Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности "Капелька".
методическая разработка (младшая группа) по теме

Лапина Наталья Владимировна

Педагогом представлено календарно - тематическое планирование театрализованной деятельности для младших дошкольников  в рамках дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_2012_god.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА «КАПЕЛЬКА»

(театрализованная деятельность).

Пояснительная записка.

Игра – естественный для ребенка вид деятельности. Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуется игра в «театр», драматизации, в основу которых положены сюжеты хорошо известных сказок, рассказов. Зрелищность театрализованных игр вызывает у детей радость, а сказочность усиливает привлекательность.

Значение театрализованной игры для развития личности дошкольника трудно переоценить. В процессе создания и воплощения художественного образа ребенок осваивает и осмысляет окружающую действительность, творит, открывая что-то новое в себе и для себя, учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, работать в коллективе.

Театрализованная игра способствует социально – нравственному и эмоциональному развитию дошкольнику, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения – познавательного, способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоционального реагированию, формированию эмоционального контроля и таких чувств, как сочувствие, сопереживание. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развивается речь и остальные психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и др.

Организация процесса обучения.

Программа рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 10 - 12 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 15 мин. Состав группы – одновозрастной (3 - 4 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

Цель кружка.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи кружка.

  1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
  2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
  3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
  7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
  9. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
  10. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Ожидаемые результаты.

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Программное содержание занятий.

№ занятия

Цель

Сентябрь 2012 год.

Занятие

№ 1

“Давайте познакомимся”

Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить с театральными куклами. Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле.

Занятие

№ 2

“Для деда, для бабы Курочка - Ряба яичко снесла золотое”

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения.

Занятие

№ 3

“Ходит осень по дорожкам”                      (по сказке “Теремок”)

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Занятие

№ 4

“Прогулка по лесу”

Учить детей выразительным жестам, эмоционально проговаривать фразы; поощрять желание участвовать в театрально-игровой деятельности; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление.

Октябрь 2012 год.

Занятие

№ 1

“Мы играем и поем”

Развивать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам. Знакомить с приемами вождения настольных кукол. Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Побуждать детей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами. 

Занятие

№ 2

“Встреча в лесу ”

Продолжать знакомить с приемами кукловождения в настольном театре. Привлекать к сочинению коротких сказок. Формировать умение понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать. Развивать интерес к играм-драматизациям, поддерживать радостное настроение.

Занятие

№ 3

“Маша и медведь»

Формировать умение концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле. Продолжать обучение детей приемам управления настольными куклами. Учить выражать эмоции с помощью мимики, жеста, движения. Развивать интерес к кукольным спектаклям, желание принимать в них участие. Вызвать эмоциональный отклик на музыку и желание двигаться под неё.

Занятие

№ 4

“Игровая викторина       по стихам А. Барто”

Развивать инициативу и самостоятельность в играх с театральными куклами. Привлекать детей к участию в этюдах, обучающих их выражать основные эмоции с помощью мимики, жеста, движения. Поддерживать стремление детей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами.

Ноябрь 2012 год.

Занятие

№ 1

“Быстро времечко пройдет,                              и Цыпленок подрастет”

Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

Занятие

№ 2

“Мы водили хоровод”

Закреплять приемы вождения настольных кукол. Формировать умение выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, движений. Учить плавно двигаться под музыку, бережно качая куклу.

Занятие

№ 3

“Заюшкина избушка”

Учить изображать пляску кукол на столе: побуждать к поиску новых выразительных движений. Поощрять желание изображать  животных, используя мимику, жесты, движения. Поддерживать желание двигаться под веселую музыку, самостоятельно придумывая танцевальные движения.

Занятие

№ 4

“Русские народные потешки ”

Учить управлять настольными куклами: изображать бег. Закрепить умение вовремя включаться в диалог, внимательно слушать, пока «говорит кукла партнера. Побуждать выражать печаль и грусть с помощью мимики, позы. Приучать внимательно слушать потешку, изображая спящего человека. Поддерживать стремление участвовать в танцевальной импровизации: передавать контрастный характер музыки в движениях.

Декабрь 2012 год.

Занятие

№ 1

“Сочинение сказки Петушок наш не поет ”

Развивать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле. Побуждать сочинять сказки с помощью педагога, используя для этого куклы настольного театра. Продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. Развивать речь: формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов. Поддерживать желание детей участвовать в танцевальных импровизациях.

Занятие

№ 2

“Машенька                         и рукавичка ”

Формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле. Учить мимикой, жестами, движениями передавать основные эмоции. Развивать мелкую моторику рук, способность сопровождать потешку жестами. Приучать внимательно следить за сюжетом кукольного спектакля.

Занятие

№ 3

“Инсценировка      «Добрая девочка» ”

Продолжать работу по обучению приемам кукловождения (настольный театр). Учить воспроизводить отдельные черты характера (уверенность в себе). Познакомить со сказкой С. Сулиной «Добрая девочка». Побуждать принимать участие в хороводе.

Занятие

№ 4

“Заходите в гости к нам”

Создать на новогоднем празднике радостную атмосферу, способствующую раскрытию творческих способностей детей. Поддерживать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Январь 2013 год.

Занятие

№ 1

Диагностика

Оценить умения детей в театрально-игровой деятельности на пройденном с сентября по декабрь (включительно) материале.

Занятие

№ 2

«Что ты шьешь, лисичка?»

