Стратегия развития дошкольного образования
статья

Муратова Оксана Валерьевна

«Нормативно-правовое регулирование и стратегия развития дошкольного образования, реализация современных задач образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО»

Пройдя курсы повышения калификации прошла тесты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testovye_zadaniya_po_kursu.docx41.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. слушателя курсов

Муратова Оксана Валерьевна

«Нормативно-правовое регулирование и стратегия развития дошкольного образования, реализация современных задач образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО» 

Рассматривается государственная стратегия развития дошкольного образования в РФ в условиях реализации ФГОС ДО. Современное состояние и перспективы развития специального (коррекционного) дошкольного образования и инклюзивного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г. № 1155).

Основные задачи дошкольного образования, определенные ФГОС ДО (перечислите)

1.Создание специальных условий для всестороннего развития с учетом индивидуальных психофизических показателей

2.Охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

3.Обеспечение предпосылок для закрепления основ учебной деятельности, расширения знаний и практических умений. возможностей для полноценного развития каждого ребенка

4.Развитие природного творческого потенциала каждого ребенка независимо от уровня психоэмоционального развития

5.Создания вариативности дошкольного образования за счет использования различных форм педагогической деятельности и проектирования АООП ДО

Основные принципы дошкольного образования, положенные в основу ФГОС (перечислите)

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка

Содействие и сотрудничество детей и взрослых

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

-Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Сотрудничество организации с семьей
В соответствии с ФГОС ДО установлены обязательные государственные требования к каким составляющим дошкольного образования? (отметьте  +)

к программе     Ö    +

к условиям       Ö  +

к результатам  Ö  +


Какие виды деятельности определяет ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (отметьте + и допишите недостающие)

Учебную Ö  

Игровую Ö +Продуктивная, двигательная

Предметно-практическую Ö +

Исследовательско-познавательная (интеллектуально-познавательная)

Коммуникативная

Изобразительная

Самообслуживание и бытовая трудовая деятельность

Конструирование

Музыкальная

Перцепция литературы и фольклора

Двигательная

Какие обязательные образовательные области дошкольного образования определяет ФГОС ДО? (отметьте + и допишите недостающие)

Предметно-трудовое развитие Ö

Социально-коммуникативное развитие Ö +

Речевое развитие Ö +

Художественно-эстетическое развитие Ö +

Физическое развитие Ö +

Безопасное развитие Ö

Познавательное развитие +

В чем особенности результатов освоения программы в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО (охарактеризуйте, исходя из Ваших представлений, полученных в результате ознакомления с материалом или, исходя из личных знаниях позиций)

 Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.

- Достижение целевых ориентиров в соответствии с возрастом ребенка

Какие требования определяет ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде развития ребенка в ДОУ?

Обеспечение реализации, адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР, разработанную с учетом ФГОС 

Ваше Эссе

Кратко опишите полифункциональную среду, которую Вы хотели бы видеть для работы с детьми (для контингента детей Вашей группы)  

Я бы хотела конечно иметь полифункциональную среду:

-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
--Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-, балалайки, скрипки, дудочки, саксофоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

-Разнообразные виды театров:

-театр би-ба-бо,

-театр марионеток,

-театр ростовых кукол,

-театр верховых кукол,

-пальчиковый театр,

-настольный театр,

-театр резиновoй игрушки,

-театр мягкой игрушки,

-платочный театр,

-варежкин театр,

-театр масок,

-театр на фланелеграфе,

-театр на руке,

-театр из носков,

 -театр живой руки;

 большая и малая ширма для кукольного театра;

  ширма для теневого театра;

 костюмы для постановок игр-драматизаций с участием детей и взрослых;

 маски животных и людей;

 театральные атрибуты;

 декорации к спектаклям;

 видеотека постановок профессиональных коллективов спектаклей для детей;

 фонотека театральных шумов;

  аудиозаписи детских спектаклей. 

-интерактивные музыкальные дидактические игры.
-Интерактивную доску, стол.

        «Комплексное сопровождение детей группы риска и детей с ОВЗ». 

           В модуле даются современные представления о детях группы риска. Характеризуется система сопровождения детей группы риска и детей с ОВЗ. Представлено сопровождение детей группы риска и детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

  1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и умственной отсталостью. В чем отличие этих категорий детей? Выделите основные параметры отличий

Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы 

Понятие «умственная отсталость у ребенка» – это недоразвитие психики общей направленности, но с преобладанием дефекта в интеллектуальной сфере, наступающее в раннем возрасте

Перечислите типы ЗПР (по К.С. Лебединской)

ЗПР конституционального происхождения

ЗПР соматогенного происхождения

ЗПР психогенного происхождения

ЗПР церебрально-органического генеза

  1. Перечислите основные степени умственной отсталости:

Легкая

Умеренная

Тяжелая

Глубокая

  1. Перечислите основные понятия и принципы сопровождения детей с ОВЗ:

