испугался, ты смелый". Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: "Вот всегда у тебя так". Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...