Проект Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
проект (младшая группа) на тему
Взаимодействие детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_adaptatsii_detey_rannego_razvitiya.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Муниципального образования города Краснодара
« Детский сад комбинированного вида № 113 »
Проект
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Воспитатель: Кравчук Евгения Васильевна
Актуальность проекта.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся незнакомому до этого человеку.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития. .
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.
Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.
Цель:
Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
-Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
-Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;
-Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
-Повышение коммуникабельности между родителями;
-Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
-Закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
-Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки проекта:.( июль-август-сентябрь- 2017года )
На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость и т.д.
Материалы и средства реализации:
- картотека дидактических игр;
- картотека подвижных игр;
- картотека развивающих игр;
- гимнастика;
- пальчиковые игры;
- сенсорное оборудование ( пирамиды, вкладыши, конструктор «лего», автомобили и т.д).
- музыка и песни с движениями Екатерины Железновой.
План реализации проекта:
1 этап – организационный:
- создание базы данных о будущих воспитанниках- анкеты (социальный паспорт детей и их родителей);
- родительское собрание по теме «Адаптация детей в дошкольной образовательной организации»;
- мероприятия, проводимые в период адаптации;
- накопление информации и материалов;
- картотека игр: дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые и т.д.
- консультация для родителей по проблеме адаптации детей в образовании организации;
2 этап – основной:
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
Цель:- учить детей развивать игровую деятельность через игру, чувственный опыт в играх с игрушками;
-учить бережному отношению к игрушкам, заботиться о них;
-учить называть цвет предметов(посуды) и их форму;
-развивать умение понимать предложения с предлогами – на-;
-продолжать расширять и обогащать словарный запас: существительными, глаголами и другими частями речи;
-способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
- «Напоим куклу Таню чаем»
- «Покатаем куклу на машине»;
- «Уложим куклу спать»;
- «Отгадай и назови»
- «Поможем кукле Кате одеться на прогулку».
Рассматривание сюжетных картинок:
Цель:
- развивать наблюдательность, внимание и память, усидчивость;
- обращать внимание детей на то, что дети играют, не мешая друг другу и не причиняя боли;
- содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
- развивать наблюдательность, внимание и память;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- воспитывать добрые чувства, заботу друг к другу;
- привлечение родителей к оснащению кукольного центра;
- развивать интерес к сверстникам;
- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом( не брать игрушки в рот).
- «Играем вместе»
- «Дети играют кубиками»
- «Дети кормят птиц»
- «Животные» и др.
Пальчиковые игры:
- «Этот пальчик дедушка»;
- «Пальчик - мальчик»
- «Паучок»
- «Обезьянки»
- « Коза -рогатая»
Познавательное развитие:
Цель:
- формировать умение различать количество предметов (много - один), (один - много);
- формировать умение различать предметы по форме;
- формировать представления о предметах ближайшего окружения;
-развивать зрительно –тактильные ощущения, первоначально на ощупь, а потом только их рассматривать;
-обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.
Дидактические игры:
- «Чудесный мешочек»;
- «Построим домик для котика»;
- «Угостим сметаной киску»;
- «Чьи детки»;
- «Подбери такую же картинку».
Речевое развитие
Чтение потешек:
Цель:упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку, чух – чух, вот – вот.
- «Кто у нас хороший»;
- «Чики – чики-чикалочки»;
- «Поехали, поехали»;
- «Зайка к деткам подбежал»;
- «Где же, где наши ручки».
Формирование словаря:
Цель:
- создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми;
- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;
- развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;
- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;
- «Возьми красный карандаш»;
- «Покатай собачку на машинке»
Художественно-эстетическое развитие
Конструктивно - модельная деятельность:
Цель:
- формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать;
- знакомить с мебелью;
- формировать умение пользоваться знакомыми формами стройматериала при сооружении собственных разнообразных построек;
- учить создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом по образцу;
- обыгрывать постройки;
- общаться в диалоге с воспитателем, со сверстниками;
- «Мебель для кукол»;
- «Машина»;
- «Дорожки длинные и короткие».
Физическое развитие
Тематическая утренняя гимнастика:
- «Часики»;
- «Гуси».
- «Топорики»
- « Лошадки»
- « Ножницы»
Подвижные игры:
Цель:
- поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой;
- создание благоприятного психологического климата в группе;
- развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
- формировать внимание и умение действовать по правилам игры.
- «Мишка косолапый»;
- «Курочка хохлатка»;
- «Пузырь»
- «Спрячем игрушку»;
- «Догони мяч»;
- «Солнышко и дождик»;
- «Птички и автомобиль».
Музыкальное развитие
Цель:
- Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения ( Е. Железновой)
- Развивать интерес к музыкальным произведениям.
-« Автобус»
- « Жираф»
- « Зайка – прыгал»
- « Пугало»
- « Ква – ква»
- « Лягушата»
- « Охотник и зайцы»
- « Тук – тук»
- « Ты похлопай вместе с нами»
- « На диване»
3 этап- заключительный -подведение итогов;
- разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);
Вывод:
Работа проекта была выстроена с использованием игровых, здоровье сберегающих технологий.
Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию игр: «Наша Таня». В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение, слушание, обыгрывание.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.
В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словестные, практические. Приёмы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.
Анализ работы за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к дошкольной организации безболезненно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...
Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации «В детский сад без слёз»
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.Цель: создани...
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Проблема адаптации детей к детскому садуСтепень адаптации ребёнка к условиям детского сада...