Модель сопровождения детей с ОВЗ
консультация на тему

В статье описана модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

в структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней

общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр»

имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области

 – Детский сад «Солнышко» с. Борское

       Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Неоднократно ученые Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия,  М. Хватцев обращали внимание на значимость своевременного развития речи и мышления в становлении личности ребенка, на их взаимозависимую роль в онтогенезе. Знания о закономерностях развития речи и особенностях развития коммуникативной компетенции позволяет прогнозировать успешность дальнейшего развития и обучения в школе.

Проблема формирования коммуникаций у детей с нарушениями устной речи         одна из важнейших в общей и специальной педагогике.

Схема  реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной   системы психолого-педагогических условий,        способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

   Содержание коррекционной работы обеспечивает:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

               В структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское группа комбинированной направленности создана в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи.

    Основными задачами являются:

- своевременное выявление нарушений речи воспитанников;

- определение их уровня и характера;

- устранение нарушений устной речи;

- профилактика возникновения нарушений письменной речи;

- распространение специальных знаний по логопедии среди специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

Характеристика  детей с ОНР.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети").

II уровень речевого развития (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю" - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).

Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; ноет – поют )и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок ("Игаю мятику" - Играю мячиком).

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка),  и др. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -рвет, точит -режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм.                                          Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.).

III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения.

2. Основа (предварительная работа) для  создания модуля сопровождения, детей с ОВЗ и их родителей.

  1. Разработана нормативно - правовая  база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты:  педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели и специалисты по  физическому и музыкальному развитию.
  2. Создан банк данных.
  3. Изучены потребности родителей
  4. Разработан алгоритм сопровождения детей с нарушениями в  развитии речи.

     3. Технологическая схема реализации модуля сопровождения детей с ОВЗ

Практика работы показала, что все задачи возможно решить только совместными  усилиями ДОУ, семьи, детской поликлиники, построив работу целенаправленно и планомерно.                                                                                                                После зачисления ребенка в ДОУ и заключения договора между ДОУ и родителями (законными представителями), с согласия последних, специалисты проводят первичное обследование детей, изучив предварительно заключение районной ПМПК.                                                                                                                                   Результаты первичного обследования анализируются, составляется индивидуальный  маршрут сопровождения ребенка                                                                                                           Затем мы составляем расписание занятий с учетом индивидуальных особенностей и заболеваний ребенка, составляем циклограмму работы специалистов.

Содержание работы с детьми данной категории определяется:

  • примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой  М., Мозаика-синтез, 2010
  • методическими рекомендациями «Готовимся к школе» под редакцией С.Г. Шевченко, И.К. Беловой, Р.В. Былич
  • «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» С-П, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010

        Для воспитателей и специалистов, работающих с данной категорией детей,      разработаны рекомендации  

 Алгоритм работы специалистов:

  • составление перспективного плана работы
  • разработка рекомендаций для всех педагогов, исходя из имеющихся нарушений и заболеваний детей
  • работа по индивидуальному плану обследование

Основные направления работы по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ по развитию речи являются:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорректированном речевом материале осуществляется:

  • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность - основные формы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

Основная цель индивидуального взаимодействия  выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Основная цель подгрупповой коррекционной деятельности - воспитание навыков коллективной работы. Во время этих деятельностей дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.

Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальной и подгрупповой деятельности является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных модулях НОД в группе. Важную роль в развитии  и воспитании детей с ОНР играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов                                                          в работе с ребенком с ОВЗ:

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/50/49001/49001_html_m1d7b939.gif

Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Взаимодействие с родителями.

 Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.

 Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Для родителей работает консультационный пункт, который создан в целях оказания помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста.

Принципы работы:

Добровольность

Компетентность

Соблюдение педагогической этики

    Основные направления:

    Повышение педагогических знаний    

     Оказание содействия в социализации ребенка

В ДОУ в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Эта работа проводится по разработанному плану

   

    Результативность реализации представляемых разработок.

Наш опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми дает положительный результат:

  • Психологическое обследование детей с проблемами  в развитии  проводится в системе и включает в себя изучение  всех сторон психики  (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).  За время пребывания в детском саду  у детей развиваются психические процессы память, мышление, воображение, логика и т.д.

  • Поднимает ребенка на более высокий уровень развития
  • Развивает личностные качества, которые позволяют адаптироваться в социуме
  • Обеспечивает подготовку детей к школе

Показатели результативности работы ДОУ:

  • Наработали определенную систему работы с детьми ОВЗ и их родителями, которую будем в дальнейшем совершенствовать;
  • Создали условия для развития ребенка: физического, психического, эмоционального.

  • С сентября  2011года в ДОУ открыта вторая  диагностико-коррекционная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (по запросу родителей района)
  • А самое главное родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.

Алгоритм реализации моделей интеграции детей с ОВЗ

                                                                 

                                                        


Критерии

Старший дошкольный возраст  

начало года

конец года

очень  низкий

низкий

средний

выше среднего

высокий

очень  низкий

низкий

средний

выше среднего

высокий

1. Звукопроизношение       %                                                          

5

4

47

28

20

0

0

2

15

89

2. Фонематическое восприятие                                                

2

3

36

35

24

0

0

2

3

95

3. Лексико-грамматический строй речи    %                                  

14

13

68

5

0

0

0

3

26

73

4. Связная речь    %                                                                          

24

16

58

2

0

0

0

22

11

67

5. Овладение элементами грамоты                                      

48

25

23

4

0

0

0

0

10

90

В  развитии  детей  подготовительных  к  школе  групп  отмечается  значительная  положительная  динамика  за  учебный  год,  что  свидетельствует  о  достаточной  эффективности  коррекционно-развивающего  процесса,  основанного  на  профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО.  На  конец  года  отсутствуют  дети с  низким  уровнем успешности  выполнения  заданий  по  различным  направлениям  обследования. Наибольшее  количество  детей  показали  высокий  уровень  по  разделу  обследования  «Фонематическое  восприятие»,  а  также  «Звукопроизношение»  и  «Овладение  элементами  грамоты».  Несмотря  на  то,  что  на  конец  учебного  года  у  детей  отмечается  достаточно  высокая  динамика  в  развитии  лексико-грамматического  строя  и  связной  речи,  наименьшее количество  детей  с  высоким  уровнем  развития  выявлено  по  разделу  обследования  «Связная  речь».

2. Информация о наличии специалистов для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого – педагогических подходов в соответствии с ФГОС ДО.

п/п

Ф.И.О., должность

Уровень образования, образовательное учреждение, специальность (направление подготовки) и квалификация по документу об образовании и (или) квалификации

Информация о курсах повышения квалификации

Квалиф. категория

Стаж пед. работы

 (полных лет)

1

Хрон Ольга Сергеевна, старший воспитатель

высшее, Оренбургский государственный университет, 2002 г.

 Квалификация: «Преподаватель педагогики и психологии».

Специальность: «Дошкольная педагогика и психология».

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования (72 часа)

2. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (72 часа)

Высшая квалификационная категория

25

2

Синельникова Лариса Ивановна,  воспитатель

Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области Борское медицинское училище,  2002,

Квалификация: «Фельдшер»

Специальность: «Лечебное дело»

НОУ ВПО «Восточная экономико – эридическая гуманитарная академия»

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования (72 часа)

2. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (72 часа)

-

2

3

Дубасова Наталья Петровна, воспитатель

Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1984 г.

Квалификация: «Воспитатель в дошкольных учреждениях». Специальность: «Воспитание в дошкольных учреждениях»

Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

высшая квалификационная категория

30

4

Попова Ольга Николаевна, воспитатель

Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1989 г. Специальность: «Дошкольное образование»

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО(36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

высшая квалификационная категория

24

5

Корчагина Наталия Геннадьевна, инструктор по физической культуре

Среднее – специальное, Бузулукский педагогический колледж,   1999 г. Специальность: «Дошкольное образование»

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО(36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

высшая квалификационная категория

24

6

Маликова Елена Андреевна, педагог - психолог

Высшее, Поволжская Государственная социально – гуманитарная академия, 2011 год. Квалификация: «Педагог – психолог». Специальность: «Педагогика и психология».

3

7

Григорьева Юлия Марсовна, воспитатель

Борское медицинское училище, 2005                               ГОУ высшего профессионального образования Поволжский  государственный университет сервиса, 2011

Квалификация: «Специалист по социальной работе»

Специальность: «Социальная работа»          НОУ ВПО «Восточная экономико – юридическая гуманитарная академия»

 Специальность: «Педагогическое образование (Дошкольное образование)» студентка 5 курса

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО(36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

3

8

Начарова Анна Александровна

Высшее, ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Учитель биологии с правом преподавания химии», 2011 г.

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО(36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

4

9

Табакова Елена Вячеславовна

ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Специальное (дефектологическое) образование».

Квалификация:  «Бакалавр», 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание инновационной модели сопровождения детей, не посещающих детский сад и их родителей в условиях социокультурного пространства сельского детского сада.

Проект разработан для детей, которые не посещают детский сад и участвуют в региональном проекте Пермского края "Мамин выбор"...

Оптимальная модель сопровождения одаренных детей в детском саду

В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и раз...

«Модель сопровождения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление раскрывает систему методического сопровождения  художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ. Выступление было представлено на педагогической студии для старших воспи...

Организация модели сопровождения детей дошкольного возраста, не охваченных дошкольным образованием, в условиях социокультурного пространства МА ДОУ

Каждый ребенок  дошкольного возраста имеет право на обеспечение доступности образовательных услуг дошкольного образования, но в реальности родители не могут этим воспользоваться из-за...

модель сопровождения одаренных детей

Модель сопровождения одаренных детей...

модель сопровождения одаренных детей

модель сопровождения одаренных детей...

Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...