Приемы и материалы для коррекции умственной отсталости
учебно-методическое пособие по теме

Тикушина Светлана Евгеньевна

Приемы и материалы для коррекции умственной отсталости: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления (по 2-3 на каждый психический процесс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_i_materialy_dlya_korrektsii_umstvennoy_otstalosti.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и материалы для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления (по 2-3 на каждый психический процесс).

- для коррекции слухового восприятия:

1. «Найди игрушку».

Воспитатель назначает водящего и предлагает ему плотно закрыть глаза или повернуться к нему спиной. Потом прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину одного из детей и т.д.) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.

Эту игру целесообразно повторять на многих занятиях. Чтобы поддерживать у детей интерес, можно варьировать звуки, направляющие поиск ребенка, например, ударять в бубен, звенеть колокольчиком, хлопать в ладоши, стучать молоточком и т.п. Необходимо, чтобы сила звука менялась плавно: от тихого к среднему, далее к громкому.

2. «У кого колокольчик».

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка прозвенел колокольчик.

3. «Угадай, кто играет».

Воспитатель сажает на стол двух игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясняет и показывает, как играет на барабане (треугольнике, бубне и т.д.) большой заяц, у которого много сил (громко, сильно), и как маленький (тихо). Затем закрывает игрушки ширмой и за ней воспроизводит то громкие, то тихие удары в барабан. Дети должны отгадать и показать, который из зайцев только что играл. Игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами, мишками и другими игрушками разной величины.

- для коррекции зрительного восприятия:

1. «Наложенные» изображения»

Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

2. «Силуэтные» изображения

Предъявляются 5-7 силуэтных изображений. Необходимо их назвать.

3. «Парные» изображения

Предлагаются два предметных изображения, внешне очень похожи друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.


- для коррекции тактильного восприятия:

1. Игра «Что лежит в мешочке?»

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.).

Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).

2. Игра «Телесные фигуры»

На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.

- для коррекции произвольного внимания:

1. Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

2. Игра «Что пропало?»

На какой-то поверхности раскладываются мелкие предметы (15-20 штук). Детям предлагается несколько секунд рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты (отвернуться, закрыть глаза). Затем несколько предметов убирается. Задача ребенка – определить, какие предметы исчезли.

3. «Нос, пол, потолок».

Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» — показать вытянутой рукой на пол, «потолок» — показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.

- для коррекции мнестической деятельности:

1. Игра «Я положил в мешок …»

Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

2. Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

3. «Кот в мешке»

Воспитатель предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).

- для коррекции наглядно-действенного мышления:

1. «Покорми Мишку»:

Дети догадываются, что для кормления нужна ложка, он достает ее из буфета и дает ребенку.

Затем педагог говорит, что мишка просит пить. Предлагает детям кувшин с водой и спрашивает детей: «Куда налить воду?» При затруднении просит детей достать чашку из буфета и напоить мишку. После выполнения игровых действий педагог фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки».

2. «Достань игрушку»:

Заводная игрушка в прозрачном пакете висит высоко. Ребенок должен достать ее. использовав в качестве вспомогательного средства банкетку. Педагог предлагает достать заводную игрушку и поиграть с ней. В случае затруднения педагог помогает ребенку проанализировать ситуацию: «Ты можешь достать рукой игрушку? Почему? Ты маленький, а игрушка высоко. Давай поищем, на что можно встать. чтобы достать игрушку. Вот, давай возьмем эту банкетку, ты на нее встанешь и попробуешь достать». После того, как ребенок достанет игрушку, педагог помогает завести ее ключиком. Ребенок заводит игрушку несколько раз, они вместе радуются. Затем педагог уточняет действия: Если игрушка находится высоко, надо искать, на что можно встать, чтобы стать выше и достать игрушку».

3. «Напои птичку»:

Педагог приглашает ребенка поиграть и сажает его за стол. Перед ним на столе ставится птичка, к ноге которой привязана тесьма. Рядом, несколько наискось от при крепленной тесьмы, располагаются «ложные» тесемки. Концы тесемок находятся в зоне досягаемости руки ребенка, птичка -нет. Ребенок должен догадаться использовать прикрепленную тесьму для достижения цели (птички). Педагог предлагает ребенку достать птичку и напоить ее из тарелочки. Предварительно он объясняет, что вставать со стула нельзя. В случае затруднения педагог указывает на тесемки и просит потянуть за одну ив них. Если ребенок тянет за «ложную» тесьму, педагог говорит:

- для коррекции наглядно-образного мышления:

1. «Найди лишнее слово»

Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ

- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.

2. «Говори наоборот»

Предложите детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только

наоборот.

- ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

- БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

3. «Назови одним словом»

Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например, стол, стул, диван, кровать (мебель), волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные), вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т.д.

- для коррекции словесно-логического мышления:

1. «Продолжи ряд»

Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:

- Слива, яблоко …

- Береза, сосна …

- Кукла, мишка …

- Илья, Маша …

2. Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок.
Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические приемы обучения детей с умственной отсталостью сюжетно - отобразительным играм»

Настоящая методическая разработка представляет собой результат многолетнего опыта нашей работы с детьми с умственной отсталостью в легкой степени. Здесь мы постарались осветить вопросы обучения ...

Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»

Мастер-класс«Использование нетрадиционных техник и материалов для изобразительной деятельности дошкольников, имеющих умеренную умственную отсталость»...

Приемы и материалы для коррекции у детей с ЗПР

Приемы и материалы для коррекции у детей с ЗПР: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-л...

Игра как средство коррекции внимания детей с умственной отсталостью

В презентации подобраны 10 игр на коррекцию внимания у детей с умственной отстальностью....

Приемы и материалы для коррекции психических процессов детей с нарушением слуха

Современный психолог образовательной организации должен владеть различными компетенциями: знать основы сурдопсихологии, тифлопсихологии и т.д. Предлагаю материал для работы с детьми, имеющими нарушени...