ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТРУДОЛЮБИК»
рабочая программа по теме

Прокопович Ирина Григорьевна

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_trud_ml_gr.docx124.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МКОУ МУЛЫМСКАЯ СОШ

ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «ТРУДОЛЮБИК»

http://vashechudo.ru/images/photos/medium/article771.jpg

                                                               

                                                                                                             

2017 – 2018 уч г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………………………3

Содержание работы по ознакомлению детей 3 – 4 года ……………………………………6

Предполагаемый результат  II младшая группа ……………………………………………7

Диагностика ……………………………………………………………………………….8

Учебно-тематический  план  II младшая группа …………………………………………...9

Содержание работы по ознакомлению детей 4 - 5  лет . ………………………………….. 16

Предполагаемый результат  средней  группе ……………………………………………. 17

Диагностика …………………………………………………………………………… ..18

Учебно-тематический  план  средней группе ……………………………………………. 19

Диагностика сформированности трудовых навыков и умений дошкольников …………..

Анкета для проведения наблюдения за трудом детей …………………………………....

Дидактические игры по трудовому воспитанию . ……………………………………  ..

Список используемых источников ………………………………………………..……

Приложения № 1. ………………………………………………………………..………


Пояснительная записка

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – дело огромной государственной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства.

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

Цели:

По желанию детей и в меру их возможностей позволять участвовать в реальном труде взрослых.

Создавать условия для инициативной, разнообразной самостоятельной творческой, продуктивной деятельности детей в свободное время.

Развитие трудовой деятельности:

  1. Обучать детей порядку одевания и раздевания; формировать умение складывать в определенном порядке снятую одежду. Приучать к опрятности. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий;
  2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  3. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам;
  4. Развивать умение совместно с взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетки;
  5. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
  6. Воспитывать интерес к труду взрослых. Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым;
  7. В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит);
  8. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца и т. д.

Программа «Трудолюбик» превышает программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы:

  1. Углубленным запасом знаний, умений, навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения детей в школе.

 

                                                 

  1. Полученный новый материал закрепляется в продуктивной деятельности.
  2. Педагогом используется метод практических заданий.
  3. Работа строится с учетом принципов, целенаправленности, постепенности, учета возрастных особенностей детей.
  4. В работе участвуют семьи воспитанников образовательного учреждения.

Организация трудового воспитания в детском саду

Выделяются следующие виды детского труда:

  • самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
  • хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
  • труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
  • ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторвавшихся пуговиц, доступный ремонт игрушек и пр.).

Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей: 

  • поручения (индивидуальные и совместные) (они могут быть эпизодическими (краткосрочными), длительными и отсроченными по времени);
  • дежурства (индивидуальные и совместные); 
  • коллективный труд (младший дошкольный возраст—4—6 детей, старший дошкольный возраст —4—25 детей).

При организации труда дошкольников необходимо решать следующие задачи:

  • воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;
  • формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду; желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым;
  • воспитывать гуманные чувства, положительные взаимоотношения.
  • использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения;
  • воспитывать бережное отношение к результатам труда;
  • приучать детей экономно расходовать материалы;
  • обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность;
  • формировать у детей трудовые умения и навыки.

Важно также соблюдать следующие условия.

                                                         

  1. Учитывать значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка.
  2. Помнить, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. При постоянной недостаточной нагрузке ребенок приучается трудиться без напряжения, искажаются его представления о труде.
  3. Учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.
  4. Обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы.
  5. Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и школьников, дошкольников и взрослых.
  6. Уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных профессий, формированию интереса к разным видам труда.
  7. Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы.
  8. Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разнообразные формы педагогического просвещения и т.д.).
  9. Планируя воспитательную работу, учитывать, что в утренние часы, во время приема детей, необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.
  10. С наибольшей пользой использовать утренние и вечерние прогулки, наполнять их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей.
  11. Помнить, что труд детей во второй половине дня должен быть содержательным и включать различные виды ручного, хозяйственного труда и труда в природе, совместного и индивидуального; это удобное время для работы с родителями.

Индивидуальный труд —  это поручение отдельному ребенку.

Труд рядом — ступенька к совместному труду, когда дети трудятся рядом друг с другом, но каждый выполняет свое дело.

Коллективный труд может быть общим — группе детей поручается общее дело и совместным (старший дошкольный возраст) — дети работают с общим предметом, но каждый выполняет свое действие с ним (один стирает, другой полощет, третий развешивает белье и т. д.).

Схема организации коллективного труда подразумевает одну главную цель и результат (например, «приведем в порядок группу»), но эта цель реализуется совместной деятельностью отдельных групп детей, у которых в труде своя цель и свой результат. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников.

 

                                                     

               Содержание работы по ознакомлению детей 3 – 4 года

Труд взрослых

  • Дети знают, что все люди трудятся.
  • Уважительно относятся к тем, кто работает (заботится о детях, делает вещи, игрушки, мебель и прочие предметы).
  • Знакомятся с предметами ближайшего окружения; бережно относятся к ним; любуются, выделяя ярко выраженные свойства и качества (красивое платье, чашка, ковер и т. д.).
  • Испытывают благодарность к людям, выполняющим нужные для детей дела (няня моет пол).
  • С помощью взрослого устанавливают связь между целью и результатом трудового процесса. («Вот как много грязной посуды в мойке. Надо ее помогать. А теперь, когда няня помыла посуду и она стала чистой, блестящей, красивой, ее можно поставить в шкаф».)
  • В процессе игр и в повседневной жизни подражают взрослым (наводят порядок в кукольном уголке, аккуратно завязывают шарф сверстнику и т. п.)

Самообслуживание

  • Дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки.
  • Учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.).

