Рекомендации к дифференцированному подходу в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
материал по теме

Василькова Анна

Рекомендации к работе с дошкольниками по гендерному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации к дифференцированному подходу в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

       В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Процесс формирования гендерной принадлежности ребенка дошкольного возраста не ограничивается понятием «формирование половой принадлежности». Пол – это набор биологических характеристик. Гендер – это социальный пол. Ребенок развивается в социуме, и не всегда его проявления совпадают с ожиданиями общества. Гендерное воспитание  необходимо, чтобы разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

Традиционно к субъектам мужского начала относятся:

  • стремление быть сильным и успешным;
  • способность объективировать себя путем материальной и духовной деятельности;
  • готовность к творчеству, лидерству, риску, способность проникать в суть явлений;
  • потребность влиять на детей с помощью авторитета, разума и здравого смысла;
  • установка на то, что любовь окружающих нужно заслужить.

А вот к субъектам женского начала относятся:

  • стремление быть привлекательной вообще и в соответствии со стандартами женской красоты;
  • готовность опекать окружающих, чувство реализма, выносливость, коммуникабельность, способность тонко и разнообразно воспринимать мир;
  • потребность влиять на людей с помощью материнской ласки и любви;
  • установка на то, что симпатия со стороны окружающих должна носить безусловный характер.

         Анализ психолого-педагогической литературы и накапливаемый опыт работы в дошкольном учреждении позволили сформулировать следующие рекомендации к дифференцированному подходу в воспитании мальчиков и девочек:

  1. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
  2. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, по-разному слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы - взрослые.
  3.  Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей (ему) мало пригодится собственный опыт, и сравнивать себя с детьми – неверно и бесполезно.
  4.  Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.
  5. Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
  6. Старайтесь, давая задания мальчикам в детском саду, школе, быту, включать момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подвести ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  7.  С девочками, если им трудно, надо вместе до начала работы разобрать принцип выполнения задания. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам, а подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых задач.
  8. Никогда не ругайте ребенка за неспособность что-то понять или сделать, не используйте обидных слов, общаясь с ним при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и в каких-то областях он будет знать, и уметь больше вас.
  9.  Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
  10.  Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
  11.  Не спешите высказывать свое негативное отношение к девочке – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  12.  Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого, «эмоционального», полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого, «рационально-логического», полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
  13.  Дети часто по-разному реагируют на похвалу. Мальчикам важна оценка их действий. Эмоционально значимой для них будет следующая оценка поступка: «Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал!» Девочкам важно отношение значимых людей (родителей, воспитателей,  педагогов) к их поступку: «Умница, мне очень нравится то, что ты сделала!».
  14.  Поощряйте ролевые игры, соответствующие предстоящему статусу мужчины и женщины, так как это модель будущей жизни вашего ребенка.
  15.  Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения.
  16.   Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником, не будьте сторонним наблюдателем.
  17.  При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотрите в будущее с оптимизмом.
  18.  Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
  19.  Помните, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими ему (ей) особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!

Список используемых источников:

 

  1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987.
  2. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
  3. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. канд. пед. н., СПб, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время в воспита­тельном процессе приобрел осо­бую актуальность индивидуаль­но-дифференцированный под­ход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание рабо­ты с дошкольниками по поло­...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Презентация "Реализация гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Гендерное воспитание — комплексный подход, который проявляется в любом виде деятельности.Учет гендерных особенностей детей — важнейший аспект здоровьесбережения.Учет гендерных особенностей...

Консультация для педагогов «Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов   «Обеспечение гендерного подхода            в физическом воспитаниидетей дошкольного возраста&ra...

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Презентация " Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Гендерный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Развитие дошкольника происходит в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Музыка, как и другие виды искусства является специфической формой хдожественного отражения нашей жизни. Мне к...