Педагогический опыт работы
методическая разработка (средняя группа) на тему

Боярова Оксана Васильевна

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста по средствам сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного          подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Бояровой Оксаны Васильевны.

        

     Тема: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредствам сказок».

 С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, речевое развитие должно включать требования:  владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проблема связной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Уже с малых лет необходимо приучать ребёнка говорить не только на языке быта, а используя в своей речи всё богатство русского языка.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников.  Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью, и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для ребенка хорошая связная речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.  Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни.  Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель: развивать связную речь у детей дошкольного возраста через сказки. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития речи детей. 

       

Актуальность и перспективность опыта.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопрос развития связной речи детей стоит довольно остро.

Актуальность проблемы состоит,  именно в формировании связной речи, ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования умения строить связное монологическое высказывание естественно предусматривает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнения, эпитеты, метафоры, синонимы). Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития малыша.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, сказки практически не используются в воспитании детей. А ведь именно через сказки можно научить детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая речь, развивать умение творчески использовать слово, образно описывать предметы, давать им яркую характеристику.

Актуальность работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

В среднем дошкольном возрасте речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Условия формирования опыта.

Связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Связная речь должна быть понятна для собеседника.
Она развивается медленно. Ее развитие протекает совместно с развитием мышления и именно она (связная речь) отражает содержание предметного мира.
Основной ее функцией является коммуникативная функция, которая напрямую связана с общением и взаимопониманием .Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности.

Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

 Отсюда  вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

       

Цель работы: развитие связной речи у детей среднего  дошкольного возраста.

 Для достижения поставленных целей мной были определены ряд задач:

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития связной речи.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

3.  Изучить особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

4. Способствовать развитию творческих способностей.

5. Развивать память, мыслительную деятельность, речь.

6. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.

7. Создание картотеки игр для детей средней группы.

 Я считаю, что решению задач по развитию связной речи  ребенка будут способствовать:

1. Разработка системы работы по развитию речи: традиционное и нетрадиционное рассказывание сказок, игра в сказку, театрализованная деятельность.

2. В работу по развитию речи у детей  дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в  режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, занятия, прогулка, продуктивная деятельность.

 Развитие связной речи должно осуществляться не периодически, а систематически.

 В нашей группе для этого созданы следующие условия:

1.Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.

2. Создана предметно-развивающая среда.

3. Разработаны картотеки дидактических, сюжетно ролевых и пальчиковых игр.

4. Используются разные виды театральной деятельности.

       

Теоретическая база опыта.

Хочется отметить, что вопросы развития связной речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи.

Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.

Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

До настоящего времени не потеряли свою значимость и работы К.Д. Ушинского. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат.

Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.

Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме, я сделала вывод, что можно использовать ресурсы сказок в формировании и развитии речи дошкольника. А для успешной реализации работы подготовила:

  • перспективный план по развитию речевых способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказками;
  • создала картотеку игровых упражнений, направленных на развитие всех компонентов речи и речевого творчества дошкольников посредством использования материала сказок;
  • создала картотеку пальчиковых игр, физкультминуток, загадок, чистоговорок сказочного содержания;
  • оформила подборку присказок, пословиц, имеющих смысловую взаимосвязь с содержанием различных сказок;
  • подобрала материал для оформления наглядной информации для родителей воспитанников по вопросам речевого развития дошкольников

     

Технология опыта.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы.

Пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить речь и творческие способности малыша. Существует множество методов, которые позволяют пополнить словарный запас малыша, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь и фантазию.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент озвучивания сказки, сказочного героя. По мере необходимости оказываю помощь, даю единичные указания.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет из настольного театра, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Свою работу по развитию связной речи я начала с детьми среднего дошкольного возраста.  Для совершенствования речи  я использую: настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

Для реализации поставленной задачи была создана предметно-развивающая среда: содержательно-насыщенная, вариативная, трансформируемая, доступная и безопасная. В группе оформлен уголок «Сказка за сказкой», где в свободном доступе есть атрибуты для театрализации. Они несут двойную пользу детям: кроме того, что дети вспоминают знакомые сказки или придумывают свой сказочный сюжет, здесь идёт развитие мелкой моторики через игры «Сказки на прищепках», «Волшебный сундучок».

Дети любят играть в настольные игры по сказкам: «Из какой мы сказки», «Пропущенный кадр».

Анализ результативности.

 Сформировалось умение излагать сказку связно, последовательно, логично передавая в пересказе основные моменты сказочного произведения как с опорой на наглядную модель, так и по памяти;

  • дети стали самостоятельно строить речевое высказывание при пересказе знакомых художественных произведений и сочинении собственных историй;
  • свободно пользоваться интонациями;
  • расширился словарный запас различными средствами языковой выразительности;
  • у детей повысился интерес к художественным произведениям;

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить связную речь. Представленная система работы направлена не только на овладение связной речью, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования сказок, игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

-  продолжить работу над развитием связной речи в старшей группе;

- продолжить знакомить детей с различными сказками, как народными так и литературными;

- пополнять копилку пальчиковых игр;

- пополнить картотеку дидактических игр;

- развивать театрализованную деятельность;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития речи у детей;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

Трудоемкость опыта.

       В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями:

1.Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.

2.Совершенствование и оттачивание, и индивидуальный подбор приемов, форм и методов педагогического искусства.

Адресность опыта.

 Данный  инновационный педагогический опыт «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредствам сказок» может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.

Проработав по данной теме, я осознала, что проблемы развития связной речи невозможно решить без единства с семьей, в следующем году я решила уделять особое внимание работе с родителями. Я планирую подготовить родителям практический материал – пальчиковые игры, физкультминутки, загадки, стихи. Проводить с родителями индивидуальные беседы, консультации о развитии связной речи. Также провести родительские собрания по ознакомлению с различными техниками использования сказок.

Сказка для ребёнка —  это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг. Так  давайте дадим им такую возможность. И пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого!

Заведующая структурным подразделением

«Детский сад №10 комбинированного вида»____________    Вильданова С.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».

Содержание работы. Введение. Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.1.1.Понятие нетрадиционного рисования.1.2.Нетрадиционные          приемы р...

Педагогический опыт работы на тему: "Каплетерапия".

Развитие мелкой моторики, координации движений, концентрации внимания, способности к самовыражению, творческого воображения средствами нетрадиционной формы арт-терапии «каплетерапии»....

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по основам безопасности жизни и здоровья детей».

Педагогический опыт работыТема:  «Организация работы по  основам  безопасности  жизни и здоровья  детей ».   Автор опыта: Кислицкая Домникия Александровн...

Педагогический опыт работы "Эффективные формы методической работы с молодыми педагогами"

В нашем детском саду организована Школа наставничества. В своем опыте работы я хочу поделиться такой эффективной формой  работы с молодыми педагогами как мозговой штурм....

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...