Опыт работы "СКАЗКА на музыкальных занятиях с использованием здоровьесберегающих технологий"
материал на тему

Попова Юлия Алексеевна

 

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника. Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_na_mo_.doc51.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СКАЗКА на музыкальных занятиях

с использованием здоровьесберегающих технологий

Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника. Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности.

        Но к сожалению, некоторые дети невнимательно слушают музыку, отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не испытывают интереса к музыкальным занятиям, речь некоторых детей  недостаточна точна и выразительна; они  не могут адекватно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных произведений. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей.

          Коллеги все мы с вами знаем, что дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в наше время эти знания и впечатления у детей  в основном  базируются на материале телепередач.

        Поэтому я считаю, что необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, для развития навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками.

        Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождает на протяжении всего дошкольного детства,  остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

        В связи с этим я построила свою работу на одном из направлений  арт-терапии "Сказкотерапия".

И поставила цели и задачи:

Цели.
Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Задачи:

  • Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, стремление быть похожими на сказочных героев,
  • Обогащать  активный словарь.
  • Обогащать положительный эмоциональный опыт

Так что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову – лечение сказками. Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

        Сказкотерапия привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами.  Так, например, у нее нет возрастных границ. Ведь, наверное, нет человека, который бы не любил сказки. В каждом возрасте своя сказка, легенда, басня, баллада, песня и т. д.               Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.

Виды сказок: в своей работе с детьми я использую следующие виды сказок:

  • художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
  • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
  • сказки о животных, природных явлениях)
  • волшебные и фантастические сказки

Используя в работе с детьми сказки я стараюсь никогда не забывать  о возрастных предпочтениях, ведь для ребят 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто представляют  себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения . Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки, они идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами, пираты, сыщики, …

С каждым днем используя метод  сказкотерапия я убеждаюсь, что она становится все более популярной. Поскольку метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы о которых я вам сейчас расскажу. 1. Сказка, предваряющая слушание или пение.
        Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

Пример. «Утренняя сказка». Э. Григ «Утро».

2.«Волшебные превращения».
        Этот вид психодинамических медитаций связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта. А также этот вид медитаций направлен на общую энегргетизацию тела и связан с использованием телесноориентированных приёмов (перевоплощения, погружение в различные стихии, изображение растений, упражнения с тканью).
 
3. Танцевальные импровизации
        Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребёнок или взрослый начинает чувствовать своё тело и лучше владеть им. Ядаю  детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет детям отыгрывать подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. Дети учатся владеть своим телом, становятся более свободными и уверенными в себе.
Пример. «Ночное небо и звёзды». Ф. Мендельсон «Песня без слов»

4. Использование здоровьесберегающих технологий 

-пальчиковые игры,

-игровой массаж,

-песенки-распевки.
        Их можно объединять в небольшие сказки по одной или разным темам.

Пример.

Комплекс игрового массажа с пением «Дождь» +  Пальчиковая сказка «Поросёнок».

 5. Психогимнастика.

        Мимические и пантомимичекие этюды. Релаксация. Это методы укрепления психологического здоровья детей. Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. 
В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания. 
В ходе музыкального занятия разучиваются короткие этюды сказочного содержания.

Сказки в своей деятельности с детьми  я использую еще  в праздниках и развлечениях.

Литература.

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов пединститутов. - М.: просвещение, 1983.

Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии». СПб, 1998.

Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы».- ЦГЛ Москва, 2003.

Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студентов  высших  и средних педагогических учебных заведений - 2-е из. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Шорохова О.А. «Играем в сказку»: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – ТЦ Сфера, Москва, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»

Опыт работы. «Использование  здоровьесберегающих технологий  для  развития музыкальных способностей детей в детском саду»Зубцова Людмила КонстантиновнаМБДОУ «Тевризский детск...

Опыт работы по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников."

Опыт работыПо теме:«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях и реализация их в культурно-досуговой деятельности дошкольников.»Музыкального руководителяМБДОУ – детский...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"...

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В музыкальной деятельности возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии....

Опыт работы воспитателя на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий, как основное условие для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни".

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.Сейчвс практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровн...