Перспективный план по теме самообразования 2014-2017 г
методическая разработка на тему

Бордиян Елена Владимировна

Перспективный план по теме самообразования 2014-2017 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по теме самообразования

на 2014  - 2017 учебный год.

Тема: «Организация детского экспериментирования с детьми  дошкольного возраста»

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. Отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах: Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбина, И.Э.Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. 

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Цель: способствовать развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию  и размышлению в процессе экспериментальной деятельности.    

Задачи:

  • развивать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира, сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику, мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе системы взаимосвязей веществ;
  • учить детей дошкольного возраста сопоставлять факты и выводы в процессе экспериментальной деятельности  через сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);
  • воспитывать у детей дошкольного возраста самостоятельность, активность,  умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость, аккуратность в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Методы:

  1. Проблемно-поисковый метод: активные действия ребенка по обследованию объектов;
  2. Наблюдения за объектом;
  3. Просмотр иллюстраций;
  4. Ситуативный диалог;
  5. Проведение опыта, эксперимента.

Предметно-практическая среда:

1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса;

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы и  величины; мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;

3. Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.;

4. Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.;

5. Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.

Формы работы:

  • родительские собрания;
  • опросы и анкетирование родителей и педагогов;
  • консультации с родителями и педагогами МБДОУ;
  • мастер – классы;
  • фото презентации;
  • проектирование;
  • отчетные выставки.

2014 – 2015 учебный год

Вторая младшая группа «Буратино»

Месяц

Мероприятия

сентябрь

  1. Изучение нормативных документов (ФГОС ДО, СанПиН, Устав МБДОУ);
  2. Изучение методической литературы по теме «Организация детского экспериментирования с детьми  дошкольного возраста»;
  3. Обмен опытом с педагогами других МБДОУ района по данной теме;
  4.  Анализ имеющейся материально – технической базы.

октябрь

  1. Опрос и индивидуальные беседы с родителями, педагогами для определения проблемного поля;

2. Создание предметно-пространственной среды в группе по экспериментальной деятельности;

3. Консультация для родителей «Значение экспериментальной деятельности для детей».

ноябрь

  1. Создание картотеки опытов и экспериментов во второй младшей группе;
  2. Создание карточек с правилами по работе в уголке экспериментирования;
  3. Обсуждение и закрепление с детьми правил работы в уголке;
  4. Консультация для родителей «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем».

декабрь

  1. Консультация для педагогов «Экспериментальная деятельность дошкольников»;
  2. Оформление и пополнение уголка экспериментирования;
  3. Разработка плана занятий с детьми.

январь

  1. Детско-родительская фотовыставка «Мы экспериментируем»;
  2. Консультация для родителей «Как играть дома с песком»

февраль

  1. Изготовление папки-передвижки для родителей «Бросовый материал – как его использовать»;

2. Фото-презентация для родителей и детей «Мы экспериментируем» (дети во время занятий).

март

  1. Пополнение предметно – пространственной среды нетрадиционным оборудованием и материалами;
  2. Поддержание самостоятельности и инициативы детей в творчестве;
  3. Консультация для родителей «Игры с водой и песком. Это интересно!».

апрель

  1. Подбор и изготовление выносного материала;
  2. Изготовление сборника игр «Сыпь песок, лей водичку».

май

  1. Доклад на родительском собрании о проделанной работе по теме за учебный год;
  2. Анализ работы по теме самообразования за 2014 – 2015 учебный год;
  3. Выпуск альбома «Замки на песке», «Волшебный песок»;
  4. Планирование на будущий учебный год.

2015 - 2016 учебный год.

Средняя группа «Буратино»

Месяц

Мероприятия

сентябрь

  1. Обогащение  предметно-пространственной среды в группе;
  2.  Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей»;
  3. Создание картотеки опытов и экспериментов для средней группы.

октябрь

  1. Консультация для родителей «Опыты с водой и бумагой»;
  2. Выпуск альбома «Волшебница вода»;
  3. Деятельность с детьми «Вода водица» (опыты с водой).
  4. Мастер-класс с педагогами ДОУ «Волшебница вода»

ноябрь

  1. Оформление и пополнение уголка экспериментирования;
  2. Деятельность с детьми «Волшебный песок» (опыты с песком);
  3. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка».

декабрь

  1. Деятельность с детьми «Игры с красками»;
  2. Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»;
  3. Открытое занятие для педагогов и родителей «Игры со светом и тенями»

январь

  1. Деятельность с детьми «Игры с воздухом»;
  2. Деятельность с детьми  «Игры с камешками»;
  3. Рекомендации для родителей «Проведите с детьми дома…»

февраль

  1. Деятельность с детьми «Игры со льдом и водой»;
  2. Деятельность с детьми «Игры с водой»;
  3. Родительское собрание «О детском экспериментировании»;
  4. Пополнение предметно – пространственной среды нетрадиционным оборудованием и материалами.

март

  1. Деятельность с детьми «Весенние игры»;
  2. Деятельность с детьми «Игры со звуком»;
  3. Открытое занятие-эксперимент  «Сделаем воду чистой»;
  4. Поддержание самостоятельности и инициативы детей в творчестве;
  1. Фото-презентация для родителей «Наши успехи» (дети во время занятий).

апрель

  1. Деятельность с детьми «Игры с бумагой»;
  2. Деятельность с детьми «Игры с бросовым материалом»;
  3. Консультация для родителей «Значение экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка».

май

  1. Деятельность с детьми «Игры с песком и глиной»;
  2. Анализ работы по теме самообразования за 2015 – 2016 учебный год;
  3. Планирование на будущий учебный год;
  4. Оформление папки «Наши открытия».
  5. Презентация для педагогов «Опыт работы  детского экспериментирования в средней группе детей дошкольного возраста»

2016-2017 учебный год

Старшая группа «Буратино»

Месяц

Мероприятия

сентябрь

  1. Оформление и пополнение центра экспериментирования;
  2. Обогащение  предметно-пространственной среды в группе;
  3. Деятельность с детьми «Песок и глина»;
  4. Ситуативная беседа с родителями «Экспериментальная деятельность старших дошкольников»;
  5. Создание картотеки опытов и экспериментов для старшей группы.

октябрь

  1. Деятельность с детьми «Камни»;
  2. Деятельность с детьми «Воздух и его свойства»;
  3. Консультация для родителей «Игра или экспериментирование»;
  4. Консультация для молодых педагогов «Детское экспериментирование ДОУ»

ноябрь

  1. Деятельность с детьми «Вода и ее свойства»;
  2. Фотовыставка деятельности детей во время непосредственно-образовательной деятельность «Опыты с водой»;
  3. Развлечение детей с родителями «В гостях у осени» (экспериментирование)

декабрь

  1. Деятельность с детьми «Магнит»;
  2. Деятельность с детьми «Свойства материалов» (бумага);
  3. Консультация для педагогов «Экспериментальная деятельность детей в домашних условиях»

январь

  1. Консультация для родителей «Экспериментирование и наблюдение во время прогулок»;
  2. Деятельность с детьми  «Свойства материалов» (ткань);
  3. Подбор и изготовление выносного материала;
  4. Деятельность с детьми «Свойства материалов»

(дерево).

февраль

  1. Пополнение предметно – пространственной среды нетрадиционным оборудованием и материалами;
  2. Оформление фотовыставки «Мы экспериментируем»;
  3. Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для любопытных дошколят».

март

  1. Деятельность с детьми «Растения»;
  2. Деятельность с детьми «Почва»;
  3. Консультация для родителей «Соблюдение правил безопасности».

апрель

  1. Деятельность с детьми «Игры со звуками»;
  2. Поддержание самостоятельности и инициативы детей в творчестве;
  3. Консультация для родителей «Как организовать игры с водой»;
  4. Пополнение центра экспериментирования.

май

  1. Анализ работы по теме самообразования за 2016 – 2017 учебный год;
  2. Планирование на будущий учебный год;
  3. Консультация для родителей «Тонет, не тонет!»;
  4. Отчетная презентация для педагогов по теме самообразования за три года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...

Перспективный план по теме самообразования

Перспективный план работы по теме самообразования "Я исследую мир" 2016-2017 учебный год, подготовительная группа...

Перспективный план по теме самообразования 2017-2018г

Перспективный план по теме самообразования 2017-2018г...