Взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий в дошкольном образовании: целевой ориентир на креативность.
презентация на тему

Тямина Ольга Александровна

презентация о развитии креативности у детей в условиях ДОУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Взаимосвязь индивидуальных и групповых стратегий в дошкольном образовании: ц елевой ориентир на креативность

Слайд 2

ФГОС ДО ориентирует на индивидуализацию и социализацию. Успешное сочетание этих понятий возможно в условиях сочетания индивидуальных и групповых стратегий. А это возможно при наличии единого целевого ориентира – творческого развития и личностного роста.

Слайд 3

креативность « творческость » – способность человека или группы людей к творческой деятельности в широком смысле этого понятия, «ансамбль» творческих способностей, особенность которого – продуцирование и воплощение принципиально новых идей. Это талант+творческий процесс+результат деятельности+сфера деятельности.

Слайд 4

Развитие креативности у детей Креативный потенциал – атрибут личности, субъекта творения новых форм и самоизменения , саморазвития, самосозидания . Креативная деятельность – инновационная деятельность. С целью развития творческого мышления могут использоваться образовательные ситуации, характеризующиеся незавершённостью, при этом детей поощряют к сомнению в истинности единственного решения и формулировке множества вопросов. Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся.

Слайд 5

Модель эпигенетического ландшафта К.Уодингтона как метафора процесса развития ребёнка При разработке индивидуальных маршрутов развития ребёнка необходимо учесть как «зоны ближайшего развития», так и «горизонты развития». Все дети, находясь в одном образовательном и социокультурном пространстве «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» своего развития через «зоны ближайшего развития». При этом развитая – «идеальная форма творчества» задаётся как обобщённый образ перспективы творческого роста ребёнка, а не как «сумма специальных технологий»

Слайд 6

Специфические особенности творческих способностей дошкольников Доминирование процесса над результатом Субъективная новизна детских изобретений и творческих открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых Лёгкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в т же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.

Слайд 7

Особенности проекта как формы группового взаимодействия, сохраняющей индивидуальность и нацеленной на творческий результат: Выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения мира каждым ребёнком и своего бытия в нём Расширение границ образовательного и реального пространства Расширение состава участников, вовлечение в пр. д- сть взрослых и детей разного возраста Обсуждение проблемы на всех этапах с педагогом и другими детьми для осмысления результатов и принятия решения о дальнейших действиях Презентация результата деятельности отсутствие единой для всех детей образовательной задачи и единого критерия оценки результата.

Слайд 8

Психолого-педагогические условия творческого развития каждого ребёнка в деятельности, совместной с другими детьми и взрослыми Многоуровневая интеграция разных видов детской деятельности Разнообразие и постоянная смена видов детской деятельности, объединённых образовательной целью и программой развития Подготовка каждым ребёнком конкретного продукта проекта как успешно достигнутого результата деятельности Наличие специально оборудованного места включающего широкий выбор дид . материалов Индивидуальные программы и маршруты развития Активизация интересов и позиции детей к разным видам деятельности Создание эмоционально комфортной атмосферы Уважение личности ребёнка, формирование его положительной самооценки, «Я-концепция творца» Включение в пед.процесс компонента психологического сопровождения деятельности всех его субъектов

Слайд 9

Направления индивидуализации образования детей в процессе коллективной деятельности Поддержка активного отношения ребёнка к окружающему миру; направление его энергии в конструктивное и созидательное русло Отведение ребёнку центрального места в образовательной системе развивающего типа, позволяющей ребёнку свободно действовать Воспитание любознательности; поддержка и всемерное развитие творческости ; компетентности, уверенности, инициативности; Поощрение и развитие самостоятельности Становление детской воли, развитие произвольности поведения и деятельности; обогащение опыта регулируемости поведения Создание мотивации к развитию и образованию Выявление, поддержка и развитие индивидуального стиля деятельности

Слайд 10

Задачи в работе с одарёнными детьми Раннее выявление одарённых детей Создание адекватных програмно -методических условий Формирование предметной развивающей среды Создание социальной сферы

Слайд 11

Важные вопросы при решении этих задач Поддержка интересов каждого ребёнка со стороны взрослых (без давления) Интеграция познавательной, игровой и художественной деятельности Актуализация разнообразных форм самовыражения Проблематизация содержания образования, создание поисковых ситуаций незавершённости, многозначности, множественности решений Поощрение вопросов инициативы и самостоятельности Ознакомление родителей с задачами развития детей и формами работы Согласование с родителями маршрутов индивидуального развития ребёнка; учёт конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребёнка Формирование у ребёнка умения обоснованно и культурно противостоять давлению авторитета в отстаивании своего мнения

Слайд 12

Таким образом Развитие креативности как интегрированной способности к творческой деятельности играет важную роль в общем развитии человека уже на первых ступенях его жизни – в дошкольном детстве. При этом большое значение имеет согласование индивидуальных и групповых стратегий образования. Ведущее условие успешности такого образования – творческий характер самой деятельности и её результата.