Главные вкладки

    Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске. Дошкольное образование: традиции и инновации. Киров, 2011г.
    статья по теме

    Кудрявцева Валентина Афанасьевна

    В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_istorii_razvitiya_doshkolnogo_obrazovaniya.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске

    Дошкольное воспитание в нашей стране  прошло длительный и трудный путь развития: от первых частных, платных детских садов до становления целой системы общественного дошкольного воспитания. С годами сеть детских садов разрасталась по всей России, но потребность в них не только не уменьшалась, но увеличивалась и это является своего рода показателем признания и значимости дошкольного воспитания населением нашего государства.

    Своя история, жизнь, путь развития и у  дошкольного образования нашего города. Омутнинск – населенный пункт, в котором широкое развитие получили металлургическая и лесная промышленность. Заботясь о детях  рабочих,  в далеком 1927 году  на летний период была открыта площадка на 50 мест.  Малышам давали горячее питание, проводилась воспитательная работа.  Внимание  персонала, хорошее питание, дали положительные результаты: дети окрепли, поправились и в среднем прибавили в весе на 2,5 килограмма. Родители, осознав пользу,  обратились с просьбой в горсовет и отдел народного образования открыть детский сад. Просьба была удовлетворена, выделено здание, которое необходимо было привести в надлежащее состояние. Дополнительных средств на его восстановление выделено не было, но благодаря энтузиазму женщин помещение было приведено в порядок и 7 ноября состоялось торжественное открытие первого детского сада.

    Прошло еще долгих девять лет, когда были открыты детские сады № 2 (п. Мирный), № 3 (улица Калинина),  № 4 (ул. Карла-Либкнехта). На  одном из заседаний президиума Омутнинского райисполкома было принято решение о выделении  10000 рублей на покупку дома для еще  одного дошкольного учреждения.  Речь шла о детском саде № 5, который  был открыт в ноябре месяце (ул.Стальская). Все детские сады  находились  в  приспособленных зданиях, и требовалось от работников больших усилий  по созданию условий для жизнедеятельности  воспитанников.

    В то время  в райисполкоме на заседаниях довольно часто ставились вопросы, касающиеся работы детских садов, обсуждались итоги проводимых проверок. Основное внимание обращалось работе с родителями, пропаганде здорового образа жизни. В одном из протоколов проверки значилось: «Следует отметить, как недостаток, плохую упитанность детей детских садов».

    В 1937 году на заседании президиума райисполкома слушали вопрос об открытии детских яслей № 1 и № 2. Это был новый вид дошкольного образовательного учреждения, куда по желанию родителей  дети принимались в возрасте  от двух месяцев.

    Потребность в дошкольных образовательных учреждениях все возрастала,  и в октябре 1937 года вступил в строй  детский сад № 6. Это было красивое двухэтажное каменное здание, первый детский сад, построенный по проекту для детей дошкольного возраста.  В детском саду было чисто, светло, уютно. Были оборудованы прогулочные площадки.  20 ноября 1940 года газета «Голос рабочего» писала: «В детских садах  № 1,5,6 педагоги установили тесную связь с родителями, дают им советы о правильном воспитании детей».

    В годы Великой Отечественной войны чрезвычайно усложнилась работа по дошкольному воспитанию. Многие детские сады были переведены на круглосуточную работу, а в детском саду № 6 разместился госпиталь для раненых. Детский сад № 2 принял 15 эвакуированных из Ленинграда детей, которых окружили особым вниманием и заботой.  «Дети были слабые, замкнутые, сидели на полу, навалившись на стенки. Мы откармливали их, отогревали своим душевным теплом. Плакали от радости, когда ребенок начинал играть и улыбаться» - вспоминает  воспитатель Зоя Гавриловна Логинова.  При детских садах были созданы небольшие подсобные хозяйства. А на участке детского сада № 4  сделана баня и  для детей устраивали банные дни.

    В первые послевоенные годы детей в детских садах было мало, но именно в этот период уделялось внимание улучшению качества работы и подбору кадров.  В эти годы в Омутнинск приехали выпускники  Слободского училища, которые впоследствии по 30-40 лет проработали воспитателями в детских садах. Это Таисия Ивановна Змеева, Тамара Ивановна Баталова, Раиса Ивановна Козлова, Александра Андреевна Стародубцева, Валентина Васильевна Шитова.

    К 1959 году детских садов стало не хватать,  и было предложено в здании казармы райвоенкомата открыть детский сад № 9 на 50 мест (открыт 21 ноября),  а в здании городского совета детский сад № 8, который в 1961 году был объединен с детским садом № 1.

    В этом же году вступил в строй детский сад № 12. Он имел двухэтажное здание с большими групповыми комнатами и хорошо оборудованными участками для прогулок. Его заведующей стала Антонина Георгиевна Пшеничникова,  которая  пятьдесят с лишним лет была связана с дошкольным воспитанием.

    Решением райисполкома от 9 марта 1959 года были открыты детские ясли в поселке СМУ, а  в 1960 году - ясли в здании гостиницы ОМЗ (ул. Ленина).

    В 1967 году в педагогическом училище  города было открыто отделение по подготовке воспитателей и в детские сады пришли квалифицированные дошкольные педагоги.

    Старейшим детским садом был и детский сад № 10, который находился у Павловского моста. Двухэтажное деревянное здание принадлежало ОМЗ. Новое современное здание детского сада № 10 по улице Ленина было построено для  сотрудников этого детского сада, которые  переехали туда в феврале 1973   года.

    Постепенно увеличивается количество детских садов в городе. Огромную роль в этом сыграли крупнейшие предприятия, которые открывали ведомственные детские сады для детей рабочих и служащих.

    Леспромхозам  принадлежали детские сады № 11 (ул.Трудовые Резервы),  № 13 (ул.Стальская), №  15  (п.Лесозаводской). Они также находились в приспособленных, небольших зданиях. Значительно отличался от них детский сад № 8 (ул.Северная), который располагался в двухэтажном здании и был более комфортабельным.

    Современные  детские сады с отдельными групповыми комнатами, спальнями, раздевалками, имеющие  музыкальный зал  были построены стройтрестом:  В 1972 году открыт детский сад № 16 «Малыш»,  руководство возглавила  Анна Семеновна Катаева  и  в 1984 году      детский сад «Сказка», заведующая  Татьяна Евдокимовна Татьянкина.

    Важная роль в развитии дошкольного образования принадлежит Омутнинскому  металлургическому  заводу, который открыл 5 детских садов.

    90-е годы – не лучшие времена для дошкольных образовательных учреждений. Многие ветхие и приспособленные под детские сады здания закрыты, в том числе многие из тех,  речь о которых шла выше. Предприятия, испытывающие определенные экономические трудности вынуждены отказываться от учреждений социального назначения.

    Начиная с 1996 г. в соответствии с приказом  Министерства образования РФ детские сады города    обязаны проходить процедуру  аттестации и аккредитации. По итогам аттестации ДОУ стали относить к соответствующему виду, типу и  категории.  Так, в связи с направленностью деятельности, в городе появился детский сад Центр развития ребенка № 18 «Рябинка», детский сад компенсирующего вида № 20 «Росинка», детские сады общеразвивающего вида № 16,17,19.

    В настоящее время в Омутнинске действует 8 детских садов, все детские сады принадлежат муниципалитету.  Это современные здания, построенные по типовым проектам, в которых воспитывается более 1200 детей.  Большинство дошкольных образовательных учреждений работают в инновационном режиме, готовы применять новые педагогические технологии, идти по пути развития. О работе Омутнинских педагогов говорит тот факт, что премией Правительства Кировской области «Лучший воспитатель» за три последних года были удостоены       17 педагогов.

       Когда-то нашу Родину  называли страной счастливого детства.  Пусть она будет такой:  строятся  новые детские сады, светятся окна и открываются двери детских садов, встречая  маленьких граждан большой страны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние дидактических игр на развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста в контексте преемственности дошкольного и начального ступеней образования.

    В статье раскрыта степень значения дидактических игр в работе со старшими дошкольниками по развитию произвольной памяти, как важного психического процесса для успешного перехода на новую ступень образ...

    Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством палочек Кьюзенера. Дополнительное образование.

    Палочки Кьюзенера - комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Дошкольники быстрее запоминают с...

    Методическая разработка организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме «Мой город» (старший дошкольный возраст)

    В документе представлен конспект занятия по закреплению знаний о своем городе с детьми подготовительной группы....