"Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как основа духовно- нравственного и патриотического воспитания"
презентация на тему

Жильцова Татьяна Николаевна

Работа МАДОУ ЦРР ДС "Бэпембэ" с. Акъяр по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа  МАДОУ ЦРР Д/С

«Бэпембэ» с. Акъяр по

духовно- нравственному и патриотическому воспитанию  (Слайд)

                                                       

(Слайд)

«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной
связи с Родиной, не зная, как любили её наши
предки, наши отцы и деды…»
Зацепина М.Б.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

(Слайд)

Цель духовно- нравственного и патриотического воспитания: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих  граждан России, патриотов своего Отечества.

(Слайд)

Задачи:

  • Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  • Воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину;
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Этот факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувство патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудится на благо родного края, беречь и умножать его богатства. (Слайд) Поэтому воспитательно- образовательную  работу мы направляем на:

  • Воспитание в детях нравственно- патриотических качеств;
  • Формирование у детей образа героя, защитника своего государства;
  • Привитие любви к Отечеству и родному краю;
  • Воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.
  • С введением в действие федеральных государственных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Это беседы, чтение художественной литературы, подвижные, хороводные, дидактические игры,праздники, развлечения, совместные творческие конкурсы детей и родителей.

(Слайд)

В годовой план включены такие тематические недели:

« Мой детский сад»,

 «Я и моя семья»,

 « Мой край -Башкортостан»

Фольклорный праздник « Сөмбөлә»

«День пожилого человека»

 « Наша родина-Россия»

« День матери»

 «Труд взрослых зимой»

 Фольклорный праздник « Хуғым байрамы»

 «Народная культура и традиции»

« Защитники Отечества»

Фольклорный праздник « Масленица»

« Международный женский день»

« Птицы нащего  края»

« Земля- наш общий дом»

« Путешествие в космос»

« Салют, Победа!»

Фольклорный праздник « Һабантуй»

« День защиты детей»

« Россия великая, славная, могучая….!»

Хочу остановиться на некоторых из них. Неделя « Я и моя семья»

Мир ребенка начинается с его семьи. Он начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке.  Это корни ,связывающие его с родным домом .

 В рамках тематической недели ( Слайд) « Я  и моя семья» воспитываем гуманное отношение к своим близким. Родители составляют альбомы « Моя семья»,

« Моя родословная», «Герб моей семьи». Провели родительское собрание на тему: « Роль семьи в воспитании ребенка» , (Слайд) где организовали выставку гербов семей, родители рассказали о семейных традициях , о гербе своей семьи.

В рамках недели « Мой край – Башкортостан»(Слайд) педагоги детям прививают чувство любви к родному краю, своей малой родине, на основе приобщения их к родной природе, культуре и традициям народов проживающих в нем.  Педагоги с детьми организовали конкурсы на лучший рисунок о родном крае, провели тематические занятия: символика РБ, « Путешествие по достопримечательностям родного края», « Путешествие по родному селу» и др.

 Педагоги разработали и оформили дидактический материал( Слайд) «Природные памятники Хайбуллинского района», « Знаменитые люди Хайбуллинского района», конспекты ОД к районному конкурсу «Моя малая Родина» О знаменитом кураисте  Азате Аиткулове, о герое СССР Каюме Ахметшине, о животном мире Хайбуллинского района, конспкты праздников « Сәскә ат, Башкортостаным!», в рамках недель « Осенины», « Зимние заботы взрослых», знакомим детей с народными фольклорными праздниками: (Слайд)«Сөмбөлә», « Ҡарға бутҡағы», «Бал байрамы», « Кәкук сәйе»  « Һуғым ашы»и т.д.

(Слайд)В рамках Республиканского зонального семинара были показаны развлечения « Бабушкин сундучок» где показан диалог культур русского и башкирского народов ,  тематический КВН « Урал аръяғы буйлап сәйәхәт » на основе изучения символик районов Зауралья.

(Слайд)Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа .В рамках недели « Народная культура и традиции» Знакомим детей с традициями и бытом русского и башкирского народов. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным декоративно- прикладным   исскуством – « Дымка», Гжель, Хохлома, с башкирскими народными орнаментами. В группах создали мини- музеи: (Слайд)

 « Музей деревянной игрушки», « Курочка- рябушка», « Музей « Удивительный мир часов»

    (Слайд) С января 2015г учебного года мы начали работать над проектом, посвященным 70- летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.  под названием « Мы не забудем, их подвиг великий».

 В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Проект направлен на патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину.

( Слайд)

Цель проекта:

1. Донести до детей значение Победы Советского народа в  Великой Отечественной войне.

2. Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через речевое, познавательное, художественно- эстетическое и физическое развитие детей.

3. Развивать интерес к военной истории нашей Родины, армии, народу.

(Слайд)

  Задачи проекта:                      

  1. Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы, представление о героизме.
  2. Уточнить и расширить представления о защитниках страны в годы  Великой Отечественной войны.
  3. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
  4. Воспитывать у детей эмоционально – положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них.
  5. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас признаками, синонимами, связанными с военной тематикой.
  6. Расширять музыкальный кругозор через ознакомление с лучшими образцами песен военных лет.

(Слайд)

Актуальность Патриотическое воспитание дошкольников- актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к родине- это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится актуальной. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие патриотизм.

(Слайд)

 

Ожидаемые результаты: Понимание детьми для чего нам нужно помнить о событиях ВОВ, почему мы должны защищать нашу родину от врагов. У детей закрепились понятия нравственности, гражданственности чувство гордости за солдат ,защищавших свою Родину.

Подготовительный этап

(Слайд)

Определение проблемы :  Дети не знают о стойкости народа и героизме воинов во время Великой Отечественной войны, не знают памятники боевой славы в Рязани и улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны.

  • Постановка и определение целей и задач проекта.
  • Подбор литературы по теме, буклетов и открыток
  • Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на военную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений.
  • Привлечение родителей к оформлению плаката и газеты, посвященных Дню Победы: «Мы гордимся нашими ветеранами!».
  • Составление сценария праздника и конспектов  ОД .
  • Подбор информации для родительского уголка. (Папка – раскладушка «Этот день Победы!)

 -Подбор литературы, буклетов, открыток и иллюстраций о войне.

 -Составление сценариев, праздников, конспектов ОД.

-Подбор информации для родительского уголка ( Папка- передвижка

          « Этот день победы»

  • Подбор пословиц и поговорок о мужестве, смелости и стойкости воинов.
  • Привлечение родителей к оформлению плаката и газеты, посвященных Дню Победы: «Мы гордимся нашими ветеранами!».
  • Составление сценария праздника и конспектов занятий .
  • Подбор информации для родительского уголка. (Папка – раскладушка «Этот день Победы!)

Основной этап

Работа с детьми

-Беседы:  «Города-герои», «Герои- пионеры», « Улицы села, носящие имена героев войны- Мусы Гареева, Шаймуратова, Александра Матросова, Каюма Ахметшина        »

-Игровая деятельность: сюжетно- ролевые игры « Разведчики» « Военный госпиталь», « Пограничники».

-Дидактические игры: «Отгадай название военной техники», « Чья эмблема?» и др.

-Чтение художественной литературы:  Л. Кассиль «Памятник солдату»,

 « Твои защитники», В. Степанов « Наша армия».

-ОД по познавательному и речевому развитию «Город герой- Москва », «Знакомство со службой пограничников»,«Никто не забыт и ничто не забыто», «Подвиги в тылу»

- Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача,«Вечный огонь»Сл. А. Филлипенко, «День Победы»сл.В. Харитонова,муз. Д.Тухманова,” В землянке”В. Сурков, муз.К. Листов,  « Шаймуратов генерал» сл. К.Даян,

- Конкурс чтецов стихов о войне. «Памяти павших, будьте достойны!»

-Встреча с Ветеранами Великой Отечественной войны и вручение им памятных подарков

-Сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Военный госпиталь» Чтение рассказов и стихов о войне: «22 июня 1941 года» (С. Щипачев, «Прощание» (3. Александрова, «И снова писем нет из дома».«Скольким детям возвратили детство» (Р. Рублев, «Навек запомни» (М. Исаковский). «Братские могилы» (В. Высоцкий

- Военно- спортивная игра « Зарничка»

(Слайд)

-  Экскурсия в историко- краеведческий  музей ( в зал боевой славы)

(Слайд)

Организовали выставка рисунков « Война глазами детей»

(Слайд)

Оформили выставку поделок «Боевая техника»

(Слайд)

В детском саду оформлен стенд на военную тематику « Героев войны будем достойны !»

(Слайд)

Также была проведена музыкально- литературная композиция « Память….» для старшей и подготовительной групп.

Работа с родителями

-Анкетирование на тему « Память о Великой Отечественной войне»

- Разработка познавательно– исследовательских  проектов детей и родителей на тему «  Мой прадедушка –герой»

-Создание в группе выставки поделок « Боевая техника »

- Выставка рисунков-плакатов  «Войне мы скажем: "Нет! "».

Работа с педагогами

-Разработка методических рекомендаций для родителей по патриотическому воспитанию детей.

- Педагогический час на тему: «Воспитательно - образовательная работа с детьми и родителями в связи с подготовкой праздника Дня Победы в Великой Отечественной войне».

- Оформление папок-передвижек, консультаций о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в семье, информационных стендов в каждой возрастной группе

-Подготовка встречи с ветеранами войны (разучивание стихов, песен, инсценировки).

- .изготовление альбомов « Города- герои» , « Песни с которыми мы победили», « Герои земляки», « Боевая техника», « Герои – пионеры»,

 « Памятники ВОВ» и др.

-Музыкально- литературной композиция « Память»(  муз. Рук. И воспитатели старш. и подготовит. групп)

На Завершающем этапе планируются:

- Возложение гирлянды к памятнику Героя Советского Союза Каюма Ахметшина и обелиску войнам- хайбуллинцам.

-Спортивный праздник « Мы - будущие защитники отечества»(совместно с папами)

- Утренник, посвященный 70-летию Победы ВОВ. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

 -Экскурсия к памятнику Героям Великой Отечественной войны

Заключительный этап

1. Выпуск стенгазеты « Спасибо, за мир!»

2. Участие детей в празднике, посвящённом Дню Победы

3. Экскурсия и возложение цветов к памятнику воинам ВОВ.

    4.Праздник, посвященный 70- летию победы ВОВ « Салют, Победа!»

Уверяем Вас, тема войны очень актуальна. Изучение её поможет нам с вами воспитать честных, смелых, сильных духом патриотов нашей любимой

Родины.

На наш взгляд , в рамках патриотического воспитания основные задачи могут быть решены с помощью проектов, когда дети заинтересованы темой, принимают непосредственное участие в обсуждении, планировании, проведении исследований совместно с педагогами и родителями.По данной теме имеется большое количество разнообразного методического материала, мы стараемся анализировать его и  выделить основные  важные и интересные моменты, использовать их в доступной форме не перегружая детей излишней информацией. Наш проект вызывает у детей  интерес к истории нашей страны и чувство гордости за войнов ,защищавших её.  

(Слайд)

             День Победы – праздник  дедов,

             Это праздник твой и мой.

              Пусть же чистым будет небо

              У ребят над головой!

(Слайд)

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основной духовно-нравственного воспитания

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества...

"Приобщение детей дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям с использованием шедевров отечественной мультипликации".

В современном мире  в поединке с книгой выигрывает телевизор, ведь смотреть зрелище легче и интересней. Герои мультфильмов, могут являться настоящими учителями оптимизма, помогающими решать разли...

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани.

Выявлять и внедрять в быт  детского сада основы народного творчества....

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям народной культуры

Каждый народ, где бы он ни жил, и каков бы мал он не был, — это настоящее богатство, он вносит в нашу жизнь свою историю, неповторимую культуру, язык, устои, традиции....

Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям, как основе духовно – нравственного и патриотического воспитания.

Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину -  задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо познать духовное богатство своего народа, отечественную...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре кубанского казачества»

КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей  Тема: «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре кубанского казачества»                ...

«Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основе духовно-нравственного и патриотического воспитания»

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине…Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть его сердце и в памяти на...