Проект "Школа матерей"
проект (младшая группа) на тему

Адаптация детей раннего возраста с условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_materey.docx296.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                             C:\Users\Елена\Desktop\Работа\Картинки рамки\Рамки\IMG-20160623-WA0094.jpg

                                                                                             ПРОЕКТ

Адаптация детей раннего возраста

к условиям ДОУ

МБДОУ «Детский сад № 1»

п. Палатка

воспитатель:  Мусатова Е.В.

2017-2018 учебный год.

                                      Педагогический проект:

Тип проекта: практико-ориентированный.

Срок проекта: по мере поступления новых детей.

Возраст детей: ранний возраст.

Участники проекта: воспитатели, родители, дети, медицинский работник, педагог-психолог.

Тема проекта «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Актуальность проекта: период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в дошкольное учреждение. В этой связи реализация проекта, связанной с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

- разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка;

-  особенностями социального окружения;

- условиями семейного воспитания и другими факторами.

Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

Цель проекта: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи проекта по областям:

1. «Физическая культура».

- Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

- Развивать у детей потребность в двигательной активности.

- Интерес к физическим упражнениям.

2. «Здоровье» и «Безопасность»:

- Развивать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения.

- Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

- Развивать умения ухаживать за своими вещами и игрушками при участии взрослого.

3. «Социализация»:

- Помочь малышам быстрее войти в новый образ жизни.

- Обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребенку.

- Воспитывать в детях уверенность, стремление к самостоятельности.

4. «Познание»:

- Помочь ребенку получить отчетливые представления о предметах ближайшего окружения.

- Воспитывать у детей ценностные отношения к предметам, созданным  трудом человека.

5. «Коммуникация»:

- Развитие  разговорной  речи детей как средства общения и познания окружающего мира, используя доступные речевые методы деятельности.

Ожидаемые результаты:  предполагается, что в проекте будут принимать участие 15 детей в возрасте от года до двух лет, 30 родителей, два педагога, медицинская сестра, педагог-психолог. За период адаптации детей будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми острой и подстрой фаз адаптации, Облегчение привыкания к новым условиям, снижение заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Способы участия в проекте субъектов образовательного процесса:

- индивидуальная работа;

- работа с родителями;

- групповые занятия (консультации, родительские собрания).

Предпроектный этап:

1. Создание банка данных о будущих воспитанниках

2. Знакомство с родителями.

3. Разработка патронажного листа.

4. Изучение литературы по данному вопросу.

5. Создание предметно-развивающей среды.

Этапы проектной деятельности.

1. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в дошкольном учреждении, анкетирование.

2. 3аполнение патронажного листа.

3. Конспекты НОД.

4. Игры.

5 Анкетирование с родителями по итогам адаптации.

Заключение.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

1. Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияло на различные виды деятельности (игровую,  познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую).

2. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей. Дети проявляют интерес и желание играть.

3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.

4. В ходе реализации данного проекта адаптация вновь прибывших детей прошла без осложнений, эмоциональное напряжение снизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Индивидуальные беседы и консультации с родителями

1. «Здравствуй детский сад!»

Цель. Ознакомление родителей с проблемой адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

1. Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении ребенка в период адаптации  ребенка.

2. Дать представление о педагогических целеобразных методах воздействия на малыша в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

3. Дать рекомендации по «Подготовке ребенка к посещению детского сада.

Содержание:

- Понятие «Адаптация»;

- Показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению (эмоциональное состояние, общение с взрослым и сверстниками, сон, аппетит).

- Памятка-рекомендация   родителям по подготовке ребенка к дошкольному учреждению:

* «Как настроить родителей на положительное восприятие ДОУ»

* «Как родителям самостоятельно подготовить ребенка к ДОУ»

* «Приемы, облегчающие ребенку утреннее расставание».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

* Заполнение Листа адаптации.

