Главные вкладки

    Нравственное, патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.
    методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

    Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание  в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

    Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране. Как говорил Солженицын: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная».

                                                        В. В. Путин

    Нравственное, патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

            Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу уделяется особое внимание, в связи со сложившимися реалиями. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в "Послании Президента Федеральному Собранию".

            Три направления в воспитании детей - нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления должны присутствовать в нашей педагогической деятельности каждый день.

            Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание  в дошкольном учреждении происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,  продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы). Всё это является для ребёнка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, у него формируется эмоционально нравственное отношение к окружающему миру.

            К шести годам у дошкольников возрастают интеллектуальные возможности, расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются и задачи нравственного воспитания: у детей педагоги воспитывают чувство любви к России, родной природе, дружелюбие по отношению к людям других национальностей. Ребенок должен понимать, что в каждую вещь вложен труд людей, и поэтому он обязан бережно относиться к общественному имуществу, ко всему, что окружает его дома, в детском саду, на улице, в общественных местах, и соответственно вести себя, как будущий гражданин России.

            "С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни", а еще - с того знакомого с самого детства места, где мы родились, с того города (деревни), где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу... У каждого человека есть свой родной город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ.

            Мы живем в удивительном и прекрасном городе - Санкт-Петербурге. Я  родилась в этом великом городе, который тогда назывался Ленинградом. Наша  семья жила  на улице Пестеля, а  детский сад ,который я посещала находился на  Моховой улице. Нашу группу очень часто водили  на прогулку в  Летний сад, за что я очень благодарна своим воспитателям. В этом знаменитом саду маленьким мальчиком гулял и  мой дед со своей няней ещё в 1917 году. Моя мама отдыхала там с подружками после школьных занятий в голодное послевоенное время. Живя в историческом центре Санкт-Петербурга, Ленинграда наша семья впитывала в себя городскую культуру, следовала лучшим городским традициям. Так же я воспитывала и своих троих детей. Даже трудно представить, чтобы кто-то из представителей нашей семьи нарисовал что-нибудь на стене здания, парадной, насорил в общественном месте. Преемственность поколений имеет огромное значение в истории каждой семьи, в истории города, страны.  И каждому из нас хочется поделиться с подрастающим поколением своими знаниями об этом замечательном городе, научить детей любить и беречь его.

            В настоящее время я живу и  работаю в Приморском районе города Санкт-Петербург. Это достаточно молодой и развивающийся район. Он очень активно застраивается красивыми архитектурными комплексами. Граждане России , а так же и жители других стран имеют возможность приехать из любого региона и приобрести себе жильё и стать петербуржцем. Но к сожалению высокое звание "петербуржец"-это не только  штамп о прописке. Это и знание истории  основания города, его морской славы, памятников архитектуры, приобщение к  культурными богатствам города: музеям,  театрам,   храмам, а  так же храмам науки.

             Но всё же Их узнают по особому, петербургскому стилю поведения.  Собственное достоинство и  уважение к другим, умение внимательно слушать и понимать собеседника, понимание прекрасного - вот, что отличает настоящего петербуржца. Прогулки по городским улицам, набережным, пригородным паркам для него такая же необходимость, как  сон, одежда, еда. Его часто можно встретить в театрах, музеях, на концертах.

            В своей работе я сталкиваюсь с большими трудностями, когда начинаю цикл тематических музыкальных занятий "Знай и люби свой город" в старшей группе, а также и в подготовительной. Дети не знают в  честь кого назван город, как называется главная река города, главный проспект Петербурга, первая крепость... Если спрашиваю детей, кто из них любит гулять по историческим старым районам Петербурга или проезжал на машине  по центральным улицам, то единицы поднимают руки. Некоторые дети никогда не выезжали за пределы своего района, наверное  в каждой отдельной семье есть на это причины. Когда спрашиваешь их, как провели выходные дни  с родителями, то слышишь названия супермаркетов -"Пятёрочка", "О'кей", "Перекрёсток". Так же проводят время дети и во время зимних  каникул, предоставленных государством родителям для отдыха. Кажется, вот свободное и благодатное время, чтобы посетить с детьми музеи, выставки, театры, сходить на концерт, хотя бы на "Новогоднюю Ёлку". Но, к сожалению, некоторые дети опять сидели дома и либо смотрели телевизор без контроля со стороны взрослого, либо играли в компьютерные игры и тоже без контроля .

    Но мы, музыкальные руководители, несём культуру детям в музыкально-художественном виде деятельности, поэтому наша задача состоит в том, чтобы увлечь дошкольников познавать историю и культуру Санкт-Петербурга. А так же моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать и родителей наших дошкольников. На тематических, комплексных занятиях, музыкальных вечерах досуга я задаю детям вопросы, ответы на которые надо спросить у родителей или найти в интернете вместе с ними. Например: "Как называется самый широкий мост  в нашем городе, сколько он метров и где он находится? "Ответ: Синий мост, 99 метров, стал частью Исаакиевской площади. "Вопрос: "Какую реку пересекают все "цветные мосты"? Ответ: "Все "цветные мосты" пересекают реку Мойку". Очень интересно наблюдать, с каким удовольствием дети на следующем занятии отвечали на эти вопросы. Кто-то сам нашёл ответ в интернете, другие вместе с родителями, но были и  дети, чьи родители знали  ответ на вопрос.

            Осенью, в сентябре месяце, в нашем детском саду проводятся родительские собрания, на которых я стараюсь присутствовать и выступить перед родителями. Одной из тем моих выступлений является - привлечение родителей и детей к изучению истории и культуры нашего великого города. Я говорю им о том, что нам повезло жить в Санкт-Петербурге, мы должны быть благодарными судьбе за это, ценить это. Наша с ними задача воспитать и своих детей патриотами своей страны, своего города. А начинать мы должны с себя. Если мы заинтересуемся историей города, своего района, где живём, знаменитыми петербуржцами, фамилии которых можно увидеть на фасадах многих петербургских зданий, то нам легче будет приобщать и детей к  исторической культуре. Не заставят нас краснеть детские вопросы, если отправимся на прогулку с ними по историческому центру Петербурга.

            В своей работе музыкального руководителя я провожу тематические и комплексные занятия по теме "Знай и люби свой город": "Прекрасный город", "Достопримечательности Петербурга", "Ты красив в любое время года", "Город  каменных львов и бронзовых коней", "Такие разные мосты", "Прогулка по родному городу".

            Тема города присутствует во многих моих сценариях праздников. Осенний праздник мы проводим под названиями "Осенний Петербург", "Прогулка по осеннему городу".

            В 2003 году проходило празднование 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Я написала сценарий к празднику "Выпуск в школу",связав его с темой дня рождения нашего города,  и назвав "Петербургский выпускной бал". На празднике присутствовали Царь Пётр I и Царица Екатерина, роли которых исполняли талантливые воспитатели нашего детского сада. Костюмы мы арендовали в театральной студии, поэтому выпускники и их родители были под большим впечатлением от выпускного утренника.

            В 2013 году нашему городу исполнится 310 лет со дня его основания.

    В связи с этой знаменательной датой я хочу написать сценарий для выпускного праздника, назвав его"Путешествие Незнайки и его друзей по праздничному Санкт-Петербургу".

            На музыкальных вечерах досуга я  знакомлю детей с пригородами Петербурга: "Ораниенбаум - оранжевый город", "Шлиссельбург - "ключ-город", "Петродворец - Петергоф".

            Дети очень любят музыкально-литературные вечера, на  которых они читают стихи о любимом городе или слушают их в исполнении взрослых. Я предлагаю детям доступные для детского восприятия  стихи А.С. Пушкина, А.Ахматовой, О. Берггольц. Очень хорошие стихи и песни современных петербургских авторов печатаются в учебно-методическом и литературно- музыкальном журнале "Колокольчик". Материалы этого журнала я с удовольствием использую в своей работе с дошкольниками. Стихи, загадки о Петербурге и его достопримечательностях доступны для понимания дошкольников, поэтому они легко запоминаются детьми. Песни М.В. Сидоровой, Л. Б. Гусевой, С. Е. Кожуховской  и других петербургских авторов очень лиричны, легко запоминаются детьми, несут много информации о нашем городе, поэтому я с большим удовольствием использую песни и поэзию этих авторов в своей работе с дошкольниками.

            Петербургские поэты и композиторы - М. В. Сидорова и М. Д. Быстрова в своих стихах и песнях очень хорошо осветили животрепещущую и важную тему для наших жителей - "Петербург в годы войны". Каждый год, в январе месяце, я провожу тематические занятия со старшими дошкольниками по теме " Петербург в блокаду". Мы исполняем с детьми песни на эту тему: "Мой Петербург боевой" слова и музыка М. В. Сидоровой, "Город наш любимый" слова и музыка М. Д. Быстровой. Слушаем военные песни прошлых лет: "Священная война" слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова; "Любимый город" слова Е. Долматовского, музыка Н. Богословского, "Нам нужна одна победа" музыка и слова Б. Окуджавы и другие. Нужно видеть, как дети слушают эти песни, какие чувства и эмоции написаны на их личиках! Вместе с ними еле сдерживаю слёзы, слушая военные песни. Дети всё очень хорошо понимают и чувствуют, они искренни в этом возрасте, за это я их люблю и уважаю. Часто они просят дать им послушать патриотические песни на музыкальных занятиях, спрашивают их названия, некоторые сами, иногда с помощью родителей находят в интернете. В такие моменты  я чувствую, что работа моя имеет какое-то значение в жизни моей страны.

            В мае месяце я провожу цикл занятий, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной войне: "Песни грозовых лет", "Лирические песни фронтовых дней", "Прощальные песни", "Долгая дорога войны", "Песенные памятники". В круглые даты мы проводим праздник "Светлый День Победы". Приглашаем на тематические  занятия и праздники ветеранов войны и тех, кто ковал победу на трудовом фронте, дети их поздравляют и дарят цветы.

            Ветеранов войны мы приглашаем и  на праздник "День защитника Отечества". К большому сожалению всё меньше и меньше становится свидетелей этих  трудных лет для нашей страны. Поэтому хочется успеть познакомить ребят с живыми героями Отечественной  войны. Напутственные слова старшего поколения дети запоминают на всю жизнь. Им тоже хочется быть похожими на них, стать такими же  смелыми, благородными.

            На праздниках и досугах, посвящённых 23 февраля, мы знакомим дошкольников  с защитниками нашей страны с глубокой древности и до наших дней: с русскими богатырями, с русским князем и выдающимся полководцем Александром Невским, с  Петром Первым, как великим военачальником, с российскими полководцами А. В. Суворовым и М.И. Кутузовым. Наши дети с большим удовольствием исполняют песни о российской армии, любят исполнять танец военных моряков "Яблочко", а также "Танец Богатырей".         

            Нашим детям и нам взрослым есть, с кого брать пример. Нам всем есть, кем гордиться!                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников

    Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...

    Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"

    Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...

    "Нравственно - патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников в музыкальной деятельности через знакомство с историей и культурой страны."

    Данная статья раскрывает опыт работы по одному из важных направлений музыкально - образовательной работы с дошкольниками...

    Экологическое воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях.

    Экологическое воспитание старших дошкольников на музыкальных занятиях. Дети очень восприимчивы к музыке. Музыкальная деятельность позволяет формировать экологическую воспитанность, поскольку музы...

    Нравственно-патриотическое и культурное воспитание дошкольников

    Нравственное, патриотическое и культурное воспитание подрастающего поколения в современных условиях - это три важнейших направления в воспитательной работе российских педагогов. Сейчас этому вопросу у...

    Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность

    Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность...