Проект Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
проект (младшая группа) на тему

Евгения Васильевна Кравчук

Взаимодействие детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_adaptatsii_detey_rannego_razvitiya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                     

               Муниципального образования города Краснодара                           

                            « Детский сад комбинированного вида № 113 »                             

Проект

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

                     Воспитатель: Кравчук Евгения Васильевна

Актуальность проекта.

         Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом. 
В привычную, сложившую жизнь ребёнка буквально врываются   следующие изменения: режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчинятся   незнакомому до этого человеку.   
Проблема  адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек - это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его  эмоциональному благополучию в дошкольной организации. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивать его безопасность для дальнейшего развития. .

         В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.

         Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что это состояние проецируют на ребёнка.

         Работа воспитателя заключается не только в помощи адаптации детям, но и в помощи родителям, оставить благоприятное отношение к детскому саду. Личность воспитателя должна обладать такими качествами как доброжелательность, отзывчивость, компромисс – как одно из условий решения конфликтов.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада детей раннего возраста, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста.

         Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений.

Цель:

Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

Задачи:

-  Создать условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

 -Развитие игровых навыков, произвольного поведения;

-Работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада;

-Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

-Повышение коммуникабельности между родителями;

-Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
-Закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
-Побуждать   детей  к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности (окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка и т.д.).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки проекта:.( июль-август-сентябрь- 2017года )

На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость и т.д.

Материалы и средства реализации:

- картотека дидактических игр;
- картотека подвижных игр;
- картотека развивающих игр;
- гимнастика;
- пальчиковые игры;
- сенсорное оборудование ( пирамиды, вкладыши, конструктор «лего», автомобили и т.д).

- музыка  и песни с движениями Екатерины Железновой.
План реализации проекта:

1 этап – организационный:
- создание базы данных о будущих воспитанниках- анкеты (социальный паспорт детей и их родителей);
- родительское собрание по теме «Адаптация  детей в дошкольной образовательной организации»;
- мероприятия, проводимые в период адаптации; 
-   накопление информации и материалов;
-  картотека игр: дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые и т.д.
- консультация  для родителей по проблеме адаптации детей в образовании организации;
2 этап – основной:
Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры:

Цель:- учить детей развивать игровую деятельность через игру, чувственный опыт в играх с игрушками;

-учить бережному отношению к игрушкам, заботиться о них;

-учить называть цвет предметов(посуды) и их форму;

-развивать умение понимать предложения с предлогами – на-;

-продолжать расширять и обогащать словарный запас: существительными, глаголами и другими частями речи;

-способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.

- «Напоим куклу Таню чаем»

- «Покатаем куклу на машине»;

- «Уложим куклу спать»; 
- «Отгадай и назови»

- «Поможем кукле Кате одеться на прогулку».

Рассматривание сюжетных картинок:

 Цель:

- развивать наблюдательность, внимание и память, усидчивость;
- обращать внимание детей на то, что дети играют, не мешая друг другу и не причиняя боли;

- содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;

- развивать наблюдательность, внимание и память;
- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;
- воспитывать добрые чувства, заботу  друг к другу;
- привлечение родителей к оснащению кукольного центра;
- развивать интерес к сверстникам;
- знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом( не брать игрушки в рот).

- «Играем вместе»  

- «Дети играют кубиками»

- «Дети кормят птиц»

- «Животные» и др.

Пальчиковые игры: 
- «Этот пальчик дедушка»;
- «Пальчик - мальчик»

- «Паучок»

- «Обезьянки»

- « Коза -рогатая»

Познавательное развитие:

Цель:

- формировать умение различать количество предметов (много - один), (один - много);

- формировать умение различать предметы по форме;

-  формировать представления о предметах ближайшего окружения;  

-развивать зрительно –тактильные ощущения, первоначально на ощупь, а потом только их рассматривать; 
-обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами.

  Дидактические игры:
-  «Чудесный мешочек»;
- «Построим домик для котика»; 
- «Угостим сметаной киску»; 
- «Чьи детки»;
- «Подбери такую же картинку». 

  
Речевое развитие 

Чтение потешек: 

Цель:упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу,  ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку, чух – чух, вот – вот.
- «Кто у нас хороший»; 
- «Чики – чики-чикалочки»;
-  «Поехали, поехали»;
- «Зайка к деткам подбежал»;
-  «Где же, где наши ручки».

Формирование словаря:

Цель:

- создать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми;
- формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию;
- развивать умение повторять фразы, активизировать слова детей за счет звукоподражания героев потешки;
- «Принеси Машеньке вазочку для варенья»;
-  «Возьми красный карандаш»; 
- «Покатай собачку на машинке»

Художественно-эстетическое развитие   

Конструктивно - модельная деятельность: 

Цель:

- формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать;

- знакомить с мебелью;

- формировать умение пользоваться знакомыми формами стройматериала при сооружении собственных разнообразных построек;

- учить создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом по образцу;

- обыгрывать постройки;                                                                                                                

- общаться в диалоге с воспитателем, со сверстниками;

- «Мебель для кукол»;
- «Машина»;
- «Дорожки длинные и короткие».

Физическое развитие   

Тематическая утренняя гимнастика:
- «Часики»;
-  «Гуси».

- «Топорики»

- « Лошадки»

- « Ножницы»

Подвижные игры: 

Цель:

- поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой; 
- создание благоприятного психологического климата в группе;
- развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу;
- формировать внимание и умение действовать по правилам игры.

- «Мишка косолапый»;

- «Курочка хохлатка»;

- «Пузырь»
- «Спрячем игрушку»; 
- «Догони мяч»; 
- «Солнышко и дождик»;
-  «Птички и автомобиль».   

Музыкальное развитие

Цель:

- Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения                                    ( Е. Железновой)
- Развивать интерес к музыкальным произведениям.

Автобус»

- « Жираф»

- « Зайка – прыгал»

- « Пугало»

- « Ква – ква»

- « Лягушата»

- « Охотник и зайцы»

- « Тук – тук»

- « Ты похлопай вместе с нами»

- « На диване»

3 этап- заключительный                                                                                                    -подведение итогов;
- разработка рекомендаций для родителей (соблюдения единства требований воспитания в дошкольной организации и дома);

Вывод:
   Работа проекта  была выстроена с использованием игровых,  здоровье сберегающих  технологий.
Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию игр: «Наша Таня».  В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми:  чтение, слушание, обыгрывание.
Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой  деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с  элементами театра.   
В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словестные, практические.  Приёмы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.
Анализ работы за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно третьего года жизни, привыкают к дошкольной организации безболезненно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации «В детский сад без слёз»

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.Цель: создани...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Проблема адаптации детей к детскому садуСтепень адаптации ребёнка к условиям детского сада...