Хозяйственно-бытовой труд

  • Дети старательно выполняют поручения (убрать игрушки, пособия после занятий; собрать листочки и пр.).
  • Приучаются соблюдать чистоту и порядок вокруг себя. Помогают взрослым, уважительно относятся к их труду.
  • Учатся дежурить по столовой (расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки).

Труд в природе

  • Дети проявляют интерес к жизни растений и животных. Любят помогать взрослым ухаживать за ними.
  • Учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки, собирать урожай овощей.

Ручной труд

  •  Дети помогают воспитателю подклеивать книги, коробки (намазывать клейстером, придерживать для лучшего склеивания).
  • Любят рассматривать природный материал (листья, шишки, игрушки и пр.); сортировать его по виду, цвету, величине, форме.

                                                               

Предполагаемый результат II младшая группа

Уметь выполнять простейшие трудовые действия. Участвовать в уходе за растениями (поливать растения, сажать лук, собирать овощи). Поддерживать порядок в игровой комнате, по окончанию игр расставлять игровой материал по местам. Возникновение интереса к деятельности взрослого (как дворник подметает пол, убирает снег). Уметь узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду и пр.). Умение самостоятельно мыть руки, на сухо вытирать лицо и руки. Уметь приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

                                                                                       

Диагностика

Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений,

навыков и знаний детей  3 – 4 года

Ознакомление с трудом взрослых

  1. Кто моет пол, вытирает пыль?
  2. Кто моет посуду и ставит ее в шкаф?
  3. Кто убирает снег на участке?
  4. Зачем дворник убирает снег, подметает участок?
  5. Кто сшил красивую одежду для кукол?
  6. Почему нельзя ничего бросать на пол?
  7. Покажи, куда нужно складывать (убирать) мусор?

Самообслуживание

  1. Покажи, как ты умеешь мыть руки (есть вилкой, вытирать рот).
  2. Расскажи и покажи, как нужно надевать колготки (рубашку, застегивать пуговицы, причесываться).
  3. Почему нельзя разбрасывать свои вещи?
  4. Что нужно сказать, когда тебе помогают?
  5. Кто из вас часто помогает друг другу? Как помогает?

Хозяйственно-бытовой труд

  1. Покажи, как ты умеешь раскладывать ложки (вытирать столы).
  2. Для чего ты сейчас протираешь стол?
  3. Как ты помогаешь няне?

Труд в природе

  1. Покажи, как нужно поливать растение (протирать листья у фикуса). Для чего это нужно делать?
  2. Как называется это растение?
  3. Как называется рыбка в вашем аквариуме?
  4. Почему рыбку надо кормить?

                                                               

Учебно-тематический план II младшая группа

Месяц

Тема и программное содержание

Кол-во часов

Сентябрь

Занятие №1.

Тема: «Как мишки учились одеваться»

Программное содержание: 

1)  Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания;

2) Прямое обучение одеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя;

3) Активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды (мальчика и девочки). «платье, рубашка, шорты, юбка и.т.д»  

10 мин.

Занятие №2.

Тема: «Волшебное зеркало»

Программное содержание: 

1) Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде;

2) Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки;

3) Приучать детей следить за своим внешним видом.

10 мин.

Занятие №3.

Тема: «Мыльные перчатки»

Программное содержание: 

1) Формировать умения самостоятельно пользоваться мылом;

2) Учить намыливать руки мылом и тщательно помыть руки теплой водой;

3) Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук);

4) Приучать самостоятельно, закатывать рукава перед мытьем.

10 мин.

Занятие №4.

Тема: «Как Маша училась вешать вещи на стульчики»

Программное содержание: 

1) развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку раздевания;

2) учить вешать вещи на спинку стульчика;

3) формировать бережное отношение к своим вещам;

4) формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя.

10 мин.

Занятие №1.

Тема: «Как мы умеем помогать младшему воспитателю»

Программное содержание: 

10 мин.

Октябрь

1) Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (приносит еду, моет посуду);

2) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;

3) Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю и няни накрывать на стол к завтраку, обеду и ужину.

Занятие №2.

Тема: «Золотая осень»

Программное содержание: 

1) учить детей подметать осенние листья с дорожки, убирать мусор с веранды;

2) воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;

3) привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий.

10 мин.

Занятие №3.

Тема: «Носовые платочки – наши дружочки»

Программное содержание: 

1) продолжать учить детей пользоваться носовым платком;

2) формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя;

3)  воспитать у детей поддерживать  чистоту и порядок внешнего вида.

10 мин.

Занятие №4.

Тема: «Вот какие мы молодцы»

Программное содержание: 

1) учить детей одевать и шнуровать обувь;

2) закреплять умение застегивать застежки липучки, «молнии»;

3) закреплять навыки самообслуживания при одеваний.

10 мин.

Ноябрь

Занятие №1.

Тема: «Как кукла Маша обедала»

Программное содержание:

1) поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно;

2) учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу;

3) учить по напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо.

10 мин.

Занятие №2.

Тема: «Где наши полотенчики?» (находить и вытирать руки)

Программное содержание: 

1) формировать у малышей  навыка самообслуживания себя во время умывания;

2) учить находить свои полотенца;

3) закрепит умения вытирать руки насухо после умывания.

10 мин.

Занятие №3.

Тема: «Что твориться в шкафчиках»

Программное содержание: 

1) формировать у детей бережное отношение к вещам;

2) закрепить  умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его;

3) аккуратно складывать снятую одежду и обувь.

10 мин.

Занятие №4.

Тема: «Как мы раздеваемся после прогулки»

Программное содержание: 

1) развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку раздевания;

2) прямое обучение раздеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя;

3) активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды: шапка, куртка, штаны, шарф, кофта и т.д.  

