Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников
опыты и эксперименты

Гаморкина Диана Викторовна

Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В музыкальной деятельности возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc115.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт работы музыкального руководителя.

«Использование здоровьесберегающих технологий  в   музыкальной деятельности  дошкольников».

Актуальность и новизна

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.

 Федеральные государственные стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного учреждения определяют как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Использование здоровьесберегающих технологий в моей работе выступает как необходимое условие полноценного развития детей. 

Нормативно-правовая база требует внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Казалось бы, зачем музыкальному руководителю применять их в своей музыкальной практике?

       Во-первых, анализ состояния здоровья детей нашего ДОУ показал, что за последнее 5лет  увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания.

      Во вторых, у  детей дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления.

         В-третьих, все многовековые исследования  целебной силы музыки доказывают, что  музыка - это одно из самых эффективных средств физического и эмоционального развития детей.

И, наконец,  в-четвёртых, здоровьесберегающие  технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на психофизическое здоровье детей.

       Таким образом, в соответствии с новыми нормативными документами,  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и образовательную область «Художественно-эстетическое воспитание».

Различают следующие здоровьесберегающие технологии

Классифакция здоровьесберегающих технологий:

1 группа: медико - профилактические

2 группа: физкультурно-оздоровительные технологии:

3 группа: здоровьесберегающие образовательные технологии.

4 группа: технологии обеспечения  социально -  психологического благополучия ребенка , технологии обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка.

5 группа: технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, родителей

Теоретическая значимость моей работы заключается в использовании разнообразных методов и методик по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников в игровой форме.

Практическая значимость моей работы состоит в разработке комплекса мероприятий направленных на развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Возникают противоречия:

Противоречия:

Недостаточность методических разработок  в плане  осуществления здоровьесберегательного подхода  в организации образовательного процесса – трудностям в практической деятельности педагогов; большой развивающий потенциал  ребенка- бессистемному его использованию  в процессе развития и воспитания

-обновление требований общества - результативности  процессу в ДОУ

-существующая система  организации воспитательно - образовательного процесса - несоответствие  современным условиям.

Гипотеза:

 Музыкальное развитие дошкольников  и укрепление их здоровья  будет более успешным при  целенаправленном использовании  в музыкальной деятельности  здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Авторская идея:

создать систему  музыкально-оздоровительной работы посредством

внедрения здоровьесберегающих технологий, как необходимое условие

полноценного развития детей.

Считаю, что внедрение в  образовательную область

«Художественно-эстетическое воспитание» здоровьесберегающих технологий обеспечит каждому ребенку  укрепление физического  и психического здоровья, создаст условия для гармоничного развития  каждого ребенка. В своей работе попытаюсь

раскрыть  сущность данной проблемы.

Цель опыта работы

Оптимизация  системы  музыкально - оздоровительной работы ДОУ

посредством  внедрения здоровьесберегающих  технологий в

образовательную область «Художественно-эстетическое  воспитание» в

игровой форме.

Опыт работы позволяет решать следующие задачи

Оптимизировать  развитие основных  структурных компонентов музыкальности детей, посредством  внедрения здоровьесберегающих  технологий:

          -развитие  специальных  музыкальных способностей: координации  слуха и голоса, координации движений(посредством применения метода кинезиологии)

        -развитие  познавательных  процессов и личностных новообразований

        -обеспечение комфорта детей в различных формах организации ООД и совместной деятельности

Сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей:

-развитие сенсорных и моторных функций

-профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, простудных заболеваний

Создать   музыкальную предметно – пространственную  развивающую среду с учетом  здоровьсеберегающей  модели  организации  музыкально-оздоровительной работы

Содействовать  просвещению родителей и педагогов

Принципы  построения деятельности:

  • Принцип комплексности - вся работа строится в комплексе
  • Принцип  научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками
  • Принцип интегративности - решение образовательных задач в системе  воспитательно-образовательного процесса
  • Принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске  новых эффективных  методов и  целенаправленной деятельности по оздоровлению детей
  • Принцип безопасности-не навреди.

Система  музыкально-оздоровительной работы состоит из

следующих компонентов:

1.Мониторинг  анализа  физического здоровья  воспитанников, развития  музыкальности, креативности и отслеживания социально-эмоционального  комфорта детей в музыкальной среде группы

2.Организация  музыкальной  здоровьесберегающей среды

3.Использование здоровьесберегагающих  технологий в ООД  и совместной деятельности

4.Просвещение педагогов и родителей

Диагностика  развития музыкальной деятельности

Диагностика проводится 2 раза в год, что дает возможность  отслеживать  динамику развития каждого ребенка.

По результатам диагностики планируется вся индивидуальная работа с детьми, выясняется уровень их  развития, и самое главное- резерв возможностей. Положительная динамика результатов диагностики детей позволяет сделать  выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.

Организация  музыкальной здоровьесберегающей среды

Одним из важнейших средств развития музыкальности и оздоровления детей является образовательная среда в ДОУ. Эта среда должна отвечать всем  критериям комфорта.

Психологический комфорт- это  положительные эмоции, способы взаимодействия  детей со средой и ее субъектами.

Интеллектуальный комфорт достигается через соответствие  между  способностями, возможностями, интересами ребенка  и содержательно-  педагогическими условиями среды.

Физический комфорт характеризуется соответствиями между телесными потребностями ребенка и предметно -  пространственными условиями  среды. Комфортная среда- это внутреннее  пространство ДОУ, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье детей.

 

Помещения

Процессы

Участники

Музыкальный зал

-утренняя  гимнастика

-музыкальные ООД

-праздники, утренники, развлечения

-концертная деятельность

-индивидуальная деятельность

-дети

-музыкальный руководитель

-воспитатели

-психолог

 -учитель-логопед

-родители

Групповые помещения

-самостоятельная деятельность детей

-гимнастика после сна

-дети, воспитатели. Педагог-психолог, учитель-логопед

Музыкальная гостиная

-постановка сказок, музыкально-литературных  композиций, кукольных спектаклей

-индивидуальная и подгрупповая музыкальная деятельность

-досуги, развлечения

-дети

-музыкальный руководитель

-воспитатели

-родители

Территория детского сада

-Музыкальные праздники и развлечения

-Спортивные праздники и развлечения с музыкальным сопровождением

-дети

-музыкальный руководитель

-воспитатели

-инструктор по физической культуре

Музыкально - развивающая микросреда  ДОУ представляет собой  мини-центры  музыкального развития  в каждой возрастной группе, где представлен  разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности.

Присутствует средства ТСО, активно используется ИКТ.

Таким образом, вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижения детьми психологического, интеллектуального,  физического  комфорта.

Формы организации оздоровительной деятельности

Мною используются разнообразные формы организации оздоровительной деятельности с включением здоровьесберегающих технологий в игровой форме.

Использование здоровьесберегагающих  технологий в ООД  и совместной деятельности.

Дыхательная гимнастика

                          Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Задачи поставленные  для профилактики заболеваний органов дыхания:

-повышать общий  жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям;

-развивать  дыхательную мускулатуру, улучшать вентиляцию  и кровообращение в легких;

-отработать механизм физиологически правильного речевого и певческого дыхания.

Для успешной реализации поставленных задач, включила систему разработанных мною упражнений в различные виды деятельности. Это- музыкальная и физкультурная ООД, утренняя гимнастика.  Гимнастика после сна, физкультминутки.

Использую кинезиологические дыхательные упражнения и дыхательную гимнастику А. Стрельниковой.  Дыхательная гимнастика оказывает  на организм ребенка  комплексное лечебное воздействие. Основной компонент  дыхательной гимнастики  включает  в себя упражнения «Ладошки» , «Погончики» , «Насос» , «Кошечка» , «Шаги» и др.

Дети с удовольствием выполняют такие упражнения, считая их игрой, и вместе с этим  приносят неоценимую  пользу для укрепления здоровья в целом.

Пальчиковые игры

Осуществляется  система  пальчиковых упражнений, сопровождаемые пением. Пальчиковые игры и сказки, которые  исполняются  как песенки  или произносятся под музыку  при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых  игр»  ребенок,  повторяя  движения взрослых, достигает хорошего   развития мелкой моторики рук,  которая  благоприятно  влияет на развитие речи, подготавливает руку  ребенка к письму, совершенствуют внимание и память, формируют ассоциативно -  образное мышление.(«Моя семья» и др.).

Пальчиковые игры  сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или  теневого театра. Использую методику Л.А. Яртовой.

Музыкально-ритмические движения,  ритмопластика.

