Главные вкладки

    План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
    материал на тему

    Гайсина Альбина Ильшатовна

    Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут,  куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосовершенствоваться, расти в профессии. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_5_let.docx42.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ:

    «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

    Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут,  куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосовершенствоваться, расти в профессии. Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

    Актуальность и перспективность выбранной темы.

    Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

    Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

    Поэтому цель моей работы заключается развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

    Основными задачами  являются:

    - развитие интереса к исследовательскому поиску;

    - создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

    - организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

    - организация предметно-развивающей среды.

    Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который, в качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

     Потребность ребенка в новых впечатлениях, по мнению автора, лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

    В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Ляминой, А. П. Усовой, Е. А. Панько и других) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. Их сходство и различия. О предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

    Новизна.

    Новизной моей темы является грамотная систематизация и распределение экспериментальной деятельности в рамках планирования в соответствии с ФГОС, что дает положительные результаты и способствует целостному восприятию картины мира у дошкольников. Детское экспериментирование – это активная деятельность, в которой дети становятся субъектами – носителями предметно-практической деятельности и познания, «активными делателями», это источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, то есть ребенку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность  быть самим собой.

     Технология опыта.

    По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

    Технологию экспериментальной деятельности я разработала по месяцам: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т.д.

    Для реализации всего объема работы была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе общими усилиями оборудована и постоянно оснащается детская  лаборатория, где представлены различные материалы для исследования.

    Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

    - наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты. Опытническую деятельность провожу:

    в непосредственной образовательной деятельности,

     в совместной деятельности,

    в свободной самостоятельной.

    Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Случается, что исследование, начатое на НОД, требует продолжение в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современном условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

    Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даю детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

    Воспитатель и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач развития экспериментальной деятельности  детей.

    Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации.

    Достоинство выбранной темы:

    Главное достоинство метода экспериментирования – заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах  изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование – это метод позволяющий строить педагогический процесс на основе развивающего обучения, где ведущим является деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде, а добываются в процессе поиска, «открытий».

    Реализация данной темы рассчитана на пять лет

    (2015– 2021 учебный год)

    2015-2016 учебный год

    Содержание работы

    Сроки

    1.

    Проанализировать свои профессиональные затруднения.

    Сентябрь

    2.

    Составление плана работы по самообразованию.

    Сентябрь 2016г.

    3.

    Изучить ФГОС дошкольного образования.

    Сентябрь

    4.

    Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

    В течение года

    5.

    Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

    В течение года

    6.

    Собрать банк данных по теме ««Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности».

    В течение года

    7.

    Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

    Сентябрь-октябрь

    8.

    Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме « Экспериментирование в детьми в дошкольном учреждении»

    В течение года

    9.

    Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

    В течение года

    10.

    Изучить литературу «Людмила Рыжова: Методика детского экспериментирования.

    Январь

    11.

    Ведение персонального сайта http://nsportal.ru/gayzina.albina

    В течение года

    12.

    Консультации для родителей «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности»

    Апрель

    13

    Публикации статьи на сайте «Продленка» «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

    Май

    14.

    Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

    Апрель

    17.

    Создание копилки опытов и экспериментов.

    В течение года

    18.

    Изучение методики: Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003г.

    Апрель

    19.

    Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования.

    По плану старшего воспитателя

    2016-2017 учебный год

    Содержание работы

    Сроки

    1.

    Корректировка плана работы по теме самообразования.

    Сентябрь

    2.

    Изучить литературу по темам:  возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир);

    Развивающиеся  возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М. Дьяченко).

    Сентябрь

    3.

    Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

    По плану старшего воспитателя

    4.

    Составление картотеки публикаций по теме.

    В течение года

    5.

    Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

    В течение года

    6.

    Участие в конкурсе «Воспитатель года». Открытое занятие «Невидимка, которая нужна всем» (I тур- базе ДОУ № 24)

    Декабрь

    7.

    Посещение курсов повышения квалификации по теме самообразования.

    Декабрь

    8.

    Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково - иследовательской деятельности в развитие ребенка».

    Январь

    9.

    Проведение «Мастер-класса для воспитателей» (II-тур конкурса «Воспитатель года» на базе Тимяшевского детского сада)

    Январь

    10.

    Пополнение мини-лаборатории «Почемучки».

    Сентябрь-октябрь

    Создание презентации:

    «Опыты с водой»; «Мои открытия».

    Январь-апрель

    Изучение литературы Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.

    Февраль

    11.

    Деловая игра «Аукцион идей».

    Март

    12.

    Подготовка доклада на педагогическом совете на тему «Выявление познавательных интересов у детей в разных возрастных группах».

    13.

    Подготовка консультации для родителей по теме самообразования «Экспериментирование дома»

    В течение года

    14.

    Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

    Май

    15.

    Ведение персонального сайта http://nsportal.ru/gayzina.albina

    В течение года

    16.