10 мин.

Декабрь

Занятие №1.

Тема: «Как игрушки убежали от Милаши»

Программное содержание: 

1) учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка;

2) приучать детей убирать игрушки и предметы на свое место после игр и действий с ними;

3) воспитание интереса к труду взрослых;

4) приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате.

10 мин.

Занятие №2.

Тема: «Снежинки-снежинки, седые пушинки летят и летят!»

Программное содержание:

1) приучать на участке,  помогать взрослым, убирать снег;

2) воспитывать уважение к труду взрослых;

3) воспитывать желание оказывать помощь воспитателю.

10 мин.

Занятие №3.

Тема: «Комнатные растения»

Программное содержание:

1) наблюдение за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями, оказание помощи в поливе, опрыскивании растений водой;

2) приучать в помещении помогать взрослым ухаживать за растениями;

3) познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки.

10 мин.

Занятие №4.

Тема: «Мамины помощники»

Программное содержание:

1) Учить помогать мамам дома убирать, вытирать пыль;

2) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;

3) Воспитывать желание оказывать помощь родителям.

10 мин.

Январь

Занятие №1.

Тема: «Как мы умеем помогать»

Программное содержание: 

1) Привлекать детей  к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым  и под его  контроле расставлять хлебницы (без хлеба);

2) Воспитать уважение к труду взрослых;

3) Получать удовольствия от полученной работы.

10 мин.

Занятие №2.

Тема: «Аккуратность никогда не помешает »

Программное содержание:

1) учить детей одевать и шнуровать обувь;

2) закреплять умение застегивать застежки липучки, «молнии»;

3) закреплять навыки самообслуживания при одеваний.

10 мин.

Занятие №3.

Тема: «Наша любимая младшая воспитательница»

Программное содержание:

  1. воспитывать уважение к людям любой профессии;
  2. учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца);
  3. поддерживать желание детей помогать взрослым.

10 мин.

Занятие №4.

Тема: «Расставь игрушки»

Программное содержание:

  1.  воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно- бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями;
  2. Закреплять знания детей, в каком порядке стоят игрушки.

10 мин.

Февраль

Занятие №1.

Тема: «Правила поведения»

Программное содержание:

  1.  познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствия;
  2. развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;
  3. побуждать детей быть приветливыми, при общении в детском саду и дома использовать в своей речи «вежливые слова»;
  4. воспитывать культуру поведения.

10 мин.

Занятие №2.

Тема: «Профессия шофер»

Программное содержание:

1) формировать положительное отношение к труду взрослых;

2) развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;

  1. расширять представления детей о разных профессиях.

10 мин.

Занятие №3.

Тема: «Чистим дорожки от снега»

Программное содержание:

1) воспитывать желание участвовать в хозяйственно-бытовом труде;

2) развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым.

10 мин.

Занятие №4.

Тема: «Мытье кукольной посуды"

Программное содержание:

1) Учить детей правильно выполнять отдельные действия и на основе их усвоения формировать элементарную трудовую деятельность;

2) Вовлекать детей в простейший хозяйственно-бытовой труд (мытье посуды) -от постановки цели до получения результата труда и уборки рабочего места;

3) Развивать желание трудиться рядом, стремление к общению в труде.

10 мин.

Март

Занятие №1.

Тема: «Игрушки любят чистоту»

Программное содержание: 

  1. приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам;
  2. развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым.

10 мин.

Занятие №2.

Тема: «Цветы любят чистоту»

Программное содержание:

  1. воспитывать желание участвовать в уходе за цветами;
  2. учить поливать цветы, рыхлить землю;
  3. развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым.

10 мин.

Занятие №3.

Тема: «Профессия продавец»

Программное содержание:

1) формировать положительное отношение к труду взрослых;

2) развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;

3) расширять представления детей о разных профессиях.

10 мин.

Занятие №4.

Тема: «Профессия музыкальный руководитель»

Программное содержание:

1) формировать положительное отношение к труду взрослых;

2) развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;

3) расширять представления детей о разных профессиях.

10 мин.

Апрель

Занятие №1.

Тема: «Комнатные растения»

1) учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда;

2) познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные и широкие листья (бегония, различные фикусы, бальзамин, колеус   и.т.д.);

3) учить детей рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, их цвет, запах.

10 мин.

Занятие №2.

Тема: «Маша растеряша»

Программное содержание: 

  1. 1) воспитывать желание поддерживать порядок в группе;
  2. 2) учить узнавать и называть некоторые трудовые действия взрослых.

10 мин.

Занятие №3.

Тема: «Мытье комнатных растений»

Программное содержание: 

  1. учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания тряпочку специальную);
  2. воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды);
  3. воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело.

10 мин.

Занятие №4.

Тема: «Профессия повар»

Программное содержание: 

1) формировать положительное отношение к труду взрослых;

2) развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;

3) расширять представления детей о разных профессиях.

10 мин.

Май

Занятие №1

Тема: «Как Мы учились одеваться»

Программное содержание: 

1)  Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания;

2) Прямое обучение одеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя;

3) Активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды (мальчика и девочки). «платье, рубашка, шорты, юбка и.т.д»  

10 мин.

Занятие №2.

Тема: «Как кукла Катя обедала»

Программное содержание:

1) поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно;

2) учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу;

3) учить по напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо.

10 мин.

Занятие №3.

Тема: «Зеркальце, скажи, кто на свете всех милее»

Программное содержание: 

1) Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде;

2) Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки;

3) Приучать детей следить за своим внешним видом.

10 мин.

Занятие №4.

Тема: «Сажаем репку»

Программное содержание:

1) Учить сажать семена репки, ухаживать за ними; продолжать учить, понимать содержание произведения; познакомить с новым овощем – репкой;

2) Закрепить знания о внешнем виде овощей (помидора, огурца, моркови, капусты и лука)

3) Развивать эмоциональность ребенка, воспитывать интерес к сказке.

4) Продолжать развивать у детей желание трудиться. 5) Проявлять в работе старание аккуратность, наблюдательность, эстетическую активность

10 мин.

Содержание работы по ознакомлению детей 4 – 5 лет

 Трудом взрослых

  • Дети продолжают узнавать о труде людей, о некоторых профессиях. Уважают тех, кто трудится. Понимают цель их труда (няня в детском саду заботится о детях). Уважают труд дворника (не сорят). Стараются помогать взрослым в их повседневном труде.
  • Продолжают знакомиться с предметами ближайшего окружения, их названиями, назначением; материалами, из которых они сделаны; свойствами, качествами, особенностями строения, способами использования, правилами обращения с предметами.
  • Узнают о значимости бытовой техники. Любуются красотой предметов, оригинальностью формы; устанавливают связь между назначением предмета и материалами, из которых он сделан; классифицируют предметы (посуда, мебель).
  • Бережно относятся к окружающим их разнообразным предметам.
  • Имеют представления о структуре трудового процесса. Выделяют цель, трудовые действия и результат. Знают, что цель труда определяет, какие необходимо взять предметы, материалы, инструменты для выполнения трудовых действий и получения результата (чтобы подклеить порвавшуюся коробку, нужно взять бумагу, ножницы, кисточку, клей, вырезать квадратики, намазать клеем и приклеить к уголкам коробки).
  • Стараются научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым. Стремятся подражать труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.

Самообслуживание

  • Продолжают учиться самостоятельно, одеваться и раздеваться.
  • Стараются быть всегда аккуратными и опрятными. Учатся чистить свою одежду щеткой.
  • Не забывают просушивать варежки, одежду, обувь (по необходимости).
  • Учатся умываться, чистить зубы.
  • Учатся подготавливать и убирать рабочее место.

Хозяйственно – бытовой труд

  • Приучаются поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (мыть, протирать, убирать игрушки, инвентарь, пособия).
  • Стараются помогать взрослым в уборке помещений и участка, в стирке, ремонте пособий, книг, игрушек.
  • Учатся самостоятельно дежурить по столовой, выполнять обязанности по подготовке материалов к занятиям.
  • Уважительно относятся к труду, к тем, кто трудится, к результатам их труда.

Труд в природе

  • Любят наблюдать за жизнью растений и животных; проявляют заботу о них; протестуют против неправильного обращения с ними.
  • Умеют самостоятельно поливать растения, помогают воспитателям кормить птиц, животных (насыпать, раскладывать корм в кормушки, наполнять поилки).
  • Помогают воспитателям пересаживать комнатные растения, выращивать зелень для корма птиц и животных, наполнять свежей водой аквариум, мыть камушки и пр.

Ручной труд

  • Вместе с воспитателем дети занимаются ремонтом книг, коробок, атрибутов, игрушек.
  • Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. Учатся тонировать бумагу для рисунков, аппликаций.

Предполагаемый результат средняя группа

Сформированности ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд на огороде, зимой расчищать дорожки от снега. Уметь помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знать профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.

Диагностика

Вопросы и задания для беседы по выявлению трудовых умений,

навыков и знаний детей 4 – 5 лет

Ознакомление с трудом взрослых

  • Для чего шофер возит грузы (повар готовит пищу, портниха шьет одежду, врач лечит людей)?
  • Почему они стараются хорошо работать, трудятся быстро, ловко, аккуратно?
  • Чем занимается повар? Какие блюда он готовит?
  • Как трудится твоя мама (папа, бабушка, дедушка) дома?
  • Чем занимается твоя мама (папа) на работе?
  • Как ты помогаешь маме дома?
  • Кто из вас особенно часто помогает няне, воспитателю?
  • Какие предметы нужны для того, чтобы сделать уборку в помещении (на участке, чтобы приготовить обед)?
  • Умеешь ли ты играть в игры «Что нужно для работы?», «Кому пригодится этот предмет?», «Какая это профессия?»

Самообслуживание

  • Расскажи, как нужно сидеть за столом во время еды и пользоваться столовыми приборами.
  • Помогаешь ли ты товарищам застегнуть пальто, завязать шарф, платок? Зачем ты это делаешь?
  • Почему нужно убирать на место свои вещи? Покажи, как надо складывать вещи в шкаф.

Хозяйственно-бытовой труд

  • Покажи, где у вас хранятся тряпочки, тазы, ведра.
  • Покажи, как ты протираешь стулья, полки. Для чего это делают?
  • Как ты любишь трудиться — один или вместе с товарищами? —- Почему лучше убирать игрушки вместе, чем одному?
  • Расскажи, как вы убираете групповую комнату (моете игрушки, стираете кукольную одежду).
  • Расскажи, как ты умеешь накрывать стол к обеду.
  • Для чего нужно дежурить?

Труд в природе

  • Как называются рыбки в вашем аквариуме?
  • Какие комнатные растения вы знаете?
  • Как нужно ухаживать за ними?
  • Почему нужно ухаживать за растениями и животными?
  • Кто из ваших товарищей особенно любит птиц, животных? Почему вы так считаете?
  • С кем ты любишь трудиться и почему?

Учебно-тематический план средняя группа

Месяц

Тема и программное содержание

Кол-во часов

Сентябрь

Занятие №1.

Тема: «Научи Машу умываться»

Программное содержание: 

1) Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом;

2) Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользоваться туалетом.

15 мин.

Занятие №2.