Музыкально-ритмические движения являются   синтетическим видом деятельности, следовательно развивает и музыкальность, и двигательные  способности, а также  те психические процессы, которые лежат в их основе. Музыкально-ритмические движения как средство  профилактики  заболеваний опорно-двигательного  аппарата предпочтительно детьми всех возрастных групп. Дети с удовольствием занимаются  веселыми упражнениями. (Махи руками, пружинки,  различные виды наклонов, поворотов способствуют укреплению мышечного каркаса вокруг позвоночника). Музыкально-ритмические движения основаны на программе А.И. Бурениной.

Валеологические песенки-распевки

Цель распевок - подготовить голосовые связки к пению, развивать  звуковысотный и ритмический слух. Несложные тексты, мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, трезвучия поднимают настроение, улучшают эмоциональный  климат в начале музыкальной ООД.

Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика

 Артикуляционная гимнастика способствует тренировке  мышц  речевого аппарата, развивает  музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, внимании,  развивает чувство ритма. Включает в себя несложные статистические и динамические  упражнения для языка и губ:»Улыбка» , «Хоботок» , «Заборчик», «Качели» , «Индюк»  и др,  ритмичное исполнение стихотворного текста с музыкальным сопровождением. Автор найти

Психогимнастика

Психогимнастика направлена на обучение детей элементам  выразительных движений, навыка концентрации, пластики, координации движений.  Упражнения сопровождаются  текстом, музыкой, помогая детям лучше  представить тот или  иной образ и войти в него. Упражнения создают  положительный эмоциональный настрой, устраняют замкнутость, снимают усталость. В своей музыкальной деятельности использую  психогимнастику М.А.Чистяковой.

Арттерапия.

Арт-терапия – это буквально  лечение искусством. Это метод, связанный с  раскрытием творческого  потенциала человека, помогает решить  следующий задачи:

-снизить  эмоциональную тревожность;

- повысить самооценку;

-развить коммуникативные навыки;

Способствовать закреплению  положительных  поведенческих реакций.

В самостоятельной деятельности  детей  активно используются следующие виды арттерапии:

Музыкотерапия; сказкотерапия;  игротерапия; праздникотерапия .

Обсудив  данную технологию с педагогическим коллективом, оформили в каждой группе  уголки для проведения арттерапии, оснащенные  различными  пособиями и дидактическими играми: музыкально-творческие игры,  различные виды кукольных театров, уголок ряжения и др. Такая работа эффективно влияет на создание положительного микроклимата в группе, что, в свою очередь является одним из компонентов оздоровительной работы с дошкольниками.

Вокалотерапия  

Система  вокалотерапия, включающая в себя работу мышц и голоса- хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств. Звук «А_А_А» -стимулирует работу легких, трахеи, гортани, оздоравливает руки и ноги.

Звук» И_И_И» - активизирует  деятельность  щитовидной железы, улучшает  зрение и слух.

Звук «М-М-М» - с закрытым ртом  снимает  психическую утомляемость, улучшает память и  сообразительность.

Использую такие пропевания в музыкальной ООД как сигнал перед  изменением вида деятельности, что способствует сосредоточения  внимания.

Разработала алгоритм алгоритм проведения музыкальной ООД с применением

здоровьесберегающих технологий

 Алгоритм проведения музыкальной ООД с применением

здоровьесберегающих технологий

(подготовительная группа, продолжительность -30 минут)

Вводная часть

Активная  музыкотерапия с использованием  музыкально-ритмических упражнений

3 мин

Приветствие

Психогимнастические упражнения, валеологические песенки-распевки для настройки на рабочий лад

2 мин.

Восприятие музыки

Слушание  музыки  с элементами музыкотерапии, дыхательной гимнастики, ритмопластики

4 мин.

Пение, песенное творчество

Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,  пальчиковые игры

7 мин.

Музыкально-дидактические игры

 Использование ИКТ, пособий , моделирование

2 мин.

Танцы, танцевальное творчество

Музыкально-ритмические движения

5-7 мин.

Музыкальные игры, игра на ДМИ

Творческое музицирование

4 мин.

Заключительная часть

Психогимнастика, элементы пассивной музыкотерапии

2 мин.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями

Уверена, что ни одна, даже самая просветительская музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов , если она не решается совместно с семьей.

После обработки анкет с добавленными вопросами об оздоровлении детей, выявила определенные  тенденции в предпочтении родителей, их желание и стремление к сотрудничеству, их знания о музыкальном развитии детей , и отсутствие о ведении  музыкально- оздоровительной работы в ДОУ. На основании этих этапов внесла некоторые изменения в формы взаимодействия с семьей.  Самая  любимая всеми форма взаимодействия с семьей- это совместные праздники. В ДОУ стало традицией проводить такие праздники , как «23 февраля, «День матери» , «Широкая Масленица» , различные спортивные праздники.