                          Лист адаптации

Ф.И.О. ребенка________________________________

Дата рождения_______________________________

Возраст к моменту поступления в ДОО_____________

           Показатели адаптации

1-я

неделя

2 – я

неделя

3 – я

неделя

Аппетит

3- ест самостоятельно и охотно

2 – позволяет взрослому кормить себя, избирателен в еде.

1 – отказывается от еды, капризничает.

Сон

3- сон спокойный, засыпает быстро

2- засыпает долго, с плачем, беспокойный

1- отсутствие сна, плач

Общий эмоциональный фон

3 –положительный (уравновешенный)

2- неустойчивый (подвержен частой смене настроения)

1- напряженный, печальный

Взаимодействие с взрослым

3- инициативен

2- принимает инициативу взрослого

1- уходит от взаимоотношений / реакция протеста

Взаимодействие с детьми

3- инициативен

2- принимает инициативу другого ребенка

1- уходит от взаимоотношений / реакция протеста

Познавательная и игровая деятельность

3- активен

2- активен при поддержке взрослого

1- пассивен / реакция протеста

Отношение к высаживанию на горшок

3- положительное

1- отрицательное

Сумма балов:

21-18 баллов – высокий уровень (красный уровень)

17 – 11 баллов – средний уровень (зеленый цвет)

10 – 7 баллов – низкий уровень (синий цвет)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Психолого-педагогические параметры готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

Ф.И. ребенка_________________________________________________

Дата обследования___________ возраст________ группа____________

                     Поведение, настроение

Бодрое, уравновешенное

Раздражительное, неустойчивое

Подавленное

                                                              Засыпание

Быстрое

Медленное

Спокойное

Неспокойное

С дополнительными воздействиями

Без дополнительных воздействий

                                                      Продолжительность сна

Соответствует возрасту

Не соответствует возрасту

                                                           Аппетит

Хороший

Избирательный

Неустойчивый

Плохой

                                   Отношение к высаживанию на горшок

Положительное

Отрицательное

                                                      Навыки опрятности

Просится на горшок

Не просится, но бывает сухой

Не просится, ходит мокрый

Отрицательные привычки (сосет пустышку, палец, раскачивается и т.д.)

Нет

Есть (какие?)

                             Личность (проявление познавательных потребностей)

                                                В повседневной жизни                                               

Проявляет познавательные потребности

Проявляет недостаточно

Не проявляет

                   Интересуется игрушками, предметами: дома, в новой обстановке

                    Да

                          Нет

                  Иногда

                                      Проявляет интерес к действию взрослых

                   Да

                              Нет

Иногда

                                     Любит заниматься, внимателен, активен, усидчив

                    Да

                               Нет

                  Иногда

                                                При обучении

Проявляет интерес, активность

Проявляет недостаточно

Не проявляет

Инициативность в игре. Проявляет инициативу по всем указанным параметрам

                                                       Умеет сам найти себе дело

                                Да

                                    Нет

а) есть фаза подготовки игры самостоятельно

б) с помощью взрослого проявляет элементы воображения

                 Да

                  Нет

                                Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

Инициативность во взаимоотношениях с детьми

Вступает в контакт по своей инициативе

Сам не вступает в контакт

                                     Результативность деятельности

Доводит начатое дело до конца

Не всегда

Не доводит

                                             Самостоятельность в игре

Умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого

Не всегда

Не играет самостоятельно

                                Социальные связи со взрослыми и детьми

Легко идет на контакт с взрослыми

Избирательно

Трудно

Легко идет на контакт с детьми

Избирательно

Трудно

                               Наличие опыта совместной деятельности со взрослым

             Есть

         Недостаточно

             Нет

                                                      Уверенность в себе

Есть

Не всегда

Нет

                                        Опыт разлуки с близкими (если был)

Перенес разлуку сравнительно легко

Тяжело

                         Адекватен в оценке своей деятельности взрослыми

Да

Не всегда

Нет

                       Аффективная привязанность к кому-либо из взрослых

Есть

Нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкетирование  родителей по итогам адаптации.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

ФИО писать не обязательно.  Напротив правильного ответа ставьте «+», а если затрудняетесь ответить, переходите к следующему вопросу.

Ваши рекомендации, соображения помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

Анкета для родителей

Адаптация вашего ребенка к  условиям ДОУ

1. Как прошла адаптация ребенка к условиям дошкольного учреждения?

- ребенок адаптировался полностью;

- ребенок по утрам не хочет идти в детский сад;

- ребенок иногда не хочет идти в детский сад;

- ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду.

2. Как протекала адаптация Вашего малыша  к детскому саду?

Ребенок шел в детский сад:

- с плачем;

- с уговорами;

- без эмоций;

- с удовольствием.

3. Что, по Вашему мнению,  повлияло на успешную адаптацию?

- действия всех сотрудников;

- совместные действия сотрудников и родителей;

- действия родителей.

4. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада?

- обычным;

- отказывался от еды;

- плохо засыпал;

- был сильно угнетен;

- полон эмоций,  впечатлений;

- все эти факторы имели место.

 5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения? Что на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?

6. Ваши пожелания…….

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Возможны использование следующих анкет

  Анкета-прогноз для родителей
“Готов ли ребенок к детскому саду?”

Анкета, поможет Вам оценить готовность малыша к поступлению в детское дошкольное учреждение и предвидеть возможные сложности адаптации. Ответив на вопросы и подсчитав баллы, Вы получите примерный прогноз для своего ребенка.

1. Какое настроение преобладает у вашего ребенка в последнее время в домашней обстановке?

Бодрое, уравновешенное - 3 балла

Неустойчивое - 2 балла

Подавленное - 1 балл

2. Как ваш ребенок засыпает?

Быстро, спокойно (до 10 мин.) - 3 балла

Долго не засыпает - 2 балла

Неспокойно - 1 балл

3. Используете ли вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные….)?

Да - 1 балл

Нет - 3 балла

4. Какова продолжительность дневного сна ребенка?

2 ч - 3 балла

1 ч - 1 балл

5. Какой аппетит у вашего ребенка?

Хороший - 4 балла

Избирательный - 3 балла

Неустойчивый - 2 балла

Плохой - 1 балл

6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?

Положительно - 3 балла

Отрицательно - 1 балл

7. Просится ли ребенок на горшок?

Да - 3 балла

Нет, но бывает сухой - 2 балла

Нет, и ходит мокрый - 1 балл

8. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?

Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается (указать другое)  - 1 балл

Нет - 3 балла

9. Интересуется ли ваш малыш игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

Да - 3 балла

Иногда - 2 балла

Нет - 1 балл

11. Как ваш ребенок играет?

Умеет играть самостоятельно - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Не играет сам - 1 балл

12. Какие взаимоотношения со взрослыми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

13. Какие взаимоотношения с детьми?

Легко идет на контакт - 3 балла

Избирательно - 2 балла

Трудно - 1 балл

14. Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

Да - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

15. Есть ли у ребенка уверенность в себе?

Есть - 3 балла

Не всегда - 2 балла

Нет - 1 балл

16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

Перенес разлуку легко - 3 балла

Тяжело - 1 балл

17. Есть ли у ребенка сильная привязанность к кому-либо из взрослых?

Есть - 1 балл

Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации:

готов к поступлению в детский сад - 55-40 баллов;

условно готов - 39-24 балла;

не готов - 23-16 баллов.

Анкета для родителей детей раннего возраста №1

Уважаемые родители! Мы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок успешнее адаптировался к детскому саду. Чтобы найти к малышу индивидуальный подход, нам необходимо знать особенности Вашего ребенка. Поэтому просим Вас заполнить ряд анкет. Спасибо за сотрудничество!

1. Как Вы называете ребенка дома? _____________________________

Нравится ли малышу свое имя? ________________________________

2. Какие индивидуальные особенности ребенка Вы хотели бы отметить?