Тема: «Наблюдение за работой кастелянши »

Программное содержание:

1) Знакомить с таким видом работы кастелянши, как ремонт постельного белья, костюмов;

2) Давать представления о работе швеи на швейной машине, видах ремонта одежды;

3) Формировать уважение к труду взрослого.

15 мин.

Занятие №3.

Тема: «Как мы одеваемся»

Программное содержание:

  1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться;
  2. Приучать аккуратно, складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок.

15 мин.

Занятие №4.

Тема: «Звонок в ателье»

Программное содержание:

  1.  Формировать знания о работниках ателье;
  2. Развивать диалогическую речь, коммуникативные способности.
  3. Расширять детские представления о многообразии профессий.
  4. Способствовать умению участвовать в коллективной игре.

15 мин.

Октябрь

Занятие №1.

Тема: «Польем цветы»

Программное содержание: 

  1. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями;
  2. Учить выполнять обязанности дежурного по уголку природы.
  3. Научить правильно, поливать цветы

15 мин.

Занятие №2.

Тема: «Мы - закройщики »

Программное содержание:

1) Формировать представление о работе закройщика в ателье или на швейной фабрике;

2) Объяснять понятие «размер одежды»;

3) Развивать интерес к профессии, глазомер.

15 мин.

Занятие №3.

Тема: «Фея трудолюбия!»

Программное содержание:

  1. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения;
  2. Воспитывать культуру трудовой деятельности.
  3. продолжать учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой;
  4. прививать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.

15 мин.

Занятие №4.

Тема: «Мы - портные»

Программное содержание:

  1. Формировать представление детей о труде портных, их роли в швейной промышленности;
  2. Развивать внимание, точность движений, активизировать словарь по теме.

15 мин.

Ноябрь

Занятие №1.

Тема: «Служба быта «Бабочка»

Программное содержание: 

  1. Учить поддерживать порядок в группе, закреплять умения распределять коллективную работу и совместно выполнять её.
  2. формирование положительного отношения к труду и его результатам
  3. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность

15 мин.

Занятие №2.

Тема: «Строитель»

Программное содержание:

  1. Дать детям представление о строительных профессиях, о том какие профессии необходимы для постройки дома;
  2. Пополнять знания о конструкциях домов;
  3. Продолжать знакомить с различными строительными материалами.

15 мин.

Занятие №3.

Тема: «Ремонт книг»

Программное содержание:

  1. учить ремонтировать книги: подклеивать, готовить полоски нужной длины, складывать полоски пополам;
  2. развивать навыки работы с клеем, кисточкой, ножницами;
  3. воспитывать бережное отношение к книге.

15 мин.

Занятие №4.

Тема: «Научим Почемучку мыть посуду»

Программное содержание:

1) Учить детей  мыть игрушечную посуду, правильно организуя  и осуществляя трудовой процесс.

2) Формировать специальные трудовые умения: наливать воду, используя ковш; намыливать губку; оттирать губкой грязь; споласкивать; ставить сушиться на поднос.

3) Воспитывать желание овладеть трудовым процессом, умение добиваться промежуточных и итоговых результатов, формировать навыки  самоконтроля.

15 мин.

Декабрь

Занятие №1.

Тема: «Снег – снежок!»

Программное содержание: 

  1. Привлекать детей к посильному труду в природе, к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарников.
  2. развивать трудовые умения и навыки;
  3. упражнять в метании в цель снежки, сделанные самими ребятами;

15 мин.

Занятие №2.

Тема: «Знакомство с трудом кондитера»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с трудом кондитера;
  2. Дать представление о различных видах теста: бисквитное, песочное, воздушное;
  3. Познакомить с кондитерскими принадлежностями продуктами, которые используются для выпечки кондитерских изделий.

15 мин.

Занятие №3.

Тема: «Дежурство в уголке природы»

Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей о приёмах ухода за комнатными растениями, о последовательности выполнения работы.
  2. Уточнить обязанности дежурных в уголке природы, знания о инвентаре для работы.
  3. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, продолжать прививать необходимые навыки по уходу за ними.

15 мин.

Занятие №4.

Тема: «Уборка игрушек»

Программное содержание:

  1. Научить поддерживать порядок в группе;  
  2. Приучать детей убирать игрушки на место после игры, соблюдать порядок;
  3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудится.

15 мин.

Январь

Занятие №1.

Тема: «Водитель»

Программное содержание: 

  1. Закрепление знаний и умений о труде водителя, на основе которых дети смогут развить сюжетную, творческую игру;
  2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми;
  3. Воспитание уважения к труду водителя.

15 мин.

Занятие №2.

Тема: «Вырастим лук»

Программное содержание: 

  1. Привлекать детей к посадке зелени;
  2. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемые в трудовой деятельности оборудование.

15 мин.

Занятие №3.

Тема: «Собери игрушки»

Программное содержание:

  1. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в группе;
  2. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание трудится.

15 мин.

Занятие №4.

Тема: «Причеши куклу»

Программное содержание:

  1. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком;
  2. Воспитывать у детей опрятность.

15 мин.

Февраль

Занятие №1.

Тема: «Летчики»

Программное содержание: 

  1. Закрепление представлений детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме;
  2. Развитие интереса в игре.
  3. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
  4. Воспитание у детей уважения к труду летчика.

15 мин.

Занятие №2.

Тема: «Мы помощники»

Программное содержание:

1) Закреплять названия различных профессий и определять предметы необходимые для работы (учитель, повар, врач, парикмахер,  пожарный, доктор), знать какую пользу они приносят людям.

2) Приучать детей к домашнему труду (мыть посуду, убирать мусор, пылесосить, накрывать на стол).

3) Воспитывать трудолюбие, заботливое отношение о больном.

 

Занятие №3.

Тема: «Что твориться в шкафчиках»

Программное содержание: 

1) формировать у детей бережное отношение к вещам;

2) закрепить  умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его;

3)  аккуратно складывать снятую одежду и обувь.

15 мин.

Занятие №4.

Тема: «Мы – дежурные!»

Программное содержание:

1) Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

2) Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3) Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).

15 мин.

Март

Занятие №1.

Тема: «Растения в нашем уголке природы»

Программное содержание: 

  1. Учить детей ухаживать за комнатными растениями; совершенствовать навыки работы с использованием моделей;
  2. Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, трудолюбие.

15 мин.

Занятие №2

Тема: «Посев семян цветов»

Программное содержание:  

1) Дать знания о том, что цветы выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы;

2) Прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду;

3) Закрепить знания об условиях роста растений;

4)Закрепить навыки последовательности посева цветов, используя схему.

15 мин.

Занятие №3.

Тема: «Мытье комнатных растений»

Программное содержание: 

  1. 1) учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания тряпочку специальную);
  2. 2) воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды);
  3. 3) воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело.

15 мин.

Занятие №4.

Тема: «Волшебное зеркало»

Программное содержание: 

1) Формировать умение самостоятельно пользоваться расческой, и замечать не порядок в своем внешнем виде;

2) Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки;

3) Приучать детей следить за своим внешним видом.

15 мин.

Апрель

Занятие № 1.

Тема: «Мыльные перчатки»

Программное содержание: 

1) Формировать умения самостоятельно пользоваться мылом;

2) Учить намыливать руки мылом и тщательно помыть руки теплой водой;

3) Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук);

4) Приучать самостоятельно, закатывать рукава перед мытьем.

15 мин.

Занятие №2.

Тема: «Стирка кукольного белья»

Программное содержание: 

  1. Учить трудиться сообща в определенной последовательности (сортировать бельё на цветное и белое; тщательно намыливать бельё и тереть между рук; тщательно прополаскивать, отжимать, расправлять и развешивать на верёвку);
  2. Формировать навыки работы с водой (стирка белья);
  3. воспитывать аккуратность и взаимовыручку; Начатое дело доводить до конца.

15 мин.

Занятие № 3.

Тема: «Как мы умеем помогать младшему воспитателю»

Программное содержание: 

1) Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (приносит еду, моет посуду);

2) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых;

  1. 3) Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю и няни накрывать на стол к завтраку, обеду и ужину.

15 мин.

Занятие №4.

Тема: «Как мы умеем помогать»

Программное содержание: 

1) Привлекать детей  к выполнению простейших трудовых действий;

2) Воспитать уважение к труду взрослых;

3) Получать удовольствия от полученной работы.

15 мин.

Май

Занятия №1

Тема: «Веселые поварята»

Программное содержание:

1) Познакомить детей с трудом повара – кондитера, с характерными особенностями внешнего вида, предметами и техникой необходимыми для работы.

2) Воспитывать интерес к трудовой деятельности повара – кондитера.

3) Расширить кругозор и словарный запас детей

15 мин.

Занятие №2

Тема: «Кто опрятен – тот приятен»

Программное содержание:

1) формирование бережного отношения к своему организму, представления о личной гигиене.

2) Дать представления о личной гигиене, о ее влиянии на здоровье и на взаимоотношения людей;

3) учить правилам знакомства;

15 мин.

Занятие №3

Тема: «Фея трудолюбия!»

Программное содержание:

  1. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные поручения;
  2. Воспитывать культуру трудовой деятельности.
  3. продолжать учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой;
  4. прививать желание трудиться на общую пользу, проявлять в работе старание и аккуратность.

15 мин.

Занятие №4

Тема: «Аккуратность никогда не помешает»

Программное содержание:

1) учить детей одевать и шнуровать обувь;

2) закреплять умение застегивать застежки липучки, «молнии»;

3) закреплять навыки самообслуживания при одеваний.

15 мин.

Диагностика сформированности  трудовых навыков и умений дошкольников

Индивидуальная диагностика

Навыки личной гигиены

  • Умеет ли ребенок поддерживать установленный в группе порядок и чистоту (убирает на место игрушки, книги, аккуратно содержит свои личные вещи)?
  • Умеет ли ребенок пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдать правильную осанку за столом?
  • Моет ли ребенок руки без напоминания взрослых, по мере надобности? Сформирована ли у ребенка привычка полоскать рот после еды, ежедневно чистить зубы? Умеют ли дети пользоваться носовым платком? Умеют ли самостоятельно приводить в порядок волосы?
  • Умеет ли ребенок самостоятельно и правильно одеваться и раздеваться, сколько времени на это уходит (в целом по группе и у отдельных ребят)? Замечает ли непорядок в своем костюме? Умеет ли его устранять (пришить пуговицу, почистить пальто, обувь, постирать носки, фартук (старший возраст))?

Навыки культурного поведения со взрослыми

  • Умеет ли ребенок обращаться ко взрослым, уступает ли место (приносит стул, отворяет дверь, поднимает уроненную вещь, благодарит за оказанную помощь, стремится помогать)?

Уровень самостоятельности в труде

  1. Замечает ли ребенок самостоятельно непорядок в окружающей обстановке?
  2. Каков уровень трудовых умений и навыков ребенка?

Групповая диагностика

Навыки общения со сверстниками

  1. Знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом?
  2. Умеют ли дети договариваться при распределении трудовых действий? Проявляют ли дружелюбие, общительность, стремление к совместной деятельности?
  3. Умеют ли дети уважительно относиться к труду сверстников, не мешать деятельности товарища?
  4. Умеют ли дети самостоятельно разрешать возникшие между детьми споры  и если да, то какими средствами этого добиваются? Из - за чего между детьми возникают конфликты?
  5. Какова форма взаимоотношений детей в процессе совместной деятельности (как обращаются друг к другу с просьбой, благодарят ли друг друга за оказанную услугу, как отзываются на просьбу товарища о помощи и т.д.)? Что объединяет детей в группировки (интерес к деятельности, личные симпатии)?


