Главные вкладки

    Парциальная программа подготовительной группы по экологии "Юный эколог"
    рабочая программа (подготовительная группа) на тему

    Ерохина Янина Сергеевна

    Актуальность данной программы заключается в том, что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_yunyy_ekolog_solnyshko.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа подготовительной группы                              “Солнышко”

    Тема : «Юный эколог»

    Актуальность данной программы заключается в том, что несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

    Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.

    А так как в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, очень важно, чтобы дети получили достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

    Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.

    Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

    Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:

    • принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность)
    • формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, экскурсии)
    • средствах обучения (дидактический материал – презентации «Времена года», «природа родного края», альбом «Дикие и домашние животные», аудиодиски «Голоса птиц»).

    Цель программы: познакомить дошкольников с живой и неживой природой; повысить экологическую культуру ребенка, которая будет проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм.

    Задачи программы:

    Обучающие:

    • Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях.
    • Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие).
    • Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы.
    • Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.

    Развивающие:

    • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами.
    • Развивать умение правильно взаимодействовать с природой.
    • Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир.

    Воспитывающие:

    • Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
    • Воспитывать ответственность за свои поступки;
    • Воспитать гуманное отношение к людям и к своему здоровью.
    • Воспитывать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, станицы.

    Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.  

     Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и педагога. Важное значение имеет создание развивающей среды, в которой выделяются 4 уровня:

    1-й – (групповой) – уголок природы в детском саду;

    2-й - (межгрупповой) – коридоры, холлы;

    3-й – участок детского сада;

    4-й – территория, примыкающая к детскому саду.

    Содержание программы

    Месяц

    п/п

    Тема

    Содержание

    Сентябрь

     1

    Экскурсия в осенний парк

    Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.

    Беседа «Почему птиц стало меньше»

    Наблюдения детей за изменениями в природе.

    Цель: обратить внимание детей на то, какие осенние изменения происходят в природе, обсудить причины этих изменений

     2

    «Перелетные птицы»

    Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы». 

    Цель: познакомить детей с перелетными птицами; выяснить, почему их так называют; познакомить с понятием «насекомоядные», и «водоплавающие».

    Октябрь

     3

    «Дождь»

    Беседа о дожде как о природном явлении.

    Загадывание загадок о дожде, зонте.

    Цель: дать знать о дожде как о природном явлении

     4

    «Как увидеть воздух»

    Беседа о роле воздуха для человека, растений, животных; экспериментирование с воздухом.

    Цель: обобщить знания детей о роли воздуха для человека, растений, животных; экспериментальным путем выяснить свойства воздуха.

    Ноябрь

     5

    «Здравствуй ветер»

    Беседа о ветре как о природном явлении, причинах его возникновения, о роли в жизни организмов, в том числе и человека.

    Экспериментирование с ветром.

    Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни организмов, в том числе человека.

     

     6

    Природная стихия – огонь

    Беседа о пользе и вреде огня; экспериментирование.

    Цель: закрепить знания детей о пользе и вреде огня

    Декабрь

     7

    «Здравствуй, зимушка-зима!»

    Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает».

    Беседа об осенних изменениях происходящих в природе.

    Беседа «Почему птиц стало меньше»

    Наблюдения детей за изменениями в природе.

    Цель: обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой; обобщать знания об образе жизни в зимний период.

     

     8

    «Зимующие птицы и животные»

    Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними. Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время.

    Цель: уточнить представление детей о знакомых птицах, животных, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и животных. Учить узнавать птиц и животных по внешнему виду.

    Январь

     9

    «Лес и его значение в жизни человека»

    Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя».

    Цель: объяснить детям, что лес – многоэтажный дом, зачем люди ходят в лес, правила поведения в лесу, как лесник заботится о лесе

    10

    Что где растет, кто где живет?

    Беседа о обитателях почвенной, наземной, водной и воздушной среды.

    Цель: расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания; показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов.

    Февраль

    11

    «Вода в природе и в жизни человека»

    Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в жизни человека и в природе, экспериментирование с водой.

    Цель: обратить внимание детей на значение воды в жизни природы и человека, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движется по кругу.

       

    12

    Космос. Вселенная. Звезды.

    Беседа о космосе, работе космонавтов.

    Цель: уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее, развивать фантазию, воображение, воспитывать уважение к труду космонавтов

    Март

    13

    «Весенний уход за комнатными растениями»

    Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы.

    Цель: учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые.

    14

    Взаимодействие человека с природой

    Беседа о том, что человек – живое существо, как человек использует природу, как человек охраняет природу.

    Цель: рассказать детям как человек охраняет природу; как человек использует природу. Объяснить, что человек – живое существо и часть природы.

    Апрель

    15

    «Солнце и облака»

    Беседа о солнце его значении для природы, опыт «Волшебный лучик», игра «Догони свою тень».

    Беседа о облаках. Отгадывание загадок об облаках.

    Цель: закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, научить искать выход из проблемных ситуаций.

    16

    Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания

    Беседа о росте и развитии растений, животных и их связи со средой обитания.

    Беседа о млекопитающих, их росте и развитии.

    Цель: закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы, научить искать выход из проблемных ситуаций.

    Май

    17

    Экскурсия в весенний парк

    Беседа о весенних изменениях происходящих в природе.

    Наблюдения детей за изменениями в природе.

    Цель: привитие интереса и любви к природе родного края; развитие умения наблюдать за изменениями, которые посезонно происходят в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений, развитие мышления, речи детей

     18

    Жизнь растений и животных в сообществе

    Беседы: лес как экосистема; пруд, озеро, река как экосистема; луг как экосистема.

    Цель: познакомить с тем, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Объяснить понятие экосистема, привести примеры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа подготовительной группы по программе "От рождения до школы" ФГОС

    Разработа по ФГОС. Содержит планирование по 5 образовательным областям....

    Рабочая учебная программа подготовительной группы "Суперзнайки". Срок реализации программы - с 1 сентября 2016г. по 29 мая 2017г.

    Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...

    Проект в подготовительной группе "Мы-юные экологи"

    Я считаю, что этот проект, который я решила реализовать в своей группе, очень важен как для детей, так и для взрослых....

    Рабочая программа подготовительной группы в соответствии с программой «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой.

    Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и ф...

    Рабочая программа подготовительной группы (6-7лет) срок реализации программы 2017-2018 уч. г.

    Эта медадическая разработка, поможет р работе с детьми подготовительной к школе группы, работающих по программе "От рождения до школы"......

    Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Юные экологи спешат на помощь»

    Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности. Закрепить знания детей о...