Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.
методическая разработка (младшая, средняя группа) на тему

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Реализация АОП ребенка с нарушением слуха строится с учетом:

- особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения;

- особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками ДОУ;

- вариативности и технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с нарушением слуха к включению;

- критериев готовности ребенка с нарушениями слуха к продвижению по этапам инклюзивного процесса;

- организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

Содержание АОП:

- Целевой раздел.

- Содержательный раздел.

- Организационный раздел.

Цель программы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, с целью обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Задачи, решение которых необходимо для реализации цели:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи коррекционные:

- обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха), оказание им квалифицированной помощи в освоении АОП;

- освоение слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации, АОП ДО, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах:

- коммуникативный - последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с ОВЗ разных форм словесной речи в зависимости от этапа обучения;

- деятельностный - строится на признании того факта, что развитие личности детей с ОВЗ, определяется характером организации доступной им деятельности: частично речевой, предметно-практической, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой; полноценное формирование этих видов деятельности у детей с ОВЗ происходит в процессе целенаправленного воздействия;

- личностный - предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть;

- культурологический - ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей;

- дифференцированный - предполагает учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования; применение данного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Программа основывается также на универсальных ценностях, зафиксированных в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на уважении к личности ребёнка, к родителям как первым воспитателям и к укладу семьи как первичного места социализации ребёнка.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации. Воспитатели: Чемакина В.С., Марченко Л.И. МБДОУ «Детский сад № 12» г. Торжок, Тверская область

Слайд 2

Для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) должна быть разработана адаптированная образовательная программа (АОП). Исключительным правом на разработку и утверждение адаптированной программы обладает образовательная организация согласно ч.5 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ст.79, п.4). Трудовые действия педагогического коллектива : - Разработка адоптированной образовательной программы в рамках основной общеобразовательной программы. - Аудит разработанной адоптированной образовательной программы (АОП) на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и примерной адоптированной основной образовательной программы (ПрАООП). - Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Реализация АОП ребенка с нарушением слуха строится с учетом: - особенностей и содержания взаимодействия с родителями (законными представителями) на каждом этапе включения; - особенностей и содержания взаимодействия между сотрудниками ДОУ; - вариативности и технологий выбора форм и методов подготовки ребенка с нарушением слуха к включению; - критериев готовности ребенка с нарушениями слуха к продвижению по этапам инклюзивного процесса; - организации условий для максимального развития и эффективной адаптации ребенка в инклюзивной группе.

Слайд 3

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ (слабослышащие дети и дети, после кохлеарной имплантации): - мотивированное употребле­ние единиц языка; - членораздельное, внятное произношение; - развитие слухового восприятия и его использова­ние в образовательных, познавательных и коммуникативных си­туациях; - обогащение жизненного опыта и формирование житейских понятий как основы овладения знаниями, умениями и навыками; - индивидуальный подход к каждому обучаемому, включающий конкретную дозированную педагогическую помощь, специальные методы и средства (слуховые аппараты) обучения, компенсации и коррекции дефекта.

Слайд 4

Содержание адоптированной образовательной программы дошкольного образования (АОП ДО) для слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации. Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел

Слайд 5

Целевой раздел АОП ДО: Пояснительная записка. Определяет цели и задачи работы. Принципы и подходы к формированию АОП. Планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. . Пояснительная записка. Настоящая АОП предназначена для работы со слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации, дошкольного возраста. Программа содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательной работы со слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации, в каждой возрастной группе детей по всем образовательным областям, обеспечивающим разностороннее развитие дошкольника и подготовку его к дальнейшему школьному обучению. Цель программы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, с целью обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников

Слайд 6

Задачи, решение которых необходимо для реализации цели : - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней; - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Задачи коррекционные: - обеспечение коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения слуха), оказание им квалифицированной помощи в освоении АОП; - освоение слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации, АОП ДО, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Слайд 7