    Медиатека по опытно - экспериментальной деятельности в образовательном пространстве. Подбор DVD дисков по изучаемым темам.

    В течение года

    17.

    Диагностика динамики за два года по своей теме:

    - входной контроль;

    - промежуточный контроль;

    - итоговый контроль.

    Октябрь

    Февраль

    Май

    2017-2018 учебный год

    Содержание работы

    Сроки

    1.

    Корректировка плана работы по теме.

    Сентябрь

    2.

    Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

    В течение года

    3.

    Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности»

    Сентябрь

    4.

    Разработка проектов по теме, в рамках реализации международной программы.

    В течение года

    5.

    Выступление на педагогических и медико-педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

    В течение года

    6.

    Памятка для педагогов  «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

    Октябрь

    7.

    Изучить статью Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Автор Нищева Н.В.

    Ноябрь

    8.

    Консультация для молодых специалистов «Экспериментирование при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»

    Декабрь

    9.

    Оформление выставки картотека «Занимательные опыты в разных возрастных группах»

    Январь

    10.

    Анкетирование родителей на тему «Изучение проблемы проведения экспериментов родителей с детьми  в домашних условиях»

    Февраль

    11.

    Ведение персонального сайта http://nsportal.ru/gayzina.albina

    В течение года

    12.

    Медиатека по опытно - экспериментальной деятельности в образовательном пространстве. Подбор DVD дисков по изучаемым темам.

    В течение года

    13.

    Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», «Планирование работы с детьми по экспериментированию»

    Март

    Апрель

    14.

    Размещение  разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах.

    В течение года

    15.

    Самоанализ по теме самообразования.

    Май

    2018-2019 учебный год

    Содержание работы

    Сроки

    1.

    Корректировка плана работы по теме.

    Сентябрь

    2.

    Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

    В течение года

    3.

    Изучить литературу Александра Иванова: Человек. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду.

    Сентябрь-октябрь

    4.

    Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

    В течение года

    5.

    Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

    В течение года

    6.

    Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

    В течение года

    7.

    Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

    Январь

    8.

    Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

    В течение года

    9.

    Принимать активное участие в работе педсовета, медико-педсовета в дошкольном учреждение.

    В течение года

    10.

    Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

    В течение года

    11.

    Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

    Февраль

    12.

    Оформление выставок литературы, дидактического материала.

    Март

    Апрель

    13.

    Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

    В течение года

    14.

    Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

    Май

    2019-2020 учебный год

    Содержание работы

    Сроки

    1.

    Корректировка плана работы по теме.

    Сентябрь

    2.

    Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения и для студентов педагогического колледжа.

    декабрь

    3.

    Размещение своих работ на веб-сайте.

    В течение года

    4.

    Продолжить работу над выбранной методической темой.

    В течение года

    5.

    Пройти курсы повышения квалификации.

    Декабрь

    6.

    Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.

    1. Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

    Сентябрь - январь

    7.

    Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет.

    В течение года

    8.

    Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

    В течение года

    9.

    Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве. Подбор DVD дисков по изучаемой теме.

    Январь

    февраль

    10.

    Консультация для воспитателей «Содержание зон экспериментальной деятельности».

    Март

    11.

    Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

    Ноябрь, март

    12.

    Распространение педагогического опыта работы через организацию и проведение регионального семинара на базе МБДОУ

    По плану образовательного учреждения

    13.

    Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме  самообразования: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности».

    По плану старшего воспитателя.

    2020-2021 учебный год

    Содержание работы

    Сроки

    1.

    Корректировка плана работы по теме.

    Сентябрь

    2.

    Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

    В течение года

    3.

    Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

    Сентябрь-октябрь

    4.

    Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

    В течение года

    5.

    Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

    Ноябрь

    6.

    Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

    В течение года

    7.

    Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме

    Январь

    8.

    Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

    В течение года

    9.

    Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности».

    В течение года

    10.

    Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

    В течение года

    11.

    Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

    В течение года

    12.

    Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

    Май

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    "Детский сад общеразвивающего вида №30 г. Лениногорска"

    муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан

    План по самообразованию

    «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

    (с 2015г.-2021г.)

    Подготовила: воспитатель

    Гайсина Альбина Ильшатовна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности"

    Педагогический проект реализован в группе общеразвивающей направленности для детей от 6-7 лет. Основная цель проекта - развитие исследовательских способностей, первичных навыков экспериментальной деят...

    Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

    - Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

    Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

    ·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

    Самообразование "Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников"

    Развитие позновательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, т к благодаря развитию позновательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любозна...

    Мастер – класс по теме: «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»

    Практическая значимость выбранной темы в  том, что детское экспериментирование представляет возможностьнам педагогам дать дошкольнику знания в области физики и химии – самых сложных предмет...

    Экспериментирование как метод развития познавательного интереса старших дошкольников

    Прoблeмa рaзвития у детей пoзнаватeльного интереcа – oднa из aктyaльных проблем дошкольного образования. Познавательный интереc – избирательная направленноcть личноcти на предметы и явлени...