Технологии воспитательной работы
методическая разработка на тему

Данные технологии применимы  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_vospitatelnoy_raboty.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Технологии воспитательной работы

Данные технологии применимы для групп компенсирующей направленности ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников. Для всех направлений коррекционно-педагогической работы в качестве методов используются совместные действия взрослого и ребёнка, действия ребёнка по подражанию взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

Физическое воспитание

1. Задачи

  • охрана и укрепление здоровья;
  •  развитие потребности в двигательной активности;
  • развитие основных движений и двигательных качеств;
  • коррекция и профилактика нарушений физического развития.

2.Фомы/методы

  • организация двигательного режима;
  • проведение фронтальных и индивидуальных занятий;
  • организация физкультурных минуток и динамических пауз отдыха;
  • проведение подвижных игр в помещении и на прогулке;
  • физкультурные упражнения на прогулке;
  • упражнения на тренажёрах;
  • организация и проведение утренней гимнастики и фонетической ритмики и т.д.

3. Актуальные темы

  • повышение сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям;
  •  развитие и тренировка функции равновесия, координации движений;
  •  ориентирования в пространстве;
  • развитие слухового восприятия (чувство ритма, вибрационной чувствительности, различению медленных и быстрых звучаний);
  •  развитие мелкой и крупной моторики;
  •  развитие эмоциональной сферы ребенка;
  •  расширение и обогащение словаря;
  •  дети учатся работать в коллективе.

Умственное воспитание

1.Задачи

  • формирование представлений и понятий о явлениях окружающей жизни;
  •  развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;
  • формирование словесной речи как средства познания.

2.Формы/методы

  • наглядные: наблюдение, демонстрация предметов, картин, диафильмов, мультфильмов, слайдов и т.д)
  • практические: действия с предметами, моделирование, опыты, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, игровые (дидактическая игра; подвижная игра; игра-драматизацияи др);
  • словесные: инструкция; беседа; рассказывание; пояснение; чтение и др.

3.Актуальные темы

  •  овладение способами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,  обобщение, классификация);
  •  накопление знаний об окружающих предметах, природе, о человеке и его жизни в обществе;
  • развитие познавательного стремления;
  •  формирование элементарных математических представлений;
  •  расширение и обогащение словаря;
  •  овладение речью.

Нравственное воспитание

1.Задачи

  • формирование нравственных чувств;
  • формирование положительных навыков и привычек нравственного поведения;
  • формирование нравственных представлений.

2.Формы/методы

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, пример);
  •  методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
  • методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

3.Актуальные темы

  •   способствовать формированию таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, честность, скромность, правдивость, жизнерадостность;
  •  воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам
  •  создание эмоционального комфорта в группе (развитие интереса, доверия ко взрослому, стремления к сотрудничеству с ним);
  •  формирование устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «Я»;
  • расширение и обогащение словаря.

Трудовое воспитание

1.Задачи

  •   развитие трудовых умений и навыков, овладение элементарной культурой труда;
  • воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду;
  • ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к результатам его труда;
  • развитие речи и закрепление навыков речевого общения;
  •  исправление недостатков физического развития.

2. Формами трудового воспитания являются:

  •  индивидуальная (дежурство по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям);
  •  подгрупповая (дежурство по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям) ;
  •  коллективная (общественно полезный и производительный труд).

Методы:

  • методы формирования сознания (объяснение, разъяснение);
  • методы организации деятельности (показ способов и последовательности выполнения доступных трудовых операций, распределение обязанностей, планирование предстоящей работы);
  • методы стимулирования (поощрение, подбадривание, наказание).

3.Актуальные темы

  •  формирование навыков самообслуживания;
  •  воспитание и формирование качеств личности коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умение довести начатое дело до конца;
  •  расширение и обогащение словаря;
  •  помощь в благоустройстве территории участка группы;
  •  привитие навыков по уходу за растениями и животными;
  •  привитие навыков работы с некоторыми инструментами (ножницами, кисточкой и т.д), с различным материалом (бумагой, картоном, текстилем).

         Патриотическое воспитание

1.Задачи

  •  формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
  •  формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  •  формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
  • воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;

2. Формы

  • занятия;
  • спортивные праздники;
  • патриотические праздники;
  • театрализованные представления;
  • конкурсы рисунков;
  • выставки детских работ;
  • дидактические игры.

Методы

  • наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы, воздвигаемых новостройках и т.п.);

рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей;

  •  беседы с детьми о стране, родном городе;
  • использование детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение;
  • знакомство детей с народной декоративной росписью;
  • знакомство с русским фольклором – сказками, песнями, играми;
  • привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т.п.);
  • поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;
  • личный пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город;
  • демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций.

  • воспитание патриотических чувств;
  •  обогащение знаний о Родине;
  • формирования умений и навыков нравственного поведения;
  • развитие потребности в полезной деятельности;
  • формирование понятия о своей малой родине (город, улица,), семье, своей родословной;
  • обучение детей культуре общения, знакомство с традициями своего города, любви и уважения к близкому окружению , в том числе к товарищам по группе, к людям своего города, о необходимости беречь и украшать родную землю;
  •  работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье (проведение спортивных праздников типа «Мама, папа, я – спортивная семья» );
  • расширение и обогащение словаря.

