Ознакомление родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе
статья (подготовительная группа) на тему

Кирюхина Инна Викторовна

В старших и подготовительных группах неотъемлемой частью работы по преемственности школы и ДОУ является сотрудничество с семьёй, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребёнка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников ДОУ и семьи: всё лучшее, что может дать семья – любовь, забота, уход, личное общение – и детский сад, и начальная школа должны сделать своим достоянием, и наоборот, всё хорошее, что ребёнок приобретает в детском саду, а затем и в школе – самостоятельность, интерес к знаниям и т.д., должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в детском саду, будет преодолён разрыв между семьёй, детским садом и школой, что является серьёзной преградой для правильного развития ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш». 

В. А. Сухомлинский 

    В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

    Дошкольное детство – это период в жизни человека, когда формируется здоровье, и происходит развитие личности.    В тоже время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от взрослых – родителей и педагогов в ДОУ. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие и социально-эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

      В работе с семьями воспитанников мы опираемся на последние исследования Центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца и «Концепцию дошкольного воспитания».

Нам близки и понятны ведущие идеи «Концепции» о том, что семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности. Однако ребёнок не эстафета, которую семья передаёт в руки педагога. Мы считаем, что очень важен принцип взаимопроникновения двух социальных институтов, а не их параллельность. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, так как у каждого свои функции и методы воспитания. И нам, педагогам, и родителям нужно научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Только совместные усилия воспитателей и родителей обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию способностей, их эмоциональному благополучию, полноценного физического, психического и умственного развития, умению общаться со сверстниками и взрослыми, а также обеспечат подготовку к школе.

Взаимодействие родителей и педагогов – сложный процесс, который требует специальной подготовки воспитателей. В организации союза «родители – педагоги» важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, к объединению усилий по воспитанию ребёнка. Поэтому педагоги проявляют терпение и целенаправленно ищут  пути решения этой проблемы, исключающий авторитаризм.

Современные родители образованы, обладают доступом к научно-методической литературе из области педагогики, однако это не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Почерпнутая из интернета информация зачастую не даёт ответа для каждого конкретного ребёнка. В большинстве  случаев  могут помочь только педагоги дошкольного учреждения, которое посещает ребёнок.  

Но, к сожалению, не всегда педагоги могут помочь. Во-первых, сказывается недооценка в обществе роли воспитателя, во-вторых современный родитель не желает быть поучаемым и воспитываемым.  Понимание о партнёрстве родителей и педагогов недостаточно прочно вошло в жизнь.  Взаимодействие родителей и воспитателей часто сводится к взаимно вежливым, односторонне обучающим отношениям между семьёй и детским садом.

В старших и подготовительных группах неотъемлемой частью работы по преемственности школы и ДОУ является сотрудничество с семьёй, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребёнка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников ДОУ и семьи: всё лучшее, что может дать семья – любовь, забота, уход, личное общение – и детский сад, и начальная школа должны сделать своим достоянием, и наоборот, всё хорошее, что ребёнок приобретает в детском саду, а затем и в школе – самостоятельность, интерес к знаниям и т.д., должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в детском саду, будет преодолён разрыв между семьёй, детским садом и школой, что является серьёзной преградой для правильного развития ребёнка.

Сотрудничество детского сада, семьи и школы решаются через следующие виды работ: общие родительские собрания, на которых родителей знакомят с основными требованиями школы и детского сада к содержанию проводимых занятий дома, сообщаются  основные положения концепции развития личности,   а также даётся информация об основных педагогических, психологических  и медицинских аспектах  подготовки ребёнка к школе.

В  ФГОС прописано, что дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью по подготовке ребенка к школе и о необходимости преемственности и непрерывности дошкольного и начального школьного образования.

В последнее время требования к уровню подготовленности ребёнка к школе значительно возросли. Связано это в первую очередь с  усложнившейся программой обучения в школе.  В современных условиях демократизации системы образования, а также широкой вариативности действующих программ для ДОУ, проблема преемственности стоит особенно остро.

Дети старших групп хотят стать учениками и пойти в школу, но не все одинаково хорошо подготовлены  к школьным обязанностям и не у всех точные представления о том, чем дети занимаются в школе.  Некоторые дети хотят пойти в школу только потому, что там не надо спать, и не совсем точно понимают режим школьной жизни.  Поэтому очень важно правильно подготовить ребёнка к школе для его успешной адаптации и вхождения в режим школьного обучения, так как его успехи и самочувствие напрямую зависят от этого.

Во время подготовки детей к школе мы сталкиваемся с определёнными проблемами в различных образовательных областях. Так например при ознакомлении детей с профессиями и трудом взрослых некоторые дети могут назвать предметы и инструменты необходимые человеку  той   или иной профессии, но объяснить в чём заключается смысл выполняемой работы они зачастую не могут. Возникают трудности при  назывании поэтов и писателей, а также их произведений.  На наш взгляд это  объясняется недостаточным общением между родителями  и детьми, и тем что сейчас резко снизился интерес к домашнему чтению.

В образовательной области «Речевое Развитие, также есть свои проблему, самой  большой проблемой является нарушение звуковой стороны речи, это выражается в том что многие дети неправильно произносят звуки, есть нарушения в артикуляции шипящих звуков. Также возникают проблемы с составлением рассказов по картине, по образцу; с пересказыванием сказок и пониманием многозначности слов, называнием слов со значением противоположным заданному слову.

В образовательной области «Познание» нами были выделены следующие трудности в обучении детей математике – у детей возникают трудности при составлении задач на сложение и вычитание в пределах первого и второго десятка, в обратном счёте в пределах 10.

У  детей есть трудности в правильном держании ручки и карандаша, аккуратном  вырезании геометрических фигур.  

 На сегодняшний день существует много вариантов подготовки ребенка к школе (детские центры, клубы творческого развития, репетиторство  и т.д.), некоторые родители предпочитают заниматься с ребёнком самостоятельно. Какой же способ подготовки ребёнка выбрать?

Во-первых, нужно учитывать, что  в подготовке к школе важны не только базовые знания, которыми обладает ваш малыш, огромную роль в успешной адаптации также играют психологические факторы, такие, как: мотивация, внутренняя позиция школьника, социализация. Часто родители неосознанно формируют у ребёнка неверную учебную мотивацию, что в дальнейшем приводит к трудностям в обучении. Высказывания на подобии: «В школе будет весело, там ты будешь играть с друзьями» - рождают у детей ложные представления о учебном процессе. Разумеется и сухой формулировки о том, что «в школу ходят, чтобы учиться» также не достаточно. Интерес к познанию нового нужно формировать постепенно, ещё до непосредственной подготовке ребёнка к школе. Можно и нужно посещать балет и детские спектакли, ходить в музеи, смотреть документальное кино о живой природе и т.д.

Если ваш ребёнок по каким либо причинам не посещает детский сад, то для успешной адаптации к школе, необходимо посещать специальные занятия. Хорошим вариантом является подготовка на базе того образовательного учреждения, в котором будет учиться ваш ребёнок. Так он познакомиться с со своими будущими учителями, узнает своих будущих одноклассников, постепенно привыкнет к школьному распорядку. Как правило, занятия на базе школы длятся на протяжении года, поэтому к окончанию подготовительного курса школьные стены станут для вашего ребёнка «родными», что снизит уровень тревожности и повысит мотивацию.

Второй вариант, который можно порекомендовать, это – подготовительные занятия в детском саду (если ребёнок посещает сад).  Тем не менее не стоит забывать, что все знания, полученные на подготовительных занятиях, необходимо повторять в домашних условиях с целью глубокого усвоения материала.

Каковы базовые знания, которыми должен обладать будущий первоклассник?

  1. Считать от 0 до 10 (и в обратном порядке) – ребёнок должен уметь применять счёт на практике, т.е. соотносить число и предмет(например: сосчитать количество пуговиц на одежде, тарелки на столе и т.д).
  2. Осуществлять простейшие математические операции в пределах 10 (складывать, вычитать).
  3. Знать названия основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, ромб) и уметь их воспроизвести.
  4. Знать буквы алфавита.
  5. Знать сказки, стихи, поговорки и загадки. Следует отметить, что огромное значение для интеллектуального развития ребёнка имеет чтение. Общение с настоящей, а не электронной книгой, играет огромную роль в формировании его внутреннего мира.
  6. Иметь базовые представления о природных явлениях, месяцах и временах года, днях недели.
  7. Иметь базовые представления (право/лево, верх/низ)
  8. Уметь копировать с образца (действовать по образцу). Можно нарисовать в тетради в клеточку узор и попросить ребёнка его продолжить.
  9. Уметь классифицировать, обобщать, исключать лишнее. Можно поиграть с ребёнком в такие игры как «Что  лишнее?», «Назови одним  словом». В обоих случаях следует попросить объяснить свой ответ.

Следует постепенно приучать будущего первоклассника к самостоятельности: просить помочь накрыть стол, убрать в комнате, застелить пастель и т.д.

Очень важно соблюдать режим дня, чтобы ребёнок привыкал ложиться и вставать в определённое время. Также необходимо, чтобы ребёнок знал свой точный адрес и телефон, имел базовые знания о правилах дорожного движения.

Список требований к  современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных ещё до начала школьных занятий, ещё не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребёнка к учёбе и стремление к получению знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность  в него самого!

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

Список литературы:

  1. Абашина В.В., Шайбакова С.Г.  Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом// детский сад от А до Я.-2008.-№5.-с.139-141.
  2. Александрова Т.И. Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2003. -№4. –с. 29-32.
  3. Андреева Н.А. Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детей дошкольного возраста к школе// Детский сад от А до Я – 2007. –с. 139-142.
  4. Семина О. Учимся взаимодействовать с родителями// Дошкольное образование.-2003.-№4-с.33-36.
  5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.
  6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Москва. 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Новые условия существования, в которые попадает первоклассник, требуют от него ответной реакции – новых форм поведения, определенных умений и усилий. От того, насколько малыш был подготовлен к приходу...

Использование оригами - один из компонентов всестороннего развития и успешной подготовки детей к школе.

Одним из немаловажных аспектов всестороннего развития дошкольника и успешной подготовки к обучению к школе является развитие мелкой моторики и координации движения пальцев рук....

Роль семьи в успешной подготовке детей к школе

Роль семьи в успешной подготовке детей к школе    подготовила:  воспитатель ГБДОУ № 108 Невского района...

Развитие памяти, внимания, мышления и речи, с целью успешной подготовки детей к школе

Что значит "ребенок готов к школе"?Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь лет его жизни.Поступление в школу - поистине пере...