1.Анкетирование

2. Проведение совместных семейных театров.

3. Проведение совместных музыкально – спортивных праздников

4. Консультации для родителей.

5. Декада педагогического мастерства для родителей.

6. Совместная деятельность с родителями на утренниках.

7. Выступления на родительских собраниях.

8. Мастер-класс для родителей

В результате проведенной работы

1.Сохранилось  и укрепилось  физическое и психическое здоровье воспитанников.

2. Созданы  условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3.С помощью здоровьесберегающих технологий повысились  адаптивные возможности детского организма  (активизировались защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

4.Формируется  правильная осанка, гигиенические навыки.

Моя музыкально-оздоровительная  работа,  с применением здоровьесберегающих технологий,    помогла  организовать  педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранить  и укрепить  их здоровье, сформировать  полноценную личность ребенка

Совместная работа педагогов ДОУ

Практическое применение здоровьесберегающих технологий возможно  только при условии согласованности действий всего  педагогического коллектива. Педагоги  оценили значимость моего нововведения и с успехом  применяют технологии в своей деятельности. Обновлено  содержание  моделирования с учетом  здоровьесберегающих технологий, систематизирована  подборка музыки для режимных моментов, в организационные папки воспитателей добавлены консультации, которые  помогают им лучше  ориентироваться в музыкально—оздоровительном процессе.

      Анализ проведения занятия с позиции здоровьесбережения

Параметры

Результаты анализа

Обстановка и гигиенические условия в музыкальном зале: температура и свежесть  воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствия  звуковых раздражителей

Соответствует нормам СаНПин

Продолжительность музыкальной ООД

Соответствует  возрасту

Количество видов деятельности:

Слушание, пение, игра  на музыкальных инструментах, дидактические игры, музыкально-ритмическая  деятельность, творчество. Норма 3- 5 видов, в зависимости от возраст ребенка. Средняя  продолжительность и  частота чередования различных  видов музыкальной деятельности(ориентировочно 3-10 мин.)

Количество видов деятельности на муз. занятиях : 3-5 видов деятельности соответствует норме.

Статические и динамические виды деятельности чередуются.

Место и длительность применения ИКТ, ТСО

ИКТ, ТСО применяются в основном  для прослушивания музыки, в дидактических  играх. Общая длительность использования на занятии не превышает 25%. Соответствует нормам.

Здоровьесберегающие технологии в ООД- их место и продолжительность

В процессе всей ООД -5-7 мин.

Проведение бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни

Регулярно проводятся.

Психологический климат на ООД

ООД проводится в доброжелательной , спокойной, творческой атмосфере

Основные выводы по  результатам работы:

Применение в работе ДОУ  здоровьесберегающих технологий  повышает результативность музыкального  воспитательно-образовательного процесса:

  • Повысился уровень  музыкальных и творческих  способностей  детей;
  • Повысился уровень речевого развития детей;
  • Увеличилась работоспособность детей во всех видах деятельности;
  • У детей сформированы основы  знаний для сохранения здоровья;
  • У детей увеличился  интерес к познанию  сохранения здоровья, чувство  ответственности за его укрепление;
  • Сформированы  у педагогов и родителей  ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Список литературы:

1.Система  музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт. - состав О.А. Арсеневская.-Волгоград: Учитель, 2011

2.Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование,  тренинги, занятия/состав. Н.И. Крылова -Волгоград: Учитель, 2009

3.«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»: В.Е.Михеева

4.«Фонопедический метод развития голоса» В.В.Емельянова

5.«Здоровье  современных дошколят» М.А. Руднова.

6.Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей М.Н. Щетинин -Айрис- пресс, 2007

7. «Методика  музыкального воспитания» Ветлугина Н.А../М.Просвещение, 1976

8.Программа «Камертон» Костина Э.П. /Н-Новгород, 2001

9. «Музыкальная психотерапия» Петрушин В.И.-М.:Просвещение,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников http://yadi.sk/d/GvprUKnMEFmd3...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Демонстрация на тему «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

             Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополу...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников»

Здоровьесберегающие технологии - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья участников образовательного проц...

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников"...

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольников

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Казалось бы, зачем музыкальному руководите...