Программа основывается на следующих научно обоснованных подходах: - коммуникативный - последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с ОВЗ разных форм словесной речи в зависимости от этапа обучения; - деятельностный - строится на признании того факта, что развитие личности детей с ОВЗ, определяется характером организации доступной им деятельности: частично речевой, предметно-практической, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой; полноценное формирование этих видов деятельности у детей с ОВЗ происходит в процессе целенаправленного воздействия; - личностный - предполагает отношение к каждому ребёнку как к самостоятельной ценности, принятие его таким, каков он есть; - культурологический - ориентирует образование на формирование общей культуры ребёнка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей; - дифференцированный - предполагает учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования; применение данного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя детям с ОВЗ возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Программа основывается также на универсальных ценностях, зафиксированных в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции ООН о правах ребёнка, в которых установлено право каждого ребёнка на качественное образование, на развитие личности, на раскрытие индивидуальных способностей и дарований; образовательная деятельность ДОО должна строиться на уважении к личности ребёнка, к родителям как первым воспитателям и к укладу семьи как первичного места социализации ребёнка.

Слайд 8

Принципы и подходы к формированию программы - полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - содействие и сотрудничество детей и взрослых (партнерство), признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - тесное сотрудничество ДОУ с семьёй; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка). Специфические принципы формирования программы: - единство развития и коррекции (коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей развития и характера нарушений); - единство диагностики и коррекции развития (цели и содержание коррекционной работы могут определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка); - взаимосвязь коррекции и компенсации (система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами слуха); - учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития; - организация атмосферы успеха для ребенка, веру в ее положительный результат, поощрение его малейших достижений.

Слайд 9

Планируемые результаты освоения АОП: В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений слабослышащих и позднооглохших детей к концу дошкольного образования. Система оценки качества дошкольного образования: - должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации АООП в ДОУ в пяти образовательных областях (по ФГОС ДО); - учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации; - исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОУ; - исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования; - способствует открытости по отношению к ожиданиям слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации, семьи, педагогов, общества и государства; - включает как оценку педагогами ДОУ собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в ДОУ; - использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в ДОУ, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

Слайд 10

Содержательный раздел 1. Общие положения 2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка: 2.1. Младенческий возраст. 2.2. Дошкольный возраст. 2.2.1 Социально-коммуникативное развитие. 2.2.2 Познавательное развитие. 2.2.3 Речевое развитие. 2.2.4 Художественно-эстетическое развитие. 2.2.5 Физическое развитие. 3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. 4. Особенности образовательной деятельности. 5. Взаимодействие взрослых с детьми. 6. Способы и направления поддержки детской инициативы 7. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников: 7.1. По направлениям: участие в жизни ДОУ, педагогическое просвещение родителей, совместная творческая деятельность. 7.2. Коррекционно-реабилитационная и психолого-педагогическая работа с семьями детей с нарушениями слуха (слабослышащими и дети, перенесшие кохлеарную имплантацию). 8. Психологическое сопровождение образовательного процесса. 9. Логопедическое сопровождение образовательного процесса. 10. Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса

Слайд 11

Специальные приемы работы со слабослышащими детьми и детьми, после кохлеарной имплантации : - фонетическая ритмика, артикуляционные и дыхательные упражнения, игры; - постановка звуков по методике Слезиной Н. Ф.; - метод экрана, обучение слухозрительному и слуховому восприятию речи; - методы развития активного и пассивного словаря: тематические альбомы, карточки, дидактические игры); - стимуляция речевой деятельности на режимных моментах и при непосредственной образовательной деятельности; - дактильная (ручная) азбука. Особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний: - Недостаточное овладение звуковым составом слова. - Ограниченность словарного запаса. - Непонимание переносного смысла выражения. Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное восприятие речи. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной, обогащают словарный запас.

Слайд 12

Цели коррекционно-реабилитационной и психолого-педагогической работы с семьями детей с нарушениями слуха (слабослышащими детьми и дети, перенесшие кохлеарную имплантацию): - обеспечение адекватных микро социальных условий развития ребенка с нарушениями слуха в семье; - преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей; - формирование позитивного отношения близких лиц к ребенку с нарушениями слуха и оптимистического взгляда в будущее. Для достижения целей необходимо решить следующие задачи: - сформировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательной организации; - установить причины, дестабилизирующие внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения и способствовать их коррекции; - выявить социально-психологические внутрисемейные факторы, способствующие гармоничному развитию ребенка с нарушениями слуха в семье; - добиваться оптимизации самосознания родителей; - способствовать оптимизации личностного развития детей с нарушениями слуха; - обучить родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, методам воспитания, обучения и реабилитации детей, обеспечивающим оптимальное развитие ребенка с нарушениями слуха; - повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации ребенка с нарушениями слуха; - скорректировать воспитательские позиции родителей, оказать им помощь в выборе адекватных мер воздействия.

