ПРОЕКТ: «ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»
проект (подготовительная группа) на тему

Марбиева Венера Муксиновна

ПРОЕКТ: «ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ: «ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО КРАЯ»

Воспитатель МАДОУ ЦРР- д/с № 4: Марбиева В.М.

1.Тип проекта

По методу: информационно – исследовательский, практико – ориентированный.

По содержанию: познавательный – «Ребенок, общество и экономико-экологические  отношения».

По числу участников проекта: дети подготовительной группы № 11

( 6-7 лет), педагоги, родители, жители города.

По времени проведения: долгосрочный.

Характер контактов: в рамках ДОУ и города.

2.Актуальность проблемы

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом,  узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов. Нынешние дошкольники живут в двадцать первом веке, где они осваивают новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это требует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться  в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.  Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Охраняемые природные территории Южно-Уральского заповедника и связанные с ними естественные экологические системы и их биологическое разнообразие представляют собой бесценное природное наследие как народов РБ, так и Российской Федерации и всего мира, это незаменимый источник минеральных ресурсов и необходимое условие поддержания благоприятной окружающей среды. Охраняемые природные территории играют огромную роль в поддержании экологической безопасности и стабильности Республики Башкортостан.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о Заповеднике, о  природе родного края, города. Дошкольники узнают о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи, получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги. Поэтому данная проблема была выбрана нами в качестве образовательного проекта.

3.Цели проекта

Способствовать развитию реального экономического  мышления, интереса к экономическим знаниям. Способствовать формированию у детей и их родителей экологического миропонимания, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде, стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города, и в этой связи  способствовать развитию экономики родного края.

4.Задачи проекта

экономические

  • познакомить с элементарными экономическими понятиями;
  • формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем;

​  формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать;

​   развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

  • развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;

​  учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»;

​  учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

  • воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике;  понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей.

экологические

  • формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о природе родного края;
  • развитие познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность;

побуждение  интереса  к созданию благоприятной окружающей среды города.

  •  формирование  понятия экологическое миропонимание в связи с экономикой родного края.

Принципы проекта:

  • Принцип  гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.
  • Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.
  • Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.
  • Принцип индивидуализации- индивидуальный подход к каждому участнику проекта.

Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий: дидактические игры «Потребности  человека, животных, растений», карта путешествий  по городу Межгорье, карта путешествий по Южно-Уральскому заповеднику, аудиозаписи о природе и животном мире, фотоаппарат, мини-макет «Экологическая тропа детского сада», макет «Условия, необходимые людям для жизни на земле», макет горы Ямантау, экологическое дерево края, экологический герб г.Межгорье,

5. Ожидаемый результат:

По экономике

​ Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (как результат труда людей);

​ Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

​ Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

​ Видят красоту человеческого творения;

​ Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;

​ Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

​ Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

По экологии

 - У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).

 - Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой.

- Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в Красную книгу РБ.

- Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех  живых объектов природы, их свойства.

- Сформируется понимание целительной силы природы через ознакомление с лекарственными травами.

- Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила поведения и безопасности в природе.

- Научатся проводить простейшие, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

- К  экологическому   проекту  будут привлечены родители.

-Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка  в его деятельности и творчестве.

6.Практический выход

*Информирование родителей о задачах и содержании экономического и экологического воспитания детей в детском саду и семье;

*участие родителей в работе по экономическому и экологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, экологические экскурсии, акции);

*консультация для родителей, «Экономическое и экологическое воспитание дошкольников», Познакомить родителей со статьей: «Экономическое и экологическое воспитание дошкольников».

*создание обогащённой развивающей среды в группе:

- оформление уголка экономики;

 - оформление уголка природы;

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; создание картотек игр;

*совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?», «Что такое заповедник?, «Какие животные, птицы, насекомые живут в заповеднике»?, «Как решить экологические проблемы родного города?» и т.д.

*проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений, тематических занятий, экологических акции.

7.Проблема:

Если в  систему работы  с детьми  по  экологическому воспитанию включать раннее экономическое развитие , то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром,  природой, формируя у детей экономическое мышление, экологическое миропонимание, умение видеть взаимосвязь и зависимость  экологии и экономики. От того как человек будет бережно относится к природе зависит его благосостояние, здоровье и экономическое развитие.

Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный проект поможет решить задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона, родного края, Южно-Уральского заповедника.

8. Методы проекта

1. Утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, чтение пословиц и поговорок, рассказов и сказок, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические игры, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке: "Ярмарка игрушек", "Аукцион", экскурсии в Банк, магазины, на почту и  др., встречи с интересными людьми, людьми различных специальностей. Изготовление атрибутов к играм, создание карты путешествий по г. Межгорье,  просмотр фильмов о Межгорье,  изготовление макета банкомата, оформление «уголка экономики» совместно с детьми и родителями, консультации и родительские собрания с родителями,  виртуальные экскурсии по рынкам.

2. Использование схем, моделей,  карт, составление планов, экспериментирование с природным материалом, знакомство со свойствами природного материала, создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре. Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, презентаций – донести детям всю красоту нашего края, города. Просмотр видеофильмов – развитие эмоционального отклика.

9.Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий:

По экономике

     1. Дидактические игры:  

  • «Потребности  человека, животных, растений»,
  • Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»
  • Игра в лабиринт «Дом  для зайчика»
  1. Сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
  2. Сюжетно ролевые игры «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.;
  3.  Карта путешествий  по городу Межгорье.
  4.  Фотоальбомы
  5.  Мультимедиа, видеофильмы  о банках, рынках, деньгах  разных стран.
  6. Технологии: ТРИЗ,  Технология проблемного обучения, мнемотехника, игровые технологии, технологии системного обучения.
  7. КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики»

По экологии

  1. Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада, экологическая тропа, уголок леса, огород.
  2. Методический инструментарий (Методическая, научно-познавательная и художественная литература для детей)
  3. Материально – техническое обеспечение (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, прибор для наблюдения погоды «Погодная станция» и др.)
  4. Наглядный материал: макеты, плакаты, иллюстрации, настольно-печатные игры, дидактические игры по экологии.

10. Этапы реализации проекта по экономике

I этап. Организационный.

      Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.

Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики.

Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

II этап. Планирование реализации проекта