Системность –реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, педагогам, родителям

Комплексность проявляется в том, что ребенку оказывается комплексная помощь родителя, всех педагогов, специалистов, работающих с ребенком, охватываются все сферы деятельности ребенка (познавательная, эмоционально-волевая, двигательная, оптимизируются социальные связи и отношения)

 Интегративность –интеграция различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических) методик, подходов, дидактических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную)

Приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин затруднения знания ребенка

Непрерывность –ранняя диагностика на протяжении всего периода обучения

«Научно-правовая база современного специального и инклюзивного дошкольного образования»  

          Рассматриваются актуальные проблемы специального и инклюзивного дошкольного образования в России. Дается описание нормативно-правовой основы деятельности педагога специального (коррекционного) ОУ и учреждения, осуществляющего инклюзивное образование детей с ОВЗ.  Представлено современное состояние и перспективы образования детей с ОВЗ в различных образовательных средах. 

  1. Дать определения

Интегрированное обучение – это совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих такие ограничения

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей с нормой

Ф.И.  Муратова Оксана Валерьевна

Выберите правильный ответ:

Сенсорное развитие ребенка осуществляется:

а)        только в дидактических играх;

б)        во всех видах деятельности;

в)        только в продуктивных видах деятельности.

10. Выберите правильный ответ:

Методика сенсорного воспитания детей включает:

а)        усвоение способов обследования предметов;

б)        создание условий для самостоятельной творческой деятельности;

в)        овладение сенсорными эталонами.

Выберите правильный ответ:

Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр, прежде всего:

а)        наличие правил;

б)        наличие игровых действий;

в)        игрушки;

г)        наличие сюжета;

д) наличие строго заданного хода игры.

е) чтение художественной литературы.

 

Выберите правильный ответ:

        Дидактические принципы обучения:

а)        развивающего обучения;

б)        воспитывающего обучения;

в)        показ предметов, картин, иллюстраций;

г)        систематичности и последовательности;

д)        чтение художественной литературы;

е)        наглядности;

ж)        опоры на положительные качества детей;

з)        объяснение.

Установите соответствие (соедините линиями):         

Методы обучения

Содержание методов

1. Наглядные.

а) показ предметов;

б)чтение художественной литературы;

2. Словесные.

в) игра; 

г) элементарные опыты;

3. Практические.

д) беседа.

                                                                                  

 Дополните предложение:

   а) Содержание воспитания и обучения детей в «Материнской школе» от рождения до 6 лет предложил выдающийся педагог Ян Амос Коменский

    б) Идея о народности в воспитании, является главной в педагогической теории   основоположника оригинальной русской педагогики К.Д.Ушинского

     в) Учреждения для детей дошкольного возраста впервые были открыты и названы детским садом, выдающимся педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем

Выберите правильный ответ:

        Методы, обеспечивающие развитие педагогической науки:

а) создание развивающей среды;

б) личностно ориентированный подход;

в) наблюдение и беседа;

г) эксперимент;

д) изучение передового педагогического опыта.

Допишите в левом столбце варианты ответов, ориентируясь на варианты в правом столбце

1. Умение играть вместе, рядом, без конфликтов развивается у ребенка-дошкольника в старшем возрасте 5-6лет (В)

2. Становление речевого общения ребенка со взрослым начинается в старшем возрасте (В)

3. Творческая игра ребенка-дошкольника появляется в старшем возрасте (В)

4. Интенсификация процесса половой социализации и половой дифференциации (предпочтение сверстников своего пола в общении, совместной деятельности, в системе групповых отношений) начинается в раннем возрасте 2-3года (Б)

А. младшем дошкольном возрасте

Б. среднем дошкольном возрасте

В. старшем дошкольном возрасте

Д. в раннем возрасте с эмоционального общения

Прочитайте цитаты, подумайте и определите, авторам каких педагогических систем могли принадлежать это высказывание. Подпишите полностью фамилию, имя (если есть, то отчество) автора каждого высказывания.

Варианты: Фребель, Монтессори, Ушинский 

  • «Воспитание, созданное народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Константин Дмитриевич Ушинский
  • «Предметы, окружающие детей, должны соответствовать росту и силе детей: легкая мебель, чтобы дети могли ее легко переставлять, низенькие шкафчики, доступные им по росту, легко открывающиеся замки, выдвижные ящики, легкие двери, которые ребенок может легко отпереть и запереть, низкие вешалки для платья, щетки по руке ребенка, мыло, помещающееся в его ладони, чашки для умывания такой величины, чтобы дети сами могли их выливать, щетки для полов с короткими гладкими ручками, платья, легко снимающиеся, - вот какая обстановка располагает к активности». Монтессори
  • «1) Настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».  Фридрих Фребель

Впишите нужные варианты определений к различным функциям, выбрав из предложенных вариантов необходимый для каждой функции:

  • реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей.
  • представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений, познавательной активности, интересов, способностей.
  • заключается в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения.

