Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Воспитание дошкольников добрыми, образованными, порядочными людьми, умеющими понимать состояние другого человека, осознанно относиться к природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание нравственности у детей

старшего дошкольного возраста

Цель: воспитание дошкольников добрыми, образованными, порядочными людьми, умеющими понимать состояние другого человека, осознанно относиться к природе.

Задачи:

- формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно – эмоциональные реакции;

- активизировать интеллектуально – познавательную деятельность;

- воспитывать у детей желание познавать себя, совершенствуя свой внутренний мир.

Беседа «Земля — наш дом»

Взрослый рассказывает детям об экологическом состоянии Земли: «Планета Земля — громадный шар, большая часть которого покрыта водой — океанами, морями, озерами и т.д. Кроме воды, есть материки — твердая земля, суша. На нашей планете обитает много живых существ: в океанах и морях — рыбы и морские животные; на суше — разнообразные растения, птицы, животные, в том числе люди. Всем им нужны чистые вода, почва, воздух. Но Земля сейчас в большой опасности: многие места сильно загрязнены. Становится все труднее дышать, люди и животные часто болеют. Чтобы спасти планету, надо полюбить природу, знать ее, научиться правильно с ней взаимодействовать. А для этого необходимо быть добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми».

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«До свидания, Солнышко»

Вечером маленькая девочка прощалась с Солнышком. Оно садилось за горизонт.

— До свидания, Солнышко, — сказала девочка.

— До свидания, девочка, — ответило Солнышко. — Ложись спать. Я тоже отдохну. Рано утром я проснусь и ласково встречу тебя. Жди меня вон в том окошке.

Легла девочка спать. Снится ей голубое небо.

Вот и солнышко взошло. Ласковым лучом дотронулось оно до лица девочки. Проснулась девочка и говорит: — Добрый день, Солнышко! Как я рада тебе!

Словарная работа: горизонт — это «линия», где как бы сходятся небо и земля (выйдите с детьми на открытый участок местности и покажите линию горизонта).

Вопросы

• Возможна ли жизнь на Земле без солнца?

• Почему солнышко называют ласковым?

Беседа «Ценность подлинной радости и счастья»

Взрослый разъясняет детям понятие «счастье» (чувство и состояние полного, высшего удовлетворения*); формирует представление о том, что счастье — это мир на Земле, здоровье (собственное и близких людей), благополучие (личное и окружающих), красота окружающего мира. Дети рассказывают, как они понимают счастье.

Пословицы

Счастлив тот, у кого совесть спокойна. Счастье у каждого под мозолями лежит.

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«Утренняя зарница»

Одна за другой гаснут на небе звезды. Синее небо на восходе стало голубым, а потом от горизонта поднялась розовая полоска и разлилась по всему небосклону. В эти минуты все стало розовым — и вода в пруду, и капельки росы на траве. И туман, что разлился в долине, тоже розовый.

Высоко в небо взлетел жаворонок и поет. Его маленькие крылышки уже осветило солнце. И крылышки стали розовыми. Скоро-скоро из-за горизонта всплывает солнце. Жаворонок поет: «Я уже вижу солнце!»

Словарная работа: зарница — блики, розовые полосочки, которые образуются на небе во время восхода и захода солнца.

Вопросы

• Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о восходе солнца?

• Можно ли сказать, что природа дарит нам радость?

• Каким должно быть отношение к природе?

Беседа «Позаботься о себе»

 Взрослый объясняет, что нужно заботиться о себе (позаботиться выполнить то, что следует): 

  • держать тело в чистоте
  • заботиться о своих зубах (необходимость ухода за зубами; правила ухода);
  • правильно питаться (питательные свойства продуктов, режим питания, как неправильное питание влияет на наш организм);
  • отдыхать (что означает отдых; какую роль он играет для нашего здоровья);
  • обращает внимание детей на то, что особенно это необходимо во время болезни (рассказывает о причинах болезней и правилах поведения при заболевании).

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«Карасик в аквариуме»

У Пети дома — маленький аквариум. Там живут золотые рыбки. Петя их кормит.

Однажды пошел Петя к пруду. Поймал в мисочку маленького карасика. Принес домой и пустил в аквариум. Думает, что там карасику будет хорошо. Дает Петя еду рыбкам. Золотые рыбки едят, а карасик не ест. Забился в уголочек на самое дно и сидит там.

— Почему это ты, карасик, не ешь? — спрашивает Петя.

— Выпусти меня в пруд, — просит карасик, — а то я погибну здесь. Выпустил Петя карасика в пруд.

Вопросы

• Как карасик оказался в аквариуме у Пети?

• Почему он грустил?

• Могут ли рыбы (птицы, животные), выросшие на природе, жить в неволе? Почему?

• Кто в природе заботится о диких животных?

Беседа «Люби себя, людей, животных»

Взрослый разъясняет понятие «любить» (значит быть довольным тем, что нравится, что (кто) приходится по вкусу):

  • полюби себя, тогда ты полюбишь и окружающих;
  • люби родных, близких тебе людей; старайся не огорчать их, делай им приятное;
  • люби животных, помогай им, заботься о них.

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«Брошенный котенок»

Маленького серого котенка выгнали из дома. Сидит котенок на дороге, мяучет: хочет домой, к маме. Мимо проходят люди, смотрят на котенка. Одни грустно качают головой, другие смеются. Кто-то жалеет: бедный котенок. Но, жалея, ничем не помогают.

 Наступил вечер. Страшно  стало котёнку. Прижался он к кусту и сидит — дрожит.

Возвращалась из детского сада маленькая девочка Наталочка. Слышит: мяучет котенок. Она не сказала ни слова, взяла котенка и понесла домой. Прижался котенок к девочке. Замурлыкал. Рад-радешенек.

Вопросы и задания

• Чем объяснить беспокойное поведение котенка?

• Что вас огорчило в рассказе? Что можно сказать о девочке Наталочке?

• Как котенок выразил радость?

• Представьте себя в подобной ситуации.

Беседа «Будь умерен»

Взрослый разъясняет понятие «умеренный» (средний между крайностями, не большой и не малый, не сильный и не слабый); 

  • рассказывает, почему необходима умеренность в жизни людей (в занятиях, отдыхе, еде и других видах деятельности);
  • объясняет, что неумеренность (в любых ее проявлениях) приводит к формированию пагубных привычек, как результат обратного;
  • знакомит с некоторыми условиями формирования этого нравственного качества.

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«Ленивая подушка»

Маленькой Иринке надо рано-рано вставать, в детский сад идти — а не хочется, ой как не хочется!

Вечером спрашивает Иринка у дедушки:

— Дедушка, почему утром подниматься не хочется? Научи меня, дедушка, спать так, чтобы хотелось вставать и в детский сад идти...

— Это подушка у тебя ленивая, — ответил дедушка.

— А что же ей сделать, чтобы ленивой не была?

— Знаю я секрет, — шепотом сказал дедушка. — Вот как раз тогда, когда вставать не хочется, возьми подушку, вынеси ее на свежий воздух и хорошенько выбей ее кулачками — она и не будет ленивой.

— В самом деле? - обрадовалась Иринка. — Я так и сделаю завтра. Еще ни свет ни заря, а в детский сад надо собираться. Не хочется

вставать Иринке, но надо же наконец проучить подушку, лень из нее выбить.

Вскочила Иринка быстренько, оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на лавку — и кулачками ее, кулачками. Возвратилась в дом, положила подушку на кровать и улыбается, а дедушка в усы посмеивается.

Словарная работа: ленивый — любящий безделье, не желающий трудиться.

Вопросы

• Что мешало девочке рано вставать?

• Что помогло Иринке справится с ленью?

• почему дедушка «в усы посмеивался», когда принка «выоиьала лень» из подушки?

Беседа  «Уважай родителей, старших, окружающих»

Взрослый  разъясняет, что значит слово «уважение» (почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств);

  • поясняет, почему следует уважать родителей, старших;
  • приводит примеры, как и в чем это должно проявляться;
  • уточняет, кто и за что заслуживает уважения (родители за заботу о своих детях; старшие за мудрость и т.д.);
  • рассказывает, в чем проявляется уважение к окружающим. Потом вместе с детьми рассматривает на примерах общепринятые нормы поведения.

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«На бабушкиной кровати»

Самым большим другом у маленькой Светланки была бабушка. Никто не умел так понимать и жалеть девочку, как бабушка. Мама и папа любили Светланку, но иногда не разрешали ей то, что очень уж хотелось.

Бывало, иногда сделает Светланка что-то не так, а мама не сердится, грустит. Девочке больно смотреть, как грустит мама, и она тогда идет на кровать к бабушке. Прижмется к бабушкиной щеке, погладит бабушка внучку свою по головке, и так становится тепло и спокойно на сердце, что хочется подойти к маме и сказать ей: «Мама, я никогда не буду так делать...».

А теперь нет бабушки у Светланки. Умерла бабушка. Осталась только кровать бабушкина с синим одеялом и белоснежной подушкой. Мама сказала: «Пусть стоит бабушкина кровать всегда».

Пошла однажды Светланка в сад, нарвала зеленых яблок и ест. Увидела мама — ничего не сказала, только покачала головой и загрустила. Захотелось Светланке, чтобы кто-то пожалел ее. Легла она на бабушкину кровать, прижалась лицом к подушке.

Легче стало на душе у Светланки: «Мамочка, никогда больше не буду делать так, чтобы ты грустила».

Вопросы

• Почему в рассказе мама Светланки иногда грустила?

• Можно ли сказать, что бабушка была лучшим другом Светланке? Почему?

• Поняла ли дочка, что маму надо уважать? Почему вы так решили?

Беседа «Подавай хороший пример»

Взрослый  объясняет, что значит «подавать хороший пример» (пример действие, которому подражают, а также действие как образец чего-нибудь):

  • вместе с детьми обсуждает, кому следует подражать, а кому не стоит;
  • задает детям вопросы: кто из окружающих вам нравится больше всех и почему?

          расскажи о своем друге; чему хорошему ты у него научился, а он у тебя;

  • уточняет, что один человек способен повлиять на многих людей; результат этого воздействия может быть хорошим или плохим.

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«Утраченный день» (в сокращении)

Мама уходила на работу до восхода солнца. Она разбудила семилетнего Петю и сказала:

— Сынок, у тебя выходной день. Вот тебе работа на сегодня: посади возле дома дерево и прочитай книгу о Далеких Синих Горах.

Мама показала, где выкопать дерево и как его посадить, положила на стол книгу о Далеких Синих Горах и пошла на работу. Петя подумал: «Посплю еще немного...» — лег и сразу же уснул. Проснулся Петя — ой, беда! Солнце уже высоко в небе. Хотел сразу же за работу взяться, но подумал: «Успею еще». Пошел в сад, плоды ел, потом за бабочкой с полчаса гонялся, потом долго под грушей сидел, отдыхал.

Пришла мама вечером, говорит:

— Показывай, что ты сделал, сынок.

Л Петя ничего не сделал. Стыдно ему матери в глаза смотреть.

— Знай, сын, что теперь на Земле будет меньше на одно дерево, а среди людей — меньше на одного человека, знающего, что такое Далекие Синие Горы. Ты утерял большое богатство — знания. Теперь сколько ни трудись — все равно не узнаешь всего, что узнал бы, если бы не этот потерянный день. Идем, покажу тебе, что сделали люди за тот день, который ты потерял.

Л люди сделали многое: тракторист вспахал поле, комбайнер скосил и смолотил пшеницу, каменщики выложили стену из кирпича, пекари испекли много хлебов.

— Видишь, сынок, сколько люди успели сделать за один день, а M.I бездельничал.