Слайд 13

Осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей с нарушениями слуха (слабослышащими детьми и дети, перенесшие кохлеарную имплантацию): Координация реализации программ образования осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ. Сециалист Формы квалифицированной коррекции нарушений Воспитатель Артикуляционная гимнастика с элементами дыхательной и голосовой гимнастик Пальчиковая гимнастика; корригирующая и мини гимнастика после сна Индивидуально-развивающая работа Педагог-психолог Работа над развитием высших психических функций (внимание, память, мышление) Работа над социально-бытовыми, игровыми, коммуникативными, потребительскими навыками, навыками самообслуживания, личной гигиены; Формирование мотивации к обучению Логопед Коррекционные подгрупповые занятия: работа с аудиограммой; корректировка речевого дыхания; работа над внятностью речи; расширение словарного запаса; активизация слуховой деятельности; постановка звуков Музыкальный руководитель Музыкальная релаксация, выравнивание психоэмоционального состояния Формирование чувства ритма Координация движений на музыкальных занятиях Инструктор по физической культуре Индивидуальные коррекционные занятия на развитие общей моторики, координации движений Специальные упражнения, связанные со слухом и речью Коррекционные упражнения Дыхательная и ритмическая гимнастика Точечный массаж

Слайд 14

Организационный раздел АОП ДО: 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка 3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.3. Кадровые условия реализации Программы 3.4. Материально-техническое обеспечение Программы 3.5. Финансовые условия реализации Программы 3.6. Планирование образовательной деятельности 3.7. Режим дня и распорядок 3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов 3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов 3.10. Перечень литературных источников Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей: 1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности. 3. Формирование игры как важнейшего фактора развития слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации. 4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. 5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития слабослышащего ребенка раннего и дошкольного возраста. 7. Профессиональное развитие педагогов.

Слайд 15

Организация развивающей предметно-пространственной среды (ППС) Развивающая предметно-пространственная среда детского сада является: - содержательно-насыщенной, развивающей; - трансформируемой; - полифункциональной; - вариативной; - доступной; - безопасной; - здоровье сберегающей; - эстетически-привлекательной. Предметная среда удовлетворяет следующим требованиям: 1. Качественная. 2. Развивающая. 3. Комфортная. 4. Индивидуально-направленная. 5. Коррекционная. Кадровые условия реализации АОП Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха должны осуществлять специально подготовленные высококвалифицированные кадры: учителя-дефектологи (сурдопедагоги), учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели прошедшие профессиональную подготовку, знающие психофизические особенности детей с нарушениями слуха и владеющие методиками дифференцированной коррекционной работы. Кадровая обеспеченность ДОО во многом будет зависеть от наличия руководителей, педагогов, специалистов, прошедших профессиональную подготовку в области инклюзивного образования детей.

Слайд 16

Материально-техническое обеспечение АОП - санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с нарушением слуха (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.); - возможности для беспрепятственного доступа детей, в том числе детей с ОВЗ, к объектам инфраструктуры образовательной организации; - санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей, воспитывающихся в данной организации (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены, включающих в себя кушетки т.д.). - социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с нарушениями слуха, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.). Для осуществления психолого-педагогической работы по коррекции и реабилитации детей с нарушением слуха рабочее место (специальный кабинет) должно быть оснащено следующими средствами : 1.Электроакустическая аппаратура. 2. Сурдотехнические средства обучения и реабилитации, например, специальная аппаратура для практической работы, предназначенная для специалистов по реабилитации: преподавателей, а также родителей (в случае участия последних), представленная обычно в виде настольных аппаратов. 3. Электроакустические комплексы (для индивидуальной и групповой работы, слухоречевой реабилитации, индивидуальной и групповой работы детей с кохлеарными имплантами, определения оптимального слухового поля). 4. Средства наглядности (предметно-образные и динамические). 5. Различные технические средства обучения 6. ИКТ-технологии.

Слайд 17

Финансовые условия реализации Программы Финансовое обеспечение реализации АООП ДО, разработанной для детей с нарушением слуха, осуществляется в соответствии с потребностями ДОО на осуществление всех необходимых расходов на обеспечение конституционного права на бесплатное и общедоступное дошкольное образование с учетом направленности группы, режима пребывания детей в группе, возрастом воспитанников и прочими особенностями реализации Программы. Планирование образовательной деятельности Программно-методическое обеспечение образовательного процесса как одно из основных условий реализации индивидуальной образовательной программы ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации. ДОО реализовывает различные программы: коррекционные, вариативные, дополнитель-ного образования. Дошкольные образовательные организации выбирают для работы программы из числа рекомендованных к применению в ДОО и адаптируют их с учетом особенностей контингента конкретной группы или организации. Для детей с ОВЗ (слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации) предусмотрены занятия по коррекции недостатков сенсорных, двигательных, речевых и психических функций, в зависимости от имеющихся у детей нарушений. Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов. Выделяются следующие формы работы с детьми с нарушением слуха: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями. В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории строится дифференцированно.

Слайд 18

Режим дня и распорядок Программа оставляет за ДОО право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы ДОО, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов. В соответствии с требованиями ФГОС ДО конкретное содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: - игровой (включая сюжетно-ролевую игру, игры с правилами и др.), - коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), - познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), - восприятии художественной литературы и фольклора, - самообслуживании и элементарном бытовом труде, - конструировании из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, - изобразительной (рисование, лепка, аппликация), - музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, театрализованная деятельность), - двигательной (овладение основными движениями). Подбор игрушек и оборудования для организации данных видов деятельности в дошкольном возрасте представлен перечнями, составленными по возрастным группам, отраженными в организационном разделе.

Слайд 19

Перечень нормативных и нормативно-методических документов «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 28.06.2014г). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 № 32220). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказ Минтруда России № 664н от 29.09.2014г. «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.06.2013г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СаНПиН» 2.4.3049-13); Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015г. № 2/15)).

Слайд 20

Перечень литературных источников Основная программа: Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (примерная общеобразовательная программа ДО (пилотный вариант)) М.: Мозаика-Синтез, 2014. Дополнительная литература : Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Авторы Головчиц Л. А, Носкова Л. П и др. Москва. Прсвещение. 2012 Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением слуха «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева М.: Просвещение, 2003. Буре Р.С. Дошкольник и труд, М., Детство - Пресс, 2004 Буренина А.И. Ритмическая мозаика, С-П., ЛОИРО, 2000 Головчиц Л. А., Гаврилушкина О. П., Дмитриева О. П. Методические рекомендации к программе «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» [текст] / Л. А. Головчиц, О. П. Гаврилушкина., О. П. Дмитри − М.: ГНОМ и Д, 2006. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха: сборник игр для педагогов и родителей / Л.А. Головчиц, Л. В. Дмитриева, В. Л. Казанская, Е. В. Каширская, Т. А. Осипова и др. – М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003. Зонтова О.В. Коррекционно - педагогическая помощь детям после КИ,С-П., 2009 Королева И.В. «Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами». С-П.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2006 Королева И.В. Абилитация детей младшего возраста с КИ, С-П., 2006 Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Марциновской Г. А. Аудиовизуальный курс верботонального метода. Назарова Л.П. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха». М.: «Владос», 2001 Новикова О.О., Шматко Н.Д. «Речевая ритмика для малышей». Методическое пособие для педагогов и родителей. М.: «Владос», 2003 Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха, Мн.. БГПУ, 2005. Пелымская Т.В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: методическое пособие для учителей дефектологов и родителей [текст] / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко. – М.: Владос, 2003. Пензулаева Л.И. "Физическая культура в детском саду«. – М.: Мозаика- Синтез, 2014 Петрова В.А. Музыка - малышам, М., Мозаика - Синтез, 2001 Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика – М.: Учебная литература, 1997. Шматко Н.Д., Новикова О.О. Речевая ритмика для дошкольников, ИКП РАО, 2006 Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений [текст] / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Слайд 21

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи)

Воспитанники с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) представляют собой сложную гетерогенную группу, характеризующуюся разной степенью и механизмом нарушения речи, временем его возникновения, разнор...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)

Адаптированная  образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 6 до 7 лет является нормативно-управленческим документом образовательного учре...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ТНР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Адаптированная  образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 5 до 7 лет является нормативно-управленческим документом образовательного учре...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...