Анкета для проведения наблюдения за трудом детей

1.Дошкольное учреждение ______________, возрастная группа ____

2. Дата наблюдения________

3. Время проведения деятельности __________

4. Оборудование (вид, количество перечислить)________

Соответствие оборудования педагогическим и гигиеническим требованиям ______________

Целесообразность его хранения и размещения (определено ли место хранения) _______________

5. Вид труда и наблюдаемый трудовой процесс _________________

Соответствие содержания деятельности состоянию погодных условий, данному времени года, если труд организован на воздухе____________

  1. Формы организации труда детей:
  • поручения (индивидуальные, групповые);
  • коллективный труд (общий, совместный).
  1. Уровень сформированности трудовых навыков:
  • в подготовке к труду (умение подобрать все необходимое для работы, рационально расположить, распределить обязанности);
  • в процессе труда:

а) трудовые действия, их последовательность, рациональные способы работы, точность, координированность, темп______________

б) отношение детей к выполняемой работе (внимание, интерес, аккуратность в обращении с инструментами, оборудованием)

в) взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности, в окончании трудового процесса:

  • умение детей убирать рабочее место, бережно относиться к оборудованию ________________
  • результат ______________
  • оценка работы детей _________________
  • длительность ________________
  • уровень сформированности навыков планирования трудовой деятельности детей (старший дошкольный возраст) ____________

8. Влияние воспитателя на деятельность детей, его методические приемы_____________________

Дидактические игры по трудовому воспитанию

Игры для детей 3-5 лет

Игра «Накроем стол для кукол»

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости — ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам оказывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доке, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угашают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, суп и компот и т.д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

  • Зачем нужно растение? (Лейка.)
  • Почему нужно кормить? (Птичка.)
  • Что нужно мыть? (Тарелка.)
  • Что нужно чистить? (Ковер.)
  • Что нужно стирать? (Платье.)
  • Что нужно гладить? (Рубашка.)
  • Что нужно печь? (Пирожки.)
  • Что нужно менять? (Постельное белье.)
  • Кого нужно купать? (Ребенок.)
  • Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
  • Зачем засевать поля? (Зерно.)
  • Зачем сажать? (Картофель.)
  • Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
  • Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
  • Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
  • Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
  • Зачем ухаживать за своим телом?

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Ход игры

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по цорядку выполнения действий.

  • Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
  • Мытье горшка.
  • Укладывание камушков на дно горшка.
  • Насыпание в горшок песка (высота 1 см). Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
  • Потряхивание палочкой старой земли с корней растения.
  • Срезание загнивших корней.
  • Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
  • Уплотнение земли.
  • Установка горшка с растением на поддон.
  • Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию»

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Ход игры

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют. Трактор—тракторист. Машина—шофер. Экскаватор — экскаваторщик. Комбайн — комбайнер. Подъемный кран — крановщик. Поезд — машинист. Корабль—капитан. Самолет—летчик (пилот). Космический корабль — космонавт. Пожарная машина—пожарный. Бульдозер — бульдозерист. Гоночная машина—гонщик (пилот). И т.д.

Игра «Угадай профессию»

Цель. Расширять представления детей о профессиях.

Ход игры

Воспитатель показывает детям Предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда. Кролик — кроликовод. Теленок —телятница. Овца —  овцевод. Олень — оленевод. Виноград —  виноградарь.

Чай—чаевод

Хлеб—хлебороб.

Сад—садовод

Цветы—цветовод

Пчела—пчеловод

Поле—полевод

Гаечный ключ—слесарь.

Ведро и швабра—уборщица.

Билет—кондуктор.

Касса—кассир.

Рубанок—столяр.

Краска и кисть—маляр.

Мастерок—штукатур.

Кульман—инженер.

Молот и  наковальня — кузнец.

Огнетушитель — пожарный.

Шприц—медсестра.

Электропила—лесоруб.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры

Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий. Например, канат нужен и спортсменам, и матросам, и строителям, и спасателям.

Список используемых источников

  1. Буре, Р. Организация труда детей и методика руководства / Р. Буре // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 4. – С. 17 – 25.
  2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С.18.
  3. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду/ Г.Н. Година  // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 2007. С. 74 – 83.
  4. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под. ред. Н.В. Микляевой. – М.: ФОРУМ, 2012. – 256 с.
  5. Жуковская, Р. И. Игры и трудовые занятия в детском саду. / Р.И. Жутковская – М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ»,  2012. – С. 124.
  6. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
  7. Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика – Синтез. – 2005. – 251 с.
  8. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
  9. Коротковских, Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников / Н. Коротковских // Дошкольная педагогика. – 2012. № 6, – С. 21 – 28.
  10. Коротовских, Н. Создание условий для самостоятельной трудовой деятельности дошкольников / Н. Коротовских // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 6. – С. 21 – 28.
  11. Крулехт, М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. / М.В. Крухлет  - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.
  12. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  13. Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.
  14. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.
  15. Литвинович, О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду / О.В. Литвинович // Дошкольная педагогика. – 2010. - № 5. – С. 28 – 31.
  16. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. / Т.А. Маркова  – М.: Просвещение, 2001. – 312 с.
  17. Моложавый, С. С. Игра и труд в дошкольном возрасте. / С.С. Моложавый  – М.: Просвещение, 1999. –  215 с.
  18. Наблюдения и труд детей в природе / сост. А. Ф. Мазурина. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 2009. –  215 с.
  19. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др.; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Просвещение. - 2003. – С. 52.
  20. Павлова, М.В. Дайте детям радость труда! Воспитание у дошкольников позитивного отношения к трудовой деятельности / М.В. Павлова // Дошкольная педагогика. – 2011. № 1, – С. 37 – 39.
  21. Плужникова, А.Н. Трудовое воспитание дошкольников / А.Н. Плужникова, О.В. Лахнова, Г.М. Дмитрова // Справочник старшего воспитателя ДОУ. – 2008. - № 3. – С. 47 – 58.
  22. Пышьева, Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда / Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. - 2008. - №4. - С.36-40.
  23. Радина, Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых / Е.И. Радина // Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.:Просвещение, 2004. С. 3258.
  24. Савченко, В.И. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ/ В.И. Савченко // Дошкольная педагогика. – 2011. № 2. – С. 6 – 11.
  25. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 2007. – 96с.
  26. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
  27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Дошкольное воспитание. – 2014. № 2. С. 4 – 18.