И наконец, зашли они в дом, на дверях которого Петя прочитал -Библиотека». Библиотекарь показал большую полку, на которой стяло много книг.

— Эти книги люди прочитали сегодня. Их принесли недавно.

И  столько же взяли новых книг, — объяснил он.

«А я бездельничал...» — подумал Петя. Ему было стыдно даже подумать об этом, и он склонил голову. Теперь он понял, что такое утраченный день.

Словарная работа: бездельничать — ничего не делать, пребывать и безделье, праздности.

Вопросы

• Почему Пете было стыдно матери в глаза смотреть?

• Как вы думаете, что помешало мальчику выполнить работу?

• Что должен сделать Петя, чтобы стать примером для других?

Беседа  «Не делай другому плохо»

Взрослый  рассказывает о человеке, его сути, назначении (человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда);

  • перечисляет, какими качествами должен обладать порядочный

           человек (честность, трудолюбие, умеренность, уважение и т.д.);

  • задает детям вопросы: может ли хорошо воспитанный, добрый человек совершить плохой поступок, сделать другому больно? Такие качества, как злость, грубость, ненависть, драчливость, присущи каким людям? Чаще плохие поступки совершают люди с какими качествами? Вы хотели бы жить рядом с таким человеком? Что необходимо сделать, чтобы таких (злых) людей становилось все меньше и меньше?

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«Камень на меже»

Жили два человека. У каждого из них было свое поле. Они пахали землю, сеяли хлеб. Трудились на своем поле с утра до ночи.

И вот откуда-то взялся Камень. Не очень большой, но и не маленький — с собачью голову. Пахавший ниву человек увидел Камень на своем поле. Выбросил на поле соседа. Сосед косил хлеб, обнаружил Камень и думает: «Откуда взялся? Выброшу его на поле соседа». И выбросил.

Так перебрасывали они Камень с поля на поле много лет.

Но потом им пришло в голову: положили Камень на меже — и стали непримиримыми врагами. Воровали друг у друга снопы среди ночи, ненавидели друг друга.

Умер один человек, потом его сосед. Умерли врагами. Хозяевами стали их дети. Они пришли на межу и решили: уберем Камень, выбросим его в омут. Так и сделали. Распахнули межу. Вместо двух полей стало одно большое поле. Трудятся на нем дети двух враждовавших хозяев. Трудятся и дружат. А Камень лежит в омуте.

Словарная работа: нива — засеянное поле; межа — граница земельных участков; сноп — связка срезанных стеблей с колосьями; омут — глубокая яма на дне озера, реки.

Вопросы:

• Почему соседи стали врагами? (Не могли договориться, уступить друг другу, по глупости.)

• Что можно сказать о детях старых хозяев?

• Как следует поступать по отношению друг к другу? (Уважительно, не делать больно, плохо.)

Беседа «Стремись жить правдиво»

Взрослый объясняет понятия «правда», «точность», «точный» (правда — то, что соответствует действительности, истина; точность — полное соответствие с действительностью, образцом; точный — совершенно верный);

  • вместе с детьми приводит примеры того, что такое:

а) точно,

б) не очень точно,

в) неточно;

  • подводит к пониманию того, что неточная информация может повлиять на жизнь других людей;
  • обсуждает с детьми, что такое ложь (ложь всегда приносит вред; человек, говорящий неправду, — лгун; ложь — намеренное искажение истины, неправда, обман).

Пословицы

Правда и в огне не горит, и в воде не тонет.

Правда дороже золота.

Правдой мир держится.

Ложь света боится.

Ложь человека не красит.

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«Волчьи зубы»

Жил-был на свете Волк. Злой-презлой. В пасти у него — страшные зубы, как ножи. Схватит зубами овцу и сразу же разорвет. Все боялись Волка. А когда Волк был сыт, Баран, проходя мимо него, низко кланялся. Ему хотелось чем-нибудь задобрить Волка. Он говорил:

— Волк-Волчище, какой ты сильный и мудрый! Я обожаю тебя. Несколько раз Баран пригонял Волку маленьких ягнят на ужин. Но вот Волк постарел. У него выпали все зубы, и не мог он съесть

даже цыпленка. Стал Волк охотиться на лягушек.

Заметил Баран, что Волк теперь не страшен, пришел к нему однажды и насмехается:

— Волк-Волчище, теперь я тебя не боюсь. Я ненавижу тебя. Жалкая ты развалина.

Изумленный Волк ответил:

— Значит, ты хвалил не меня, а мои зубы?

Вопросы

• Каким показан Волк? (Злым и страшным, слабым и жалким.)

• Как вел себя Баран? (Вначале льстил, угождал, боялся, затем осмелел.)

• Можно ли сказать, что Баран смелый? Почему?

Беседа «Не нарушай общепринятых правил»

 Взрослый объясняет, что такое общепринятые правила, поступки; приводит примеры (правило постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-либо: образа мыслей, нормы поведения, привычек);  к чему приводит их несоблюдение.

Затем вместе с детьми обсуждает, как нужно вести себя:

а)  в детском саду,

б)  дома,

в)  на улице,

г)  в общественных местах.

Дидактическая игра «Что можно, что нельзя»

Взрослый называет какое-либо действие, поступок; дети говорят, можно это делать или нельзя, и объясняют почему.

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«Яблонька оживает»

Семилетний Миша бегал по участку детского сада и сломал маленькую яблоньку.

— Миша яблоньку, Миша яблоньку сломал! — закричали дети, подбежали к воспитательнице и рассказали ей, как все было.

— Почему же ты не смотришь, куда бежишь? — с укором спросила воспитательница. — Что же теперь делать? Яблонька умерла. Пусть стоит сломанный ствол.

Миша стал молчаливый и задумчивый. Он приходил раньше всех в детский сад и смотрел на зеленый рядочек яблонь. Сломанная яблонька стояла сухая, покалеченная. Мише было тяжело смотреть на нее.

Однажды воспитательница повела детей на прогулку.

— Дети, — сказала она, — давайте посчитаем, сколько в нашем молодом саду яблонек, груш, вишен.

Миша пошел вдоль ряда яблонек. Он хорошо знал, что живых яблонек тринадцать и одна мертвая. Ему больно было смотреть на сухой ствол. Он подошел к погибшей яблоньке и от удивления чуть не вскрикнул: от засохшего ствола отрастала веточка.

— Яблонька оживает! — сказал он взволнованно воспитательнице. Воспитательница подошла к сухому дереву.

— Да, яблонька оживает, — обрадовалась она. — Это будет твоя яблонька. Хорошо, Миша?

Хорошо! — воскликнул Миша, и глаза его сияли. Он побежал за лейкой.

— Куда же ты побежал, Миша? — спросила воспитательница.

— Полью свою яблоньку.

Вопросы:

• Что случилось с яблонькой, которая стояла сухой и покалеченной?

• Как чувствовал себя Миша?

• Почему яблонька ожила?

Беседа «Не причиняй вреда другому»

Взрослый объясняет, какие качества присущи доброму человеку, а какие — злому, просит детей перечислить их (добро все положительное, хорошее, полезное; зло — нечто дурное, вредное, противоположное добру); прашивает, на какие поступки способен добрый человек по отношению к близким людям, окружающим, животным;

вместе с детьми приводит примеры; задает вопросы:

  • способен ли на такие поступки злой человек?
  • что мы понимаем под словом «вред» (поясняет и уточняет: вред — ущерб, порча). Как называется человек, приносящий вред?
  • как поведение людей, приносящих вред, влияет на всех нас?
  • в окружении каких людей вы хотели бы жить?

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«Рогатка и воробьиное гнездо»

 Семилетний Юра пришел в детский сад с рогаткой. На прогулке ни сел под кустом и стал наблюдать за воробьями, которые весело чирикали, перелетая с ветки на ветку.

Вдруг все воробьи поднялись и куда-то улетели. Остался только I один, он чирикал тихо и ласково. Потом стал клювиком чистить | перышки. Юра прицелился и пустил в воробья камешек из рогатки. Мальчик попал в головку. На листья брызнула кровь, а воробьиное | тело упало на куст.

Юре стало страшно. «Неужели это я сделал?» — подумал он. Вдруг | он почувствовал, как кто-то положил ему на плечо руку. Юра оглянулся: это была Ольга Ивановна, воспитательница. Все дети осуждающе смотрели на Юру.

Ольга Ивановна раздвинула ветки, и мальчик увидел в кустах | сирени воробьиное гнездо. Из гнезда выглядывали пять птенчиков. Голые, беспомощные, они жалобно пищали, протягивая клювики.

— Теперь они остались без мамы, — тихо сказала воспитательница. Юра стал бледный и молчаливый.

— Ну, что же, иди играй, — вздохнув, сказала Ольга Ивановна. — А завтра придем, посмотрим на птенцов. Помочь им никто не сможет...

Ночью Юра почти не спал. Ему мерещились птенцы, которые жалобно протягивали клювики, ожидая маму.

На следующий день Ольга Ивановна подошла к Юре и спросила:

— Ну что, пойдем еще раз посмотрим на птенцов? Юра заплакал.

Вопросы

• Чему учит рассказ «Рогатка и воробьиное гнездо? (Никогда не причинять вреда другому.) Понял ли это Юра?

Беседа «Береги и улучшай окружающую  среду»

Взрослый объясняет, что такое окружающая среда (мир); перечисляет ее компоненты: растения, животные, воздух, вода, почва и т.д.;! показывает их взаимосвязь (окружающая среда — это мир,\ находящийся вокруг кого-нибудь, чего-нибудь);

  • уточняет (на примерах), как нужно относиться к окружающему нас миру; показывает зависимость человека от него;
  • говорит о том, что человек является частью окружающей среды, поэтому:

а) он должен хорошо выглядеть,

б) держать в чистоте и порядке свое жилье и рабочее место,

в) заботиться о сохранении нашей планеты.

Чтение рассказа В. Сухомлинского

«Даже цветы покраснели от стыда»

 Мама шла рано утром на работу. Наказывала дочке:

- Я буду целый день в поле. А ты убери в своей комнате, постирай носовые платочки и полей цветы.

Дочка убрала в комнате, постирала платочки, но цветы не полила.  Несколько раз проходила она днем мимо белых хризантем, думала: надо же полить цветы. Но как только она это вспоминала, то слышала, будто чей-то голос говорил ей: «Ничего с ними не случится, если не полить». Это был голос лжи — крохотного, тщедушного, неизвестно откуда взявшегося и поселившегося в темном уголке души маленькой девочки.

Вечером мама пришла с поля. Видит — комната убрана, платочки и высушены. Спрашивает мама:

— А цветы полила?

— Полила, — тихо ответила девочка и опустила глаза. Маленькое, тщедушное существо, поселившееся в темном уголке детской души, запрыгало от радости.

— Полила, — еще раз тихо-тихо повторила девочка и взглянула на хризантемы. Взглянула и изумилась: на белых цветах лежал пурпурный оттенок. Они покраснели от стыда.

— Мама, прости меня, — попросила девочка. — Я обманула тебя. Я не полила цветы. Никогда больше не буду обманывать. Пурпурный оттенок цветов растаял, они снова стали белыми. А маленькое тщедушное существо, спрятавшееся в темном уголке души девочки, исчезло, и темный уголочек стал светлым. Мама прижала дочку к груди и поцеловала.

В. Сухомлинский

Словарная работа: тщедушный — хилый, слабосильный; пурпурный - ярко-красный; ложь — значение слова вспоминают дети

Вопросы

• За что мама прижала дочку к груди и поцеловала?

• Для чего надо поливать цветы?

Используемая литература: В.Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА(из опыта работы)...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста

консультация  о воспитание нравственности...

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Статья «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок».

Статья ,посвященная воспитанию нравственных качеств старших дошкольников с помощью сказок....

План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....