Продолжать обучать детей приемам вождения настольных кукол. Напомнить, как управлять куклами, участвующими в диалоге. Дать представление о различных чертах характера, учить различать их. Поощрять желание участвовать в танцевальной импровизации.

Занятие

№ 3

“Сказка о глупом мышонке”

Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Февраль 2013 год.

Занятие

№ 1

“Маша обедает ”

Закрепить навыки управления настольными куклами, участвующими в диалоге. Учить различать положительные и отрицательные черты характера человека и изображать их с помощью мимики и жестов. Побуждать передавать основные эмоции с помощью выразительных средств. Показать детям настольный кукольный спектакль «Маша обедает». Учить высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц.

Занятие

№ 2

“Козлята и волк ”

Совершенствовать навыки управления настольными куклами. Учить понимать и изображать основные эмоции с помощью мимики и жестов. Побуждать самостоятельно искать выразительные жесты, движения для создания образа. Прочитать сказку  «Козлята и волк ».

Занятие

№ 3

“Мы актеры”

Поддерживать желание играть с настольными куклами в коллективе, добиваясь синхронности речи кукловождения. Побуждать самостоятельно придумывать движения, жесты в соответствии с содержанием стихотворения. Учить различать основные эмоции и изображать их с помощью мимики и движений. Продолжить работу над спектаклем «Маша обедает».

Занятие

№ 4

“Тень-тень”

Формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле, участвующей в диалоге. Учить понимать душевное состояние человека и персонажа, изображать эмоции с помощью мимики, жестов, движений. Развивать инициативу и самостоятельность детей в передаче отдельных черт характера персонажей. Вызвать желание участвовать в драматизации сказки «Козлята и волк».

Март 2013 год.

Занятие

№ 1

“Весна пришла!”

Формировать положительное отношение к театрально-игровой деятельности. Поддерживать стремление играть с театральными куклами. Развивать самостоятельность в игре-драматизации. Вызвать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Занятие

№ 2

“Представьте себе…”

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Занятие

№ 3

“Заяц Егорка ”

Закреплять умение управлять настольными куклами, участвующими в диалоге. Поощрять стремление сопровождать стихотворение самостоятельно продуманными жестами. Учить понимать и изображать различные эмоции с помощью мимики и жестов. Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «б».

Занятие

№ 4

“Развлечение   «Светофор» ”

Провести досуг по ПДД «Светофор».Закрепить знания о сигналах светофора. Воспитывать навыки ориентировки в пространстве. Показать кукольный спектакль «Огнехвостик».

Апрель 2013 год.

Занятие

№ 1

“Заюшкина избушка”

Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Побуждать самостоятельно придумывать движения для создания образа. Развивать мелкую моторику рук, выразительные жесты. Учить детей различать эмоции, уметь их изображать с помощью мимики и жестов. Показать кукольный спектакль «Заюшкина избушка».

Занятие

№ 2

“Под грибком”

Поощрять желание детей самостоятельно придумывать движения для настольной куклы в соответствии с образом. Учить понимать эмоциональное состояние героя и изображать его. Развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Познакомить детей со сценарием постановки «Под грибком».

Занятие

№ 3

“ Под грибком ”

Формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле. Развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Развивать способность понимать эмоциональное состояние литературного персонажа, изображать его с помощью мимики и жестов. Продолжить работу над инсценировкой «Под грибком».

Занятие

№ 4

“Дайте только срок, построим теремок!”

Продолжать  формировать умение концентрировать внимание на театральной кукле. Развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции. Продолжать знакомство с отдельными чертами характера. Учить сочетать движения и речь. Продолжить работу над инсценировкой «Под грибком».

Май 2013 год.

Занятие

№ 1

“К нам гости пришли!”

Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Побуждать самостоятельно придумывать движения для создания образа. Развивать речь детей, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Развивать способность понимать эмоциональное состояние литературного персонажа, изображать его с помощью мимики, жестов. Продолжить работу над инсценировкой «Под грибком».

Занятие

№ 2

“Инсценировка            «Под грибом» ”

Закреплять интерес к театрально-игровой деятельности. Поощрять желание выступать перед сотрудниками детского сада, родителями. Создать атмосферу праздника, способствующую раскрытию творческих способностей.

Занятие

№ 3-4

Диагностика

Оценить умения детей в театрально-игровой деятельности на пройденном с сентября по май (включительно) материале.

Обеспечение программы.

Материальное обеспечение: различные виды театра, театральные куклы, маски – шапочки, музыкальное сопровождение, декорации к спектаклям, наглядные пособия, тексты р.н. сказок, стихов.

Литература, используемые при составлении программы:

1. Дошкольное воспитание № 7,9,11,12 – 2002год;

2. Дошкольное воспитание № 1-4 за 2003 год;

3. С. Фейнштейн «У нас порядок»;

4. М.И. Чистякова «Психогимнастика»;

5. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»;

6. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Затейники" для младшего дошкольного возраста на 2013-2014уч. год

Приобщение  к художественному слову ,развитие творческойсамостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа....

Программа кружка "Затейники" для младшего дошкольного возраста на 2013-2014уч. год

Приобщение  к художественному слову ,развитие творческойсамостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа....

Программы кружков для детей старшего дошкольного возраста.

Программа кружка "Юный эколог" для детей старшего дошкольного возраста.Кружковая деятельность по лего-конструированию и робототехнике....

Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»

Цель:·        Формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям....

Рабочая программа кружка «Озорные ладошки», младший дошкольный возраст (дополнительное образование, по направлению "Художественное творчество")

При обучении рисованию нужно учитывать индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, наст...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...