Образовательная функция реализуется через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей

Воспитывающая функция заключается в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения

Развивающая функция представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений, познавательной активности, интересов, способностей.

Определите последовательность компонентов для реализации педагогической системы, впишите, расположив по иерархии, следующие: принципы, содержание, цель, форма, средства, методы. Соедините их последовательно стрелками

 

ЦЕЛЬ

ПРИНЦИПЫ

        

СОДЕРЖАНИЕ

СРЕДСТВА

ФОРМЫ

МЕТОДЫ

Проанализируйте, пожалуйста, статью и опишите свой взгляд на этот подход

Примечание: анализ статьи представить кратко, возможно подтверждение или отрицание мнения автора статьи в форме комментариев по ходу текста, давая их другим шрифтом. Описание своего взгляда на инклюзивное образование представить в нескольких предложениях, то есть лаконично, изложив его после текста статьи.

Мой взгляд на инклюзивное и специальное образование

детей с ОВЗ

Автор – учитель-дефектолог дошкольной организации

 Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include —заключаю, включаю), или включенное, образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учебных заведениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, тем не менее создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в селах и малых городах дети-инвалиды часто остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования. Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки.

Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров — коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), воспитателей, психологов, и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Очень многие выпускники дефектологических факультетов (специальной психологии и коррекционной педагогики) не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за непрестижности профессии учителя-дефектолога и низкой зарплаты, хотя еще в недавнем прошлом эти специалисты считались элитой педагогического сообщества.

Развитию инклюзивного образования также препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения дошкольных учреждений.

Что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным?

Интегрированное (инклюзивное) обучение возможно лишь при условии

специальной подготовки и переподготовки педагогических кадров как в массовых, так и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Как учителя и воспитатели массовых учреждений должны быть готовы к новой для них деятельности — обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, так и учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, в условиях общеобразовательных учреждений. Для этого потребуются денежные затраты на техническое переоснащение дошкольных учреждений: обучение (переобучение) педагогических кадров; специальные технические средства и средства реабилитации (слуховые аппараты индивидуального и коллективного пользования и другие технические средства для детей с нарушением слуха, учебники с крупным шрифтом для детей с нарушением зрения и т. д.); ·обеспечение доступа к образовательным учреждениям и оборудование самих образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: пандусы, ограждающий бортик, который предупреждает соскальзывание коляски, двери, открывающиеся в противоположную сторону от пандуса во избежание скатывания коляски вниз.

Для детей с нарушением зрения: контрастные цвета на лестнице и при окраске дверей. Коридоры по всему периметру образовательного учреждения необходимо оснастить поручнями. Для детей-инвалидов по зрению необходимо дополнительное освещение рабочего стола. Пособия, которые используются на разных занятиях, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ребенок смог ими пользоваться.

В туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами и т. д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Раковина, зеркало и электросушилка, полотенце и туалетная бумага должны быть расположены ниже.

Детям с нарушением слуха необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками.

Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце урока. Территория образовательных учреждений также подлежит переустройству. Это лишь часть затрат, необходимых для перехода к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями.

Сегодня ни дети, ни родители, ни педагоги, ни общество в целом не очень готовы принять в свое сообщество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет морально-этическую, психологическую и материально-техническую основу. Сегодняшнее массовое образование ориентировано не на личность, а на успешный результат. Партнерство в детском саду, школе подменено конкуренцией, где побеждают самые сильные, красивые, здоровые и умные. Устоявшаяся система ценностей массового образования находится сегодня в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования. Отсюда следует, что необходимо формировать в обществе правильное (не просто терпимое, толерантное) отношение к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии.

Только это позволит не просто существовать рядом или параллельно, а жить вместе. Для этого нужны годы, чтобы создать многоуровневую правовую базу, определенные условия в учебных заведениях, позволяющие сделать пребывание ребенка-инвалида комфортным, а также принять населением, каждым человеком людей с ОВЗ. Это длительный процесс воспитания всего общества, выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого совместное равное проживание с людьми с ОВЗ станет частью мировоззрения.

Мой взгляд на инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Я полностью согласна с автором статьи, очень четко и правильно сформулированы проблемы и пути их решения. «Только это позволит не просто существовать рядом или параллельно, а жить вместе. Для этого нужны годы, чтобы создать многоуровневую правовую базу, определенные условия в учебных заведениях, позволяющие сделать пребывание ребенка-инвалида комфортным, а также принять населением, каждым человеком людей с ОВЗ. Это длительный процесс воспитания всего общества, выращивание с раннего детства нового поколения (а возможно, и не одного поколения), для которого совместное равное проживание с людьми с ОВЗ станет частью мировоззрения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске. Дошкольное образование: традиции и инновации. Киров, 2011г.

В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске....

ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».

В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...