Творческий проект проведения летней оздоровительной недели «Маленькие экспериментаторы»
методическая разработка на тему

Бондаренко Ирина Павловна

Творческий проект  проведения летней оздоровительной недели  «Маленькие экспериментаторы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkie_eksperimentatory.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

Проведения летней оздоровительной недели

«Маленькие экспериментаторы»

Цель проекта: Создание условий необходимых для исследования явлений и объектов окружающего мира.

Задачи:

- Обогащать и расширять представления об окружающем мире;

- Знакомить детей с природными явлениями (солнце, ветер, вода, радуга); природным материалом – песком, их свойствами;

- Побуждать к совместной поисковой деятельности;

- Формировать навык практического экспериментирования с различными предметами из разных материалов;

- Развивать познавательный интерес к окружающему миру, речевую активность мышление и воображение;

- Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Актуальность проекта:

Люди, научившиеся…наблюдениям и

опытам, приобретают способность сами

ставить вопросы и получать на них

фактические ответы, оказываясь на более

высоком умственном и нравственном

уровне в сравнении с теми, кто такой

школы не прошел».

Летний период в ДОУ – это время активного исследования, познания детьми окружающего мира.

Основными формами познавательной деятельности детей являются: наблюдения, опыты и эксперименты.

Главное достоинство метода экспериментирования, на мой взгляд, заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. О его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Именно в процессе экспериментирования дети имеют возможность самостоятельно строить собственную деятельность, проявлять активность. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи.

Дети не только знакомятся с новыми фактами, но и идет накопление фонда умственных приемов и операций.

Эксперименты положительно влияют на: эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, укрепление здоровья за счет повышенного уровня двигательной активности. За использование данного метода обучения выступали такие классики педагоги, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский.

«Наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции» - утверждала А.И. Иванова. Это подчеркивают выдающиеся педагоги.

И.Г. Песталоцци: «Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы…проходят перед ним в возможно большем количестве».

М.М. Манасеина: «При воспитании детей от 1 года до 8 лет следует. По возможности, полнее и лучше освоиться с окружающим их миром, следовательно, им нужны не сказки, а факты, наблюдения и опыт».

Участники проекта:

Дети 1 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность проекта: 1 неделя

Ожидаемые результаты: После завершения проекта дети смогут:

- замечать и называть характерные признаки природных явлений;

- применять навыки практического экспериментирования с различными материалами;

- делать простейшие выводы.

День недели

Цели дня

Формы работы

Понедельник

Д

е

н

ь

С

о

л

н

ц

а

-Продолжать знакомить детей с природным источником света и тепла  -  солнцем, его видом: цвет, форма, размер;

(Солнце – большой горячий тяжёлый шар.)

со сменой дня и ночи;

влиянием солнечных лучей на белый и чёрный цвет.

-Развивать наблюдательность, логическое мышление, речь.

-Формировать понятие о необходимости солнца всему живому: людям, растениям, животным.

Наблюдения:

«Солнце по небу гуляет»

Художественная литература

Чтение: «У солнышка в гостях» словацкой н.с., «Краденое солнце» К.И.Чуковского, песенок, потешек.

Заучивание: «Солнышко-вёдрышко».

Загадывание загадок

Пение: «Солнышко-солнышко»

Изо деятельность:

Рисование: «Солнышко лучистое» (фломастерами, палочками и пальчиком на песке, мелками на асфальте, печатание на влажном песке)

Конструирование: из камушков, палочек, из бумаги (скатывать, скручивать), прищепок, крышек.

Лепка: «Смотрит солнышко в окошко»

Игровая деятельность:

Пальчиковые игры: «Солнышко» (стр.84,85 –«365 игр для дошколят»), «Солнышко и тучка»,

Физминутки:

«Солнечные зайчики», «Солнце», «Солнце греет землю слабо», «Солнце спит и небо спит» (В.И. Ковалёва «Физминутки»)

Словесные игры: «Какое солнце?», «Что делает солнце?»

Развивающие игры: «Какой день?», «Хорошо – плохо» (с использованием иллюстраций), «Цвет солнца вокруг нас».

Подвижные игры: «Солнечные зайчики», «Солнышко и дождик», «День-ночь», «Дождь, ветер, солнце», «Солнышко и одуванчики».

Гимнастика для глаз: «Солнышко» (стр.88 «365 игр для дошколят»).

Опытно-исследовательская деятельность:

«Солнечные часы» (стр. 34  Е.Волкова «Играем в учёных»).

«Уличные тени» (стр.135 Е.А.Мартынова),

«Солнечные зайчики» (стр.137 Е.А.Мартынова),

«Чёрное и белое» (стр.189 Е.А.Мартынова, см. в папке «Экспериментируем»), «Пластилин и солнечный луч» (см.папку)

«Почему наклонился цветок, повернулись листья»

Взаимодействие с родителями:

Заметка на тему: «Защитим от солнца глазки» (стр.12 «Счастливая мама» №13),

Памятка на тему: «Интересно знать» (стр.37 Е.Волкова)

Изготовление  игрушечного «Солнышка» из различного материала.

Вторник

         

           Д

е

н

ь

В

о

д

ы

-Расширять знания детей о свойствах и качествах воды: прозрачная, без запаха, бесцветная, льётся, но может менять эти свойства; не имеет формы,  но может занимать ту, в которую попадёт.

-Продолжать знакомить с водными обитателями и растительностью.

-Формировать представление о необходимости воды, о значении её для всех  (человека, растений, животных) живущих на Земле.

-Развивать мыслительные процессы, умение  делать выводы: «отчего у меня так получилось», совершенствовать умение действовать с предметами.

-Закреплять гигиенические навыки у детей.

-Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Экскурсии:

На водоём: «Кто живёт ( что растёт) в воде?», на пищеблок, в прачку.

Рассматривание иллюстраций:

На тему: «Всем и каждому, всегда на земле нужна вода», книги «Зачем нужна вода» (серия «Маленькому почемучке»), с изображением профессий (повара, художника, моряка, няни, прачки, дворника …), спец. техники (поливальные машины, пожарные, снегоуборочные…), водного вида транспорта, альбомов и энциклопедий: «Вода – дом для многих растений и животных» (материалы мини-музея).

Развлечения:

«Чистая вода нужна всем и всегда» (стр.70 Т.Н.Зенина «Ознакомление детей раннего возраста с природой»),»В гостях у капельки» (стр.48 Е.В.Баранова «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома»).

Художественная литература:

Чтение: «После дождя» Я.Тайц, «Мойдодыр», «Федорино горе» К.И.Чуковский. «Девочка чумазая» А.Барто, «Послушные стихи» И.Гунина, «О лягушках, жабах, цаплях …и крокодилах» (см.мини-музей), «Дождик» Б. Заходер, «Ручеёк»,  «Где спит рыбка» И.Токмакова,  «Где живёт вода» Я.Аким, «Как Вася ловил рыбку» Н.Калинина.

Повторение стихов: «Кораблик», «Мячик» А.Барто.

потешек «Водичка-водичка»,  «Дождик-дождик».

Аудиозаписи: Сказки Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», «Звуки воды в природе»

Игровая деятельность:

Пальчиковые игры: «Звуки дождя», «Стирка», «Дождик, дождик».

Физминутки: «Льётся чистая водица» (стр.39),  «Приплыли  тучи дождевые» (стр.65), «Мельница» (стр. 40), «Речка» (стр.72 В.И.Ковалёва  «Физминутки»).

Гимнастика для глаз : «Дождь» (стр.90 «365 игр для дошколят»).

Упражнение на дыхание: «Мыльные пузыри», «Спрячься в воду» (задержка дыхания).

Массаж  спины: «Дождик» (стр. 88 «365 игр для дошколят»)

Подвижные игры: «Птички и дождик», «Рыбачек и рыбки», «Море волнуется», «Поймай рыбку», «Через ручеёк», «Ловкий водонос», «Лягушата».

Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Хорошо-плохо», «Кто живёт в воде» (с использованием иллюстраций), «Собери картинку» (кубики «Морские обитатели»).

Словесные игры: «Какая вода?», «для чего нужна вода?».

Сюжетные игры: «Путешествие на корабле», «Рыболов», «Дочки-матери» (купание , стирка, обед).

Изо деятельность:

Рисование : «Тучка большая, тучка дождевая» (стр. 20 Т.П.Высокова  «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»),

Лепка: «Капитошки» (капли для тучки).

Конструирование: «После дождя выросли цветочки» (из фасоли, пуговиц, крышек, прищепок, фисташек).

Коллективная композиция «В синем, синем море» (стр.24 Т.П.Высокова  «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»),

Опытно-исследовательская деятельность:

«Ближние моря» (окраска воды), «Шлюпки на воду», «Море высыхает» (перенос воды пипетками, губками) ( стр.56 Т.П.Высокова  «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»),  «Заколдованная  вода», «Прятки» (стр. 9 Л.Н. Менщикова  «экспериментальная деятельность детей»), «Как вытолкнуть воду из стакана» (с камешками), «Вода мажет литься, может брызгаться», «Ручейки» (пускать шприцом по оргстеклу), «Водяная мельница», «Цветок без воды».

Трудовая деятельность:

Полив растений (цветов, овощей), изготовление «Фонтанчиков» (из пластиковых бутылок), очистка искусственного озера,

Изготовление шапочек «одуванчиков», изготовление дидактической куклы «Капельки».

Взаимодействие с родителями:

Консультация на тему: «У голубой воды»,

Папка-передвижка на тему: «Экспериментируем дома с водой»,

Заметка на тему: «Игры в ванной»

Советы «Фонтан отличного настроения» ( «счастливая мама стр.11 №13)

Фотовыставка: «Юные экспериментаторы».

Среда

Д

е

н

ь

Р

а

д

у

г

и

- Познакомить с природным явлением –радугой, её формой;

-показать роль воды в данном явлении;

-закреплять цветовую гамму;

-Пополнять словарь детей словами обозначающими сенсорные признаки свойства, явления,  объекта природы (цвет, форма, величина, высоко-низко-далеко ).

-Воспитывать положительное отношение к  элементарной экспериментальной деятельности.

Наблюдения:

За радугой

Рассматривание иллюстраций

Художественная литература:

Стихи: «Радуга» И.Бунин, «В сиянье радуга взошла» П.Вяземский.

Песенки, потешки, заклички: «Радуга-дуга»

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Собери радугу»,  «»Найди цвета радуги вокруг», «Найди дугу (ленточку, крышку) такого же цвета».

Подвижные игры: с мячами, шарами разных цветов радуги.

Изо деятельность:

Рисование: «Радуга – дуга после дождя»

Лепка: «Радуга в небе»

Конструирование: «Составь радугу»  (на фланелеграфе, используя цветные липучки).

Опытно-исследовательская деятельность:

«Радуга у фонтана» (стр.14) «Радуга в доме (на улице)» (стр.67 Е.Волкова «Играем в учёных»,  стр.192 Мартынова)

Трудовая деятельность:

Изготовление радуги для украшение веранды

Взаимодействие с родителями:

Памятка «Наблюдаем с детьми летом»

Четверг

           

           Д

е

н

ь

В

е

т

е

р

к

а

-Продолжать  знакомить детей с природным явлением – ветер.

-Формировать понятие о  ветре как о движении воздуха.

-Знакомить со  свойствами и признаками воздуха: невидимый, прозрачный.

-Дать понятие о силе ветра, его пользе и вреде.

-Развивать любознательность, стремление к познанию нового, умение активно использовать опыт практической деятельности, игровой.

Наблюдения:

«За ветром» (в спокойную и ветреную погоду», «Как можно увидеть следы ветра-невидимки».

Рассматривание иллюстраций:

«Воздушный транспорт», «Парусные корабли», «Добрый» и «злой» ветер.

Художественная литература:

Чтение: «Ветер по морю гуляет» А.С.Пушкин, «Ветер и солнце» К. Ушинский.

Заучивание: «Надувала кошка шар» Н.Пикулева, «Одуванчик».

Игровая деятельность:

Дыхательные упражнения: «Озорной ветерок» (султанчики, вертушки, цветы, бабочки, кораблики, пёрышки), «Пускание мыльных пузырей».

Пальчиковые игры: «Веер», «Озорной ветер» (стр.76),

«Ветерок» (стр.82 «365 игр для дошколят»).

Физминутки: «Ветерок», «Дует, дует ветер».

Гимнастика для глаз: «Самолёт» ( стр.89 «365 игр для дошколят»).

Хороводные игры: «Воздушный шар» (стр.55 «365 игр для дошколят»),  «Пузырь».

Подвижные игры: «Самолёт», «Мы одуванчики», «Воздушные  шары».

Сюжетные игры: «Самолёт»

Творческие, игры-превращения: « Бабочки», «Стрекозы», «Одуванчики», запуск воздушных змеев, шаров.

Дидактические игры: «Что по воздуху летает», «Подбери шарик к ниточке», «Собери картинку» (возд. транспорт).

Изо деятельность:

Рисование: «Ветер по морю гуляет»

Лепка: «Самолёт», «Кораблик»(используя формочки)

Конструирование: «Кораблик» (природный, бросовый материал,  «Самолёт» (палочки).

Опытно-исследовательская деятельность:

«Плывёт кораблик» (с использованием веера), «Кто живёт в воздушном шаре»,  «Реактивный шар» (стр.103 Е.Волкова «Играем в учёных»), «Ветряная мельница», «Взвешиваем воздух»(№8), «Танцующие горошины»,  с феном: «Деревья качаются», «Как заставить мешок взлететь под потолок» (стр.225 Е.Волкова «Играем в учёных»)

Трудовая деятельность:

Сбор опавших веток после ветреной погоды, изготовление вертушек, султанчиков.

Взаимодействие с родителями:

Изготовление воздушных змеев, «Чудо – веер».

Пятница

Д

е

н

ь

           П

е

с

к

а

-Пополнять знания о свойствах сухого (сыпучесть) и влажного песка (сохранять форму предмета).

-Развивать представление о цвете песка в зависимости от влажности, влажный песок тяжелее сухого, составе песка, свойстве песчинок.

-Стимулировать развитие речи, памяти, тактильно-кинестетической чувствительности, воображения.

-Помочь выяснить изменения песка при взаимодействии с водой и ветром.

-Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Сказки в песочнице:

«Репка», «Лис и мышонок» (стр.36 А.Н. Ионова «Играем, гуляем, развиваем»).

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

«Кладоискатели», «Золушка» (стр.32 А.Н.Ионова «Играем, гуляем, развиваем»), «Мы ходили в огород». «Норки для ежат» (см. папку).

Сюжетные: «Хозяюшки», «Строители» («Город на песке» «Песочные замки», «Мосты»), «Гонщики».

Подвижные игры: «Попади», «Сбей»

(горизонтальная цель), «Кто дальше прыгнет».

Творческие игры с рисованием: «Волшебное превращение», «Узнавалки», «Кто я».

Изо деятельность:

«Песочные художники» (по сухому и влажному песку: ладошками, палочками, плоскостными печатками, формочками), «Картина из цветного песка» (коллективная)

«Выкладываем на песке» (различные фигурки из камешков, палочек, крышек, листочков).

«Сыплем – лепим»  (стр.93 С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»)

Трудовая деятельность:

Полив песка, перекопка,  очистка и закрытие песочницы после игры.

Опытно-исследовательская деятельность:

«Разноцветный песок», «Горка из песка» (надувание трубочкой в банке), «Песочные струйки», «Песочные часы» (стр. 41 Е.Волкова «Играем в учёных»), «Песок очищает воду»(см. папку)

Взаимодействие с родителями:

Конкурс картин, поделок из цветного песка.

Заметки на тему: «Изучаем свойства песка и печём «куличики»» (стр.3), «Строительство из песка» (стр.5 О.А.Новиковская «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по летней оздоровительной практике

Творческий отчет по летней оздоровительной практике...

Развитие творческих способностей в летний оздоровительный период

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста интересует очень многих педагогов, так как все мы осознаем, что раннее развитие этих способностей - прямой путь к формированию интересной ли...

Творческий отчет о летней оздоровительной работе с детьми

В данной публикации отражена работа воспитателя  с детьми в летний период, которая направлена на укрепление здоровья детей. В этот период дети получили яркие незабываемые впечатления от интересны...

ПРОГРАММА Летнего оздоровительного отдыха детей 3-5 лет. «Весёлое творческое лето!»

         Программа Летнего оздоровительного отдыха детей среднего дошкольного возраста «Весёлое творческое лето!!» разработана на основе Основной образовате...