Главные вкладки

    Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"
    материал (старшая группа) на тему

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

    Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_patriot.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВРАЧОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»

    ДОКЛАД

     

    «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

                    

    Воспитатель: Василькова А.Ю.

    ВРАЧОВО 2017г.

    Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

    Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.

    Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

    Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру) ; общественные события (полеты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники).

    Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:

    • воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
    • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
    • воспитание уважения к труду;
    • развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
    • формирование элементарных знаний о правах человека;
    • расширение представлений о городах России;
    • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

    Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

    Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

    Необходимо формировать у дошкольников представление о родном крае. Надо показать ребенку, что родной город, край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, связанными с событиями боевых лет Великой Отечественной войны, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

    Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, магазин, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

    Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города, края. Ребенку объясняют, в честь кого они воздвигнуты.

    Старший дошкольник знает название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами родного города, главными улицами, памятниками. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Каждый человек любит свой родной город и гордится своей принадлежностью к людям, населяющим его.

    Для воспитания у ребенка любви к родному городу, краю, необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами. Родители имеют большие возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную, часть родного города, края.

    Помните, что именно в дошкольном возрасте у каждого ребенка начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, и успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту.

    «… От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

    «Высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» (А. В. Запорожец).

    Древние мыслители, размышляя о духовно-нравственном развитии детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности, человечности. Какие нравственные ценности являются самыми важными в жизни человека? Это дом, мать, семья, дружба, Родина. Любовь к родному дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ – важнейшие задачи воспитания подрастающего ЧЕЛОВЕКА.

    Академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к родной природе… »

    Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач взрослых. Такую любовь мы можем воспитать в детях, если сами, любя Родину и зная её историю, традиции, обычаи, фольклор, достижения народных мастеров, поделимся с детьми этими знаниями. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

    Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

    Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения маленького патриота.

    Подводя итог вышесказанному, отметим, что становление человека как гражданина должно начинаться с ознакомления его с его малой Родиной, так как невозможно вырастить настоящего патриота без знания своих «корней», своей истории.

    Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в нравственно-патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам взрослый, находящийся рядом с ребенком, будет знать и любить историю своей страны, своего города, края, сумеет передать ребенку то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга.

    Таким образом, работа по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима и важна, и то, насколько будут человечны наши дети, насколько они будут любить свою малую Родину, а в дальнейшем и страну, зависит от нас – взрослых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самообразование «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

    В данном материале обозначены цели и задачи выбранной темы по самообразованию и составлен перспективный план на учебный год...

    Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к Родине, как к многонациональному государству"

    проект посвящен актуальной проблеме профилактики конфликтных ситуаций в многонациональном государстве....

    статья "Досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников"

    В данной статье представлен один из подходов к работе  по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассказано об эффективности такой формы работы как досуговая деят...

    Нравственное, патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Дошкольное детство - в...

    «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в ходе ознакомления с родным городом».

    Сообщение о воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников....

    Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников

    Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...