Культурно-гигиенические навыки детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Статья о формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Виды, примеры, стишки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурно-гигиенические навыки детей младшего дошкольного возраста

Культурно-гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, поддержания порядка в окружающей обстановке, поддерживания культурных отношений друг с другом и с взрослыми.

Формирование культурно-гигиенических навыков является одной из самых важных задач для воспитателя детей младшей группы. Необходимость следить за собой, своей одеждой, чистотой, опрятностью продиктована не только общественными нормами, но и требованиями гигиены.

Развитие навыков происходит дома, в семейной обстановке, где родители начинают приучать ребёнка к первым правилам гигиены. Воспитатели приходят на помощь и представляют собой вспомогательную силу. Следует понимать, что детей младшего дошкольного возраста не заинтересует рассказ о надобности мытья рук. Поэтому воспитателям следует проявить выдумку и фантазию, чтобы список правил походил на увлекательную игру и способствовал положительному закреплению привычек.

Какие культурно-гигиенические навыки нужно развивать у детей?

Личная гигиена

  • Использование носового платка

Нужно показать ребёнку, как правильно использовать носовой платок. Рассказать, для чего он нужен и объяснить, что это личный предмет, который нужно использовать по назначению и не давать использовать другим людям. Если у ребёнка возникают трудности с использованием – поощрять его просить помощи у взрослого человека.

  • Аккуратность и опрятность

Прививать ребёнку внимательное отношение к своему виду.

Умывание

Необходимо показать правильный порядок действий на собственном примере.

  1. Засучить рукава
  2. Открыть кран с холодной водой, затем с горячей. Настроить подходящую температуру.

Ребёнку будет сложно сделать это самостоятельно, поэтому воспитатель должен помочь.

  1. Взять мыло, намочить его под водой и тщательно намылить руки.
  2. Смыть мыло водой и насухо вытереть руки полотенцем.
  3. Повесить полотенце на место.

Для того чтобы превратить мытьё рук в увлекательный процесс и закрепить положительный эмоциональный настрой можно показывать детям тематические наборы картинок, например «Маша умывается», «Зайчик моет лапки», также короткие стишки на подходящую тему:

Зайка начал умываться

Будем вместе с ним стараться

Мылить ручки и смывать

Зайка будет очень рад

Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

Приём пищи

Аккуратное поведение за столом – один из важнейших навыков, которому нужно научить ребёнка. К обучению нужно подходить терпеливо и не ругать за пролитый сок или испачканный стол, следует спокойно и ласково объяснить и показать, как следует делать.

  • Всегда мыть руки перед едой
  • Правильно держать столовые приборы
  • Сидеть за столом прямо
  • Пользоваться салфеткой
  • Кушать аккуратно, не крошить хлеб
  • Не разговаривать во время еды
  • Тщательно жевать еды
  • Благодарить взрослых

Новые правила не должны угнетать ребёнка или вызывать у него стресс, поэтому в обучении также помогут тематические карточки, поговорки и стишки:

Ротик надо вытирать,

И с едою не играть

Не крутись и не вертись,

А к тарелке возвратись!

Кушает зайка,

Кушает мишка,

Кушает мышка,

И вы, ребятишки!

Одевание и раздевание

Ребёнку младшего дошкольного возраста может быть трудно справиться со всеми пуговицами, молниями, застёжками.  Поэтому задача воспитателя помогать ребёнку и поощрять его просить помощи у взрослых. Осенью следует начать подготовку к самостоятельному процессу переодевания, чтобы с увеличением количества одежды зимой ребёнку было легче справиться.

Для лучшего запоминания и закрепления положительного опыта лучше всего учить детей в игровой форме, рассматривая картинки «Миша идёт на прогулку», «Кукла Маша одевается», рассказывая стишки и потешки. Хорошим дополнением будут различные мозаики, игры со шнурками, порядок одевания на доске или картинках.

Порядок действий на примере подготовки ко сну

  • Расстегнуть пуговки на рубашке
  • Снять платье (брюки)
  • Аккуратно сложить (повесить) на стульчик
  • Снять рубашку
  • Снять обувь и поставить рядом со своим стулом
  • Снять колготки и сложить на стульчике

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся мы спать!

Сняли юбки, сняли брючки,

Какие ловкие у нас ручки!

Поведение на прогулке

За маленькими детьми нужно постоянно следить на прогулке и стараться организовывать их досуг, чтобы не допускать падений в грязь и пачкания одежды. Воспитатель может заинтересовать детей, рассказывая весёлые стишки про зверят на прогулке, показывая окружающую природу, водить хоровод и прочее.

Мы на улице гуляем,

С воспитателем играем,

Никуда мы не отходим,

Вместе хороводы водим.

Мишка бегал и скакал,

Прямо в лужицу упал,

У нашего Мишки

Теперь грязные штанишки

Мы не будем так шалить,

Чтоб могли нас похвалить!

Формирование культурно-гигиенических навыков – важный этап в развитии ребёнка. Чем скорее он освоит эту науку, тем легче ему будет в обществе, тем увереннее он себя будет чувствовать. Поэтому крайне важно, чтобы рядом находился внимательный и чуткий взрослый, который сможет направить и подсказать, похвалить его успехи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....

Статья по теме "Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"

Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста....

Проект по теме: Привитие культурно - гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

Проект позволяет формировать культурно – гигиенические навыки у детей первой младшей группы через использование художественной литературы в разных видах деятельности...

Методическая разработка "перспективное планирование развития культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"

В данной разработке представлены игры, перечень художественной литературы,игровые ситуации...

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...