        Приложения №1

Примерный перечень оборудования для организации труда дошкольников

Наименование предмета,  его цель, размер

Количество (шт.)

Мл. гр.

Ср. гр.

Ст. гр.

Под. гр.

Фартуки хлопчатобумажные (ситцевые) для дежурства по столовой

4

4-6

2

2

Фартуки хлопчатобумажные (цветные) для уборки помещения

6

8

10-15

10-15

Клеенчатые фартуки для мытья игрушек, стирки кукольного белья и работы в уголке природы

2-4

6

10-15

10-15

Щетка-сметка (длина вместе с ручкой 25 см, сечение ручки 2—3 см) для сметания крошек со стола

1

2

1

1

Совок (размер 16x16 см длина ручки 10-12 см)

1

2

1

1

Щетка половая (длина 20—25 см, длина ручки 100—110 см, сечение ручки 2—3 см)

-

1

1

1

Совок для мусора (размер 16x14 см, длина ручки 13—15 см)

-

1

1

1

Тазы (диаметр 25—30 см, высота 10-15 см)

-

2-4

4-5

4-5

Ведра, лейки (высота 18—22 см, диаметр 15-18 см, емкость 1-2 л)

2-4

4-5

5

5

Подносы (40x30 см)

2-4

2-4

2-4

1-4

Сервировочный столик

1

1

1

1

Тряпочки (30x30 и 40x40 см) для протирания пыли

5

10

10

10

Щетки (14—15 см) для чистки одежды

2

2

2

2

Щетка для обуви

-

-

2

2

Веники для сметания снега

-

2

2

2

Деревянная лопата для расчистки снега (длина ее с лотком 80—100 см): лоток 20x20 см (для детей младшего возраста), 25x25 см (для детей старшего возраста), сечение ручки 2 см

5

5

5

5

Грабли деревянные (примерное количество зубьев 7, расстояние между ними 2,3—2,5 см, высота зубьев 5 см, длина гребенки 20—22 см, длина граблей 100—110 см, сечение ручки 2—3 см) для сгребания листьев

2

4

4

4

Грабли металлические для рыхления, очистки поверхности почвы от камней

2

4

4

4

Метелки (длина палки 1 м, сечение 2—2,3 см) для уборки участка от сухих листьев и другого сора

5

5

5

5

Носилки с бортиками (длина 30—35 см, ширина 30 см, высота бортика 5—7 см, общая длина с ручками 100—110 см) для переноски земли, песка, опавших листьев

-

1

2

2

Тачка (высота бортов 20 см, длина вместе с ручками 100—110 см, длина бортов 30—40 см, диаметр колеса 12 см) для перевозки земли, песка, опавших листьев, камушков

-

1

2

2

Движок (высота пластины 50 см, ширина 40 см, длина 60 см) для сгребания свежевыпавшего снега

-

1

1

1

Скребки металлические (размер лотка 10—12 см, длина ручки 80 см)

-

-

-

3

Санки, корзины или ящик для перевозки снега, сора, земли и пр.

-

2

2

2

Совки (длина лотка 10 см, ширина 7—8 см, длина совка 15—20 см) для выкапывания и посадки растений, окучивания и рыхления почвы

1

2

3

4

Ручные цапки-кошки для рыхления земли

-

2

2

2

Бумага белая, цветная, с узорами, тонкая, плотная, прозрачная, фактурная, самоклеящаяся и пр. Картон тонкий, толстый, гофрированный, цветной и пр.*

*

*

*

*

Разные виды тканей для ремонта и обклеивание пособий, шитья кукольного постельного белья и пр.*

*

*

*

*

Иглы (хранятся в недоступном для детей месте), нитки, пуговицы, обрезки лент, тесьмы, кружев для ремонта кукольной одежды, пришивания петель к полотенцам и пр.

-

-

5

5

Клей в тюбиках, бутылочках и прочих упаковках (крахмальный, мучной), казеиновый, ПВА, клеящие карандаши). Запрещается использование клея на ацетоновой основе и канцелярского*

*

*

*

*

Шило (длина острия 1—1,5 см)

-

-

-

1

Швейные машины типа «Пико», работающие на батарейках, или ручные

-

-

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности "Капелька".

Педагогом представлено календарно - тематическое планирование театрализованной деятельности для младших дошкольников  в рамках дополнительного образования....

Программа кружка "Затейники" для младшего дошкольного возраста на 2013-2014уч. год

Приобщение  к художественному слову ,развитие творческойсамостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа....

Программа кружка "Затейники" для младшего дошкольного возраста на 2013-2014уч. год

Приобщение  к художественному слову ,развитие творческойсамостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа....

Программа по художественной лепке. Младший дошкольный возраст.

Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка от года. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, ме...

Программа по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста "Трудолюбик"

Рабочие программы составлены на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Программа по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста ...

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"

Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....

Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»

Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...