________________________________________________________

3. Чем больше всего любит ребенок заниматься? __________________

Чем можно доставить ему радость? _____________________________

4. Существует ли дома режим дня, придерживаетесь ли Вы его?

________________________________________________________

5. Охотно ли ребенок вступает в общение:

  • С детьми своего возраста ________________________________
  • С детьми старшего возраста _____________________________
  • С родными ____________________________________________
  • Со знакомыми _________________________________________
  • С незнакомыми ________________________________________

6. Какое общение предпочитает малыш?

  • Эмоциональное
  • Предметное

7. Как ведет себя при расставании и встрече с близкими? _________

________________________________________________________

8. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого? _________________________ Подходит ли к нему, если тот подзывает? ____________________ Есть ли в поведении элементы конфликтности? _______________

9. Каким образом устанавливает контакт с “чужим” взрослым? ___________________

10. Как ребенок играет?

  • Просто манипулирует предметами
  • Обыгрывает предметы, подражает действиям взрослых

11. Выполняет ли ребенок поручения? Какие? ____________________

12. Какие развивающие занятия Вы проводите дома? Как часто? _____________________

13. Ваши пожелания воспитателям в развитии Вашего ребенка _____ _________________

Анкета для родителей детей раннего возраста №2

1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________

2. Фамилия, имя, отчество мамы, возраст, образование ____________________________

3. Фамилия, имя, отчество папы, возраст, образование

____________________________________________

4. Состояние здоровья ребенка:

Наиболее частое заболевание ______________________

Хронические заболевания ребенка __________________

Перенес ли ребенок родовую травму ________________

5. Семейная ситуация:

Полная ли семья? _________________________________

Живут ли Ваши родители с Вами? ___________________

Сколько детей в семье (укажите их возраст)? ______________ _

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан? ____________________

7. Часто ли в Вашем доме бывают гости? _______________________

8. Насколько часто Вы ходите куда-либо с ребенком? Куда?

___________________________________________________

9. Какие привычки и традиции сложились дома:

В еде _____________________________________________

В засыпании _______________________________________

В пользовании туалетом ____________________________

Какие требования предъявляете к ребенку в эти моменты?

____________________________________________________

10. Как Вы поощряете ребенка? ______________________

11. Как наказываете? _______________________________

12. Как воспринимает детский сад ребенок?_______________

13. Как воспринимаете детский сад Вы?_________________________

14. О чем Вы тревожитесь, отдавая ребенка в группу? ________

15. Какие вопросы по воспитанию ребенка вас волнуют? _____

16. С кем из специалистов детского сада хотелось бы встретиться? _____

Спасибо за сотрудничество!

Карта наблюдений.

Адаптация ребенка к условиям детского сада

Уважаемые родители! Оцените наличие у Вашего ребенка следующих поведенческих реакций: подчеркните характерное для ребенка состояние в домашней обстановке в течение этой недели

1. Эмоциональное состояние ребенка.

  • Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
  • Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
  • Иногда задумчив, плаксив.
  • Легкая плаксивость, хныканье.
  • Плачет за компанию, плач приступообразен.
  • Сильный плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка.

  • Много друзей, охотно играет с детьми.
  • Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
  • Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
  • Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
  • Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
  • Недружелюбен, агрессивен, мешает играть другим.

3. Сон ребенка.

  • Спокойный, глубокий, засыпает быстро.
  • Спокойный.
  • Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
  • Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
  • Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
  • Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка.

  • Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
  • Нормальный аппетит, ест до насыщения.
  • Аппетит выборочный, но насыщенный.
  • Отвергает некоторые блюда, капризничает.
  • Приходится следить за тем, чтобы ел, ест неохотно, долго.
  • Отвращение к еде, кормление мучительно.

5. Отметьте, какие проявления бывают у Вашего ребенка.

  • Сосет палец, жует что-нибудь, жадно, без разбора.
  • Грызет ногти.
  • Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук.
  • Недержание мочи, кала.
  • Выдергивание волос.
  • Игра с половыми органами.
  • Боязнь контактов, стремление к уединению.

Анкета для родителей детей раннего возраста №3

Уважаемые родители! В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир, поэтому так важно создать вокруг малыша среду, которая развивает и воспитывает его. Прочтите, пожалуйста, высказывания и подчеркните те из них, которые Вам подходят.

1. У моего ребенка есть отдельная комната (уголок), где он может играть и хранить свои игрушки.

У моего ребенка нет определенного места, где он играет.

У ребенка есть определенное место, где он играет.

2. В игровом уголке есть стол и стул, подходящие для его возраста.

3. На полке у моего ребенка больше кубиков, конструкторов, пирамидок.

На полке у моего ребенка больше машинок, кукол, мягких игрушек.

4. У моего ребенка есть любимая игрушка.

У моего ребенка нет любимой игрушки.

5. Моего ребенка мало интересуют игрушки, он любит играть другими предметами.

6. Моему ребенку всегда доступна бумага, карандаши, пластилин, краски.

Моему ребенку недоступны бумага, карандаши, пластилин, краски.

7. Я каждый день читаю книги своему ребенку.

У меня нет времени на чтение книг.

8. У моего ребенка есть любимая сказка, которую он готов слушать много раз. Какая?

9. В нашем доме имеется спортивный комплекс.

10. Мы вместе с ребенком делаем зарядку, занимаемся спортом.

Спасибо за сотрудничество!

Использование данных анкет поможет психологам и воспитателям обеспечить психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса, квалифицированно оказать помощь родителям, дети которых испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, постепенно включить родителей в образовательный процесс.

Индивидуальная беседа

«Особенности протекания адаптационного периода»

Цель: Ознакомление родителей с особенностями протекания адаптационного периода каждого ребенка к условиям дошкольного учреждения

Задачи:

1. Познакомить родителей с основными показателями изменений в поведении каждого ребенка в период адаптации к детскому саду.

2. По мере необходимости дать индивидуальные рекомендации по улучшению адаптации ребенка к детскому саду.

Содержание:

  • Знакомство родителей с картами наблюдений каждого ребенка.
  • Индивидуальные рекомендации для родителей по улучшению адаптации ребенка к детскому саду.

«Психологические особенности детей раннего возраста»

Цель:  дать родителям представление о психологических особенностях детей раннего возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с важнейшими изменениями в психическом развитии детей раннего возраста.

2. Дать представление о ведущей деятельности раннего возраста – предметной.

3. Дать рекомендации «Правила общения взрослого с ребенком раннего возраста»

Содержание:

* Важнейшие изменения в психическом развитии детей – формирование мышления, развитие двигательной сферы, появление первых устойчивых качеств личности.

 * Важная характеристика этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка.

* В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная, она оказывает влияние на все сферы психики детей,  определяя во многом специфику их общения с окружающими.

* Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами: рассматривание предметов, ознакомление с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и их сравнение.

 * Общение с взрослым.

* Представления о себе, первая самооценка детей.

 Консультации индивидуальные и групповые

1. «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду».

2. «Ребенок идет в детский сад».

3. «Я хочу в детский сад».

4. «Адаптация детей к дошкольному учреждению».

5. «Как помочь ребенку освоиться в детском саду».

6. «Почему ребенок плачет».

7. «Возрастные особенности детей от 1 до 2 лет».

 

Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста.

Ребенок в 1 -2 года должен уметь: ходить самостоятельно; нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать; поднимать ногу на ступеньку; строить из 2-4 кубиков пирамидку; самостоятельно кушать; частично развеваться без помощи взрослых; «подражать» действиям взрослых (читать книгу, разговаривать по телефону; смотреть телевизор и т.д.)

Как развивается ребенок 1 – 2 лет:

Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие фразы, состоящие из 2-3 слов, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением;

До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;

На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»;

К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком;

К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов;

Большинство детей к двухлетнему возрасту  имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют;

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания;

К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени.

Вам как его родителям важно:

Разговаривайте со своим ребѐнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи;

Чѐтко и ясно проговаривайте свои слова. Ребѐнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребѐнок;

Развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи;

«Психологические особенности детей 1,5 – 2 лет»

Дети 1,5 – 3 лет относятся к раннему возрасту.

 Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут

использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами.

Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-

развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть  разнообразна.

Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

На этой основе развивается игровая и продуктивная деятельность ребенка,

т.е. лепка, рисование, конструирование.

Происходит активное формирование речи:

к 1,5 годам ребенок должен владеть 30-40 словами;

к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны

быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только

существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения.

Формируется фразовая речь;

к 2,5 годам ребенок осваивает 1000 слов, основные вопросы, интересующие

ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?».

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет

быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память,

восприятие, мышление и т. д. Главной функцией данного возраста является

восприятие, поэтому наибольших успехов ребенок достигнет не в области

памяти или мышления, а в области восприятия. И именно его надо развивать в

первую очередь.

Восприятие ребенка этого возраста непроизвольное. Он может выделить в

предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся

второстепенными. Задача взрослого – правильно называть признаки и действия

предмета, постоянно озвучивать их, а затем и спрашивать о них у ребенка.

Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши,

пирамидки.

В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой. В возрасте 2-3

лет ребенок способен различать:

5 форм (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник),

цвета  (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, фиолетовый,

оранжевый).

Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов.

Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и

ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это

нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.

Внимание и память ребенка раннего возраста непроизвольные,  т.е.

привлекают и запоминаются только яркие предметы, издающие звуки, картинки

и т.д.

Поведение ребенка также непроизвольное, дети не могут сразу прекратить

что-то делать или выполнить сразу несколько действий.

Дети раннего возраста очень восприимчивы к эмоциональным состояниям

окружающих и подвержены так называемому «эффекту заражения»: если

один ребенок начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три

«лошадки» будут рядом с ним. Проявления положительных и отрицательных

эмоций зависит от физического комфорта.

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность,

ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Дети в этом возрасте искренние, открытые, честные. Они не умеют скрывать

свои симпатии и антипатии. Чувства детей неустойчивы и противоречивы,

настроение подвержено частой смене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В День матери в детском саду поздравляют матерей (мам и бабушек воспитанников), не забывайте и о педагогах и сотрудниках, ведь они тоже МАТЕРИ!

В каждом государстве отмечают День матери по своим традициям. Однако, везде в этот день всем матерям и беременным женщинам дарят восхитительные поздравления с добрыми пожеланиями. В последнее во...

Тематическая разработка НОД подготовительной группы в ДОУ "Земная жизнь Пресвятой Богородицы".("Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины матери"), посвященному дню Материи в России.

Познакомить детей с событиями, произошедшими в земной жизни Пресвятой Богородицы; формирование умения понимать смысл основных благодетелей: послушания, смирения, любви; воспитывать в детях необходимос...

Методический материал к презентации"Мастер класс конструирование из бытового материала" для детей подготовительной группы.

Поделиться идеей создания игрушки. Предложить коллегам как вариант художественного конструирования совместной деятельности с детьми. Развивать творческие способности  у детей, совершенствовать ум...

В работе использовали разный материал: пластилин, природный материал, краски, кисточки, кариндаши.

В своей работе дети использовали разный материал, дети учились работать последовательно, с  интересом, желание выполнить работу. Развивали творчество, аккуратность в работе....

Конспект занятия по конструированию из природного материала (шестой год жизни, первый этап обучения, третье занятие, материал – древесные грибы и кора)

На этом занятии у детей формируется умение анализировать природный материал как основу будущей поделки; они обучаются трем основным приемам построения образа способом «опредмечивания» - умению «изменя...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...