Развитие навыков сотрудничества в игре с правилами в старшем дошкольном возрасте.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Викульева Елена Васильевна

В условиях введения ФГОС в системе дошкольного образования предъявляются новые требования к социальному развитию дошкольников. Как показывают исследования Е.С.Антоновой, только у 39,9% старших дошкольников сформированы навыки взаимодействия.  В связи с этим особую значимость приобретает проблема развития навыков сотрудничества у детей 6-7 лет.

Исследования свидетельствуют, что дошкольный возраст является благоприятным для развития навыков сотрудничества у детей (Т.К. Солодухина, А.А. Толмачева, П.В. Валиева, И.В. Собянина, М.И. Кириллова).

Наряду с этим в дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется потребность в сотрудничестве. Взаимодействие осуществляется на фоне совместной игровой деятельности детей. Игра является хорошим средством в удовлетворении потребности во взаимодействии. Проблеме организации игр детей дошкольного возраста посвящено много работ отечественных и зарубежных исследователей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, Т.В. Антонова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, Ж. Пиаже, К. Гарвей). Особую роль в этом процессе занимают игры с правилами. Данные игры, согласно Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконину, служат для старших дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми. Сохраняя свою непринужденность, игры с правилами имеют целенаправленность и результативность. Стройная архитектоника новых игр создает жесткую необходимость договориться, спланировать дела, выявляет способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложнившихся обстоятельствах. Во всех этих случаях сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер.

У детей дошкольного возраста имеется высокая потребность во взаимодействии, но наряду с этим отмечается недостаточный уровень овладения способами и средствами сотрудничества. Поэтому между детьми в игре часто происходят конфликты.         

Исходя из установленного противоречия, возникла необходимость развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста посредством решения следующих задач:

1. Обеспечить мотивацию дошкольников к достижению общей цели.

2. Развивать умение договариваться между собой конструктивным способом.

3. Создать условия для согласованности действий детей, сплоченности группы.

 В нашей работе мы исходили из определения «сотрудничества», которое дали Ш.А. Амонашвили, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. Они утверждают, что сотрудничество - это процесс межсубъектного взаимодействия, целью которого является согласование взаимных усилий субъектов в процессе налаживания отношений и достижение общего результата.  

При разработке технологии учитывали следующие компоненты сотрудничества:

- принятие партнера по взаимодействию, понимание его желаний и потребностей

- целенаправленность (стремление к общей цели)

- мотивированность (активное заинтересованное отношение к деятельности)

- целостность (взаимосвязанность участников)

-структурированность (четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности)

-согласованность (согласование действий участников, низкий уровень конфликтности)

-организованность (планомерность, способность к управлению и самоуправлению)

- результативность (способность достигать результатов)

Навыки сотрудничества у старших дошкольников мы развивали в игре с правилами. Правило в игре выполняет множество функций:

- правила указывают на наличие партнера в игре (принятие партнера по взаимодействию),

- правила способствуют объединению для совместной деятельности (целостность),

- правила определяют права и обязанности каждого (структурированность, целостность),

- правила игры ставят всех в равные условия (согласованность, структурированность),

-  правила узаконивают справедливые отношения между партнерами (принятие партнера),

- правила создают необходимость управлять своим поведением (организованность),

- правила предполагают завершение игры каким-то результатом (результативность).

Каждый компонент сотрудничества соотнесли с различными функциями, которые несет в себе правило.

Итак, в играх с правилами остаются несформированными два компонента сотрудничества - мотивированность, целенаправленность. Поэтому, неслучайно ваш выбор остановлен на играх с правилами и выигрышем.  Ключевыми понятиями нашего исследования стали: «игра» (как средство), «правило» (как условие), «желание победить» (как мотив, объединяющий деятельность команды) В процессе игры осуществляется взаимодействие детей, введение правила позволяет регулировать взаимоотношения между ними, а   соревновательный момент объединяет детей в команду  для достижения  общей цели.

В качестве моделей сотрудничества мы использовали следующие:

- диады – работа в парах, двое выполняют одно задание;

- триады – работа в тройках, трое выполняют одно задание;

- хоровод – дети по кругу выполняют задание;

- карусель –  взаимодействие осуществляется парой, образованной детьми внешнего и внутреннего круга (концентрические круги);

- аквариум -  взаимопроверка двух команд, одна работает, другая – проверяет.

Наша технология по развитию навыков сотрудничества предполагает три этапа  работы:

Первый этап – игры без соревновательного момента, игры - взаимодействия.

Второй этап -  в игру вводится правило и выигрыш.

Третий этап – в игре происходит конфликт правил.

Первый этап – это организация и проведение игр без соревновательного момента. Дети отрабатывают навыки принятия и взаимопонимания, согласованности в процессе простого взаимодействия.

Например, в игре «Только вместе» паре детей нужно одновременно присесть и встать; в игре «Говорящие очки» каждый по кругу говорит позитивных сторонах партнера.  

На этом этапе взаимодействие осуществляется в таких моделях взаимодействия как хоровод, карусель.

Для игр с детьми нами использовались следующие: «Только вместе», «Говорящие очки», «Концентрические круги», «Пройди через кольцо», «Волшебный обруч», «Ловец», «Путаница», «Психологическая лепка», «Мостик дружбы», «Что дальше?», «Дракон-самоед», «Упрямая сороконожка».                                                                                                  

На втором этапе в игру вводится правило и выигрыш. В связи с введением правила и выигрыша создаются условия для формирования мотивированности, целенаправленности, целостности, структурированности, согласованности, результативности.

В качестве моделей сотрудничества применялось  взаимодействие между  диадами, триадами, микрогруппами, внутри команды за выполнение или невыполнение задания. Примерами игр этого этапа могут быть такие: «Сборщики», «Черепаха», «Небоскреб», «Трио», «Головомяч», «Пчелы и змеи», «Командный узел», «На лыжню!», «Хранители огня», «Хвост ослика Иа», «Переправа».

Третий этап можно обозначить как конфликт правил.  На этом этапе взрослый предлагает одной группе детей поиграть в известную игру по одним правилам, а другой – по другим. А затем объединяет обе группы дошкольников для совместного взаимодействия.  Дети обнаруживают, что игровая деятельность не складывается. Поэтому начинают предлагать свои правила, выбирают какое-то одно, устраивающее всех. Соответственно функция взрослого, как организатора игры, утрачивается, и дети начинают играть самостоятельно. Следовательно, на этом этапе формируется организованность и субъект-субъектные отношения.

Например, в игре «Сборщики» для одной команды правилом игры является сбор по одному предмету, для другой – по два.  Или в одной команде – три человека, а в другой – два.

Эффективность нашей технологии подтверждена посредством диагностической методики Г.А. Цукермана «Рукавички», целью которой было изучение действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Оценивание уровня развития навыков сотрудничества происходило по следующим критериям:

- продуктивность совместной деятельности,

- умение детей договариваться, приходить к общему решению,

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности,

- взаимопомощь по ходу рисования,

- эмоциональное отношение к совместной деятельности.

В 2014 году была проведена предварительная диагностика детей 6-7 лет, в ходе которой у 28% старших дошкольников выявлен низкий уровень сотрудничества. Они не умеют договариваться, приходить к общему решению, нейтрально или негативно относятся к партнеру.

По окончании реализации технологии развития навыков сотрудничества в 2017 году проведена заключительная диагностика. Ее целью было выявление качественных и количественных изменений в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников.  Значительная часть детей умеет решать проблемные ситуации на уровне сотрудничества (44%). Чуть меньше дошкольников (39%) выполняют задание в процессе сотрудничества частично. Выявлена группа детей, не умеющих договариваться, их 17%.

Итак, дети старшего дошкольного возраста в процессе организации игр с правилами овладели умением договариваться, приходить к единому решению, добиваться поставленной цели совместными усилиями.

Литература.

1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества.: Книга для учителя. Киев: "Освита", 1991.

2. Маврина И.В. Сотрудничество дошкольников на развивающих занятиях // Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. -М., 2001.

3. Маралов В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. доктора психол. наук. Череповец, 1994.

4. Римашевская К.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии. автореферат педагогических наук.- СПБ., 2002

5. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. — М., 2000

6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Перевод с нем.: В 4-х томах. Т.1. М.: Генезис, 1998.

7. Цукерман Г.А. Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. – Томск., 1996.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков сотрудничества в игре с правилами в старшем дошкольном возрасте.

                                           

В условиях введения ФГОС в системе дошкольного образования предъявляются новые требования к социальному развитию дошкольников. Как показывают исследования Е.С.Антоновой, только у 39,9% старших дошкольников сформированы навыки взаимодействия.  В связи с этим особую значимость приобретает проблема развития навыков сотрудничества у детей 6-7 лет.

Исследования свидетельствуют, что дошкольный возраст является благоприятным для развития навыков сотрудничества у детей (Т.К. Солодухина, А.А. Толмачева, П.В. Валиева, И.В. Собянина, М.И. Кириллова).

Наряду с этим в дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется потребность в сотрудничестве. Взаимодействие осуществляется на фоне совместной игровой деятельности детей. Игра является хорошим средством в удовлетворении потребности во взаимодействии. Проблеме организации игр детей дошкольного возраста посвящено много работ отечественных и зарубежных исследователей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, Т.В. Антонова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, С.Л. Новоселова, Ж. Пиаже, К. Гарвей). Особую роль в этом процессе занимают игры с правилами. Данные игры, согласно Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконину, служат для старших дошкольников упражнениями в отношениях с другими людьми. Сохраняя свою непринужденность, игры с правилами имеют целенаправленность и результативность. Стройная архитектоника новых игр создает жесткую необходимость договориться, спланировать дела, выявляет способность ребенка к деловому сотрудничеству в усложнившихся обстоятельствах. Во всех этих случаях сотрудничество, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер.

У детей дошкольного возраста имеется высокая потребность во взаимодействии, но наряду с этим отмечается недостаточный уровень овладения способами и средствами сотрудничества. Поэтому между детьми в игре часто происходят конфликты.        

Исходя из установленного противоречия, возникла необходимость развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста посредством решения следующих задач:

  1. Обеспечить мотивацию дошкольников к достижению общей цели.
  2. Развивать умение договариваться между собой конструктивным способом.
  3. Создать условия для согласованности действий детей, сплоченности группы.

 В нашей работе мы исходили из определения «сотрудничества», которое дали Ш.А. Амонашвили, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. Они утверждают, что сотрудничество - это процесс межсубъектного взаимодействия, целью которого является согласование взаимных усилий субъектов в процессе налаживания отношений и достижение общего результата.  

При разработке технологии учитывали следующие компоненты сотрудничества:

- принятие партнера по взаимодействию, понимание его желаний и потребностей

- целенаправленность (стремление к общей цели)

- мотивированность (активное заинтересованное отношение к деятельности)

- целостность (взаимосвязанность участников)

-структурированность (четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности)

-согласованность (согласование действий участников, низкий уровень конфликтности)

-организованность (планомерность, способность к управлению и самоуправлению)

- результативность (способность достигать результатов)

Навыки сотрудничества у старших дошкольников мы развивали в игре с правилами. Правило в игре выполняет множество функций:

- правила указывают на наличие партнера в игре (принятие партнера по взаимодействию),

- правила способствуют объединению для совместной деятельности (целостность),

- правила определяют права и обязанности каждого (структурированность, целостность),

- правила игры ставят всех в равные условия (согласованность, структурированность),

-  правила узаконивают справедливые отношения между партнерами (принятие партнера),

- правила создают необходимость управлять своим поведением (организованность),

- правила предполагают завершение игры каким-то результатом (результативность).

Каждый компонент сотрудничества соотнесли с различными функциями, которые несет в себе правило.

Итак, в играх с правилами остаются несформированными два компонента сотрудничества - мотивированность, целенаправленность. Поэтому, неслучайно ваш выбор остановлен на играх с правилами и выигрышем.  Ключевыми понятиями нашего исследования стали: «игра» (как средство), «правило» (как условие), «желание победить» (как мотив, объединяющий деятельность команды) В процессе игры осуществляется взаимодействие детей, введение правила позволяет регулировать взаимоотношения между ними, а   соревновательный момент объединяет детей в команду  для достижения  общей цели.

В качестве моделей сотрудничества мы использовали следующие:

- диады – работа в парах, двое выполняют одно задание;

- триады – работа в тройках, трое выполняют одно задание;

- хоровод – дети по кругу выполняют задание;

- карусель –  взаимодействие осуществляется парой, образованной детьми внешнего и внутреннего круга (концентрические круги);

- аквариум -  взаимопроверка двух команд, одна работает, другая – проверяет.

Наша технология по развитию навыков сотрудничества предполагает три этапа  работы:

Первый этап – игры без соревновательного момента, игры - взаимодействия.

Второй этап -  в игру вводится правило и выигрыш.

Третий этап – в игре происходит конфликт правил.

Первый этап – это организация и проведение игр без соревновательного момента. Дети отрабатывают навыки принятия и взаимопонимания, согласованности в процессе простого взаимодействия.

Например, в игре «Только вместе» паре детей нужно одновременно присесть и встать; в игре «Говорящие очки» каждый по кругу говорит позитивных сторонах партнера.  

На этом этапе взаимодействие осуществляется в таких моделях взаимодействия как хоровод, карусель.

Для игр с детьми нами использовались следующие: «Только вместе», «Говорящие очки», «Концентрические круги», «Пройди через кольцо», «Волшебный обруч», «Ловец», «Путаница», «Психологическая лепка», «Мостик дружбы», «Что дальше?», «Дракон-самоед», «Упрямая сороконожка».                                                                                                  

На втором этапе в игру вводится правило и выигрыш. В связи с введением правила и выигрыша создаются условия для формирования мотивированности, целенаправленности, целостности, структурированности, согласованности, результативности.

В качестве моделей сотрудничества применялось  взаимодействие между  диадами, триадами, микрогруппами, внутри команды за выполнение или невыполнение задания. Примерами игр этого этапа могут быть такие: «Сборщики», «Черепаха», «Небоскреб», «Трио», «Головомяч», «Пчелы и змеи», «Командный узел», «На лыжню!», «Хранители огня», «Хвост ослика Иа», «Переправа».

Третий этап можно обозначить как конфликт правил.  На этом этапе взрослый предлагает одной группе детей поиграть в известную игру по одним правилам, а другой – по другим. А затем объединяет обе группы дошкольников для совместного взаимодействия.  Дети обнаруживают, что игровая деятельность не складывается. Поэтому начинают предлагать свои правила, выбирают какое-то одно, устраивающее всех. Соответственно функция взрослого, как организатора игры, утрачивается, и дети начинают играть самостоятельно. Следовательно, на этом этапе формируется организованность и субъект-субъектные отношения.

Например, в игре «Сборщики» для одной команды правилом игры является сбор по одному предмету, для другой – по два.  Или в одной команде – три человека, а в другой – два.

Эффективность нашей технологии подтверждена посредством диагностической методики Г.А. Цукермана «Рукавички», целью которой было изучение действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Оценивание уровня развития навыков сотрудничества происходило по следующим критериям:

- продуктивность совместной деятельности,

- умение детей договариваться, приходить к общему решению,

- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности,

- взаимопомощь по ходу рисования,

- эмоциональное отношение к совместной деятельности.

В 2014 году была проведена предварительная диагностика детей 6-7 лет, в ходе которой у 28% старших дошкольников выявлен низкий уровень сотрудничества. Они не умеют договариваться, приходить к общему решению, нейтрально или негативно относятся к партнеру.

По окончании реализации технологии развития навыков сотрудничества в 2017 году проведена заключительная диагностика. Ее целью было выявление качественных и количественных изменений в развитии навыков сотрудничества у старших дошкольников.  Значительная часть детей умеет решать проблемные ситуации на уровне сотрудничества (44%). Чуть меньше дошкольников (39%) выполняют задание в процессе сотрудничества частично. Выявлена группа детей, не умеющих договариваться, их 17%.

Итак, дети старшего дошкольного возраста в процессе организации игр с правилами овладели умением договариваться, приходить к единому решению, добиваться поставленной цели совместными усилиями.

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества.: Книга для учителя. Киев: "Освита", 1991.
  2. Маврина И.В. Сотрудничество дошкольников на развивающих занятиях // Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / Под ред. О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. -М., 2001.
  3. Маралов В.Г. Психологические основы формирования активности личности детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. доктора психол. наук. Череповец, 1994.
  4. Римашевская К.С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии. автореферат педагогических наук.- СПБ., 2002
  5. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. — М., 2000
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?: Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Перевод с нем.: В 4-х томах. Т.1. М.: Генезис, 1998.
  7. Цукерман Г.А. Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. – Томск., 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...

Образовательный проект «Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через систему развивающих игр»

Развитие звукового анализа и синтеза и фонематической системы в целом — актуальная проблема в современных условиях. На важность и необходимость своевременного формирования фонематического слуха ...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устоячивом фонетическом восприятии. Чтобы развить это  восприятие,  предлагаем родителям поиграть с ребенком....

Развитие навыка звукобуквенного анализа в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста

В детском саду обучение детей грамоте происходит поэтапно: сначала детей знакомят со звуками родного языка, а затем с буквами. Звукобуквенный анализ, являясь фундаментом усвоения детьми грамоты, спосо...