Эстетическое воспитание

1.Задачи

  • развитие эстетического восприятия,
  •  накопление эстетических представлений и образов,
  •  формирование эстетических эмоций и чувств;
  •  развитие эстетического вкуса, оценок и суждений;
  • освоение различных видов художественной деятельности       (изобразительной, музыкальной, театрализованной);
  •  развитие художественных способностей;
  •  развитие речи и закрепление навыков речевого общения.

2.Формы

  •  совместная деятельность взрослого и детей (организованная образовательная деятельность по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке; игры; праздники и развлечения; театрализованные игры).
  •  самостоятельная (индивидуальная) деятельность (направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей, участие в праздниках).

   Методы

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, личный пример, рассматривание, наблюдение);
  •  методы организации деятельности (создание игровой ситуации для привлечения внимания детей к изображаемому предмету, явлению;

 подражание, посещение театра, утренники , игры -дидактические, подвижные);

  • демонстрация предметов, картин, диафильмов, мультфильмов, слайдов и пр;
  • методы стимулирования (поощрение, наказание).

3.Актуальные темы

  • показать детям, что постройка, рисунок, поделка, аппликация – изображения предметов, отражающие свойства и отношения;
  • привить интерес к изобразительной деятельности;
  • привить первичные навыки работы с материалами и орудиями изобразительной деятельности;
  •  формирование восприятия музыки, ритмических движений и речи;
  • развитие слухового восприятия, голоса;
  •  развитие чувства ответственности за свои выступления на утренниках;
  •  участие в выставках;
  • расширение и обогащение словаря;
  •  развитие эмоциональной сферы ребенка;
  •  дети учатся работать в коллективе.

Экономическое воспитание

  • формировать понятия, связанных с экономикой (рациональное использование, бережливость, трудолюбие, честность).
  • -формировать представление о потребностях семьи (учить понимать различие между словами хочу и надо; учить определять первоочередные нужды семьи).
  • -знакомить с разнообразием торговых заведений (магазин, рынок, аптека, киоск, супермаркет).
  • -расширять экономические знания (все, что нас окружает, является результатом труда многих людей, воспитывать ценностное отношение к продуктам их деятельности).
  • -формировать основы экономической культуры (учить преодолевать трудности и жизненные проблемы).
  • формировать представление о товарах и товарно-денежных отношениях.

  2.Формы/методы

  • сюжетно-ролевые игры;

игры с математическим содержанием;

  • обсуждение бытовых ситуаций с детьми;
  • создание проблемных ситуаций (для закрепления знаний о правилах экономного использования ресурсов и др.);
  • рассказ, объяснение, разъяснение, пример;
  • демонстрация предметов, картин, диафильмов, мультфильмов, слайдов и т.д);

3.Актуальные темы:

  • учить экономить электроэнергию, сохранять тепло, экономно использовать воду;
  • воспитывать бережливость, умение соотносить свои желания с возможностями;
  • учить выделять первоочередные потребности, разделять собственные нужды и потребности семьи, понимать разницу между словами хочу и надо;
  • расширять знания о рациональном использовании остатков продуктов питания (из хлеба можно приготовить гренки; крошки дать птичкам; остатки от чая использовать как удобрение для комнатных растений);
  • дать возможность понять, что за деньги покупают товары, деньгами оплачивают услуги;
  • расширение и обогащение словаря.

 

 Половое воспитание

1.Задачи:

  • формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

 2.Формы/методы

  • сюжетно-ролевые игры;
  • обсуждение бытовых ситуаций;
  •  рассказ, объяснение, разъяснение, пример;
  •  создание проблемных ситуаций;
  • демонстрация предметов, картин, диафильмов, мультфильмов, слайдов и т.д).

3.Актуальные темы

  • научить детей быть внимательными друг к другу, проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола;
  • воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками;
  • формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков;
  • воспитывать в детях желание совершать поступки ради других;
  • расширение и обогащение словаря.

Экологическое воспитание

  •  формирование элементов экологического сознания;
  • формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
  •  формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
  • воспитывать чувства бережного отношения к природе.

 

  • наглядные: наблюдения; демонстрация предметов, картин, диафильмов, мультфильмов, слайдов природного содержания;
  • практические: игры (дидактические, подвижные, творческие), труд в природе (коллективный, индивидуальные поручения), элементарные опыты;
  • словесные: рассказ, объяснение, разъяснение.

       

3.Актуальные темы

  • воспитать уважительное отношения ко всем природным объектам;
  • развить познавательную, творческую, общественную активность детей в ходе экологической деятельности;
  • углубить и расширить экологические знания живая и неживая природа и др.);
  • расширение и обогащение словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР»

В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Данная проблема может быть частично  решена с помощью элементов здоровьесберегающих технол...

Технологии, результативно применяемые в воспитательной работе, презентация

Свое выступление на педагогическом совете по  теме "Технологии, результативно применяемые в воспитательной работе" я оформила в виде презентации....

Технологии воспитательной работы

Данные технологии применимы  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — НИЖНИЙ ТАГИЛ»

Дошкольный возраст – один из важнейших периодов становления личности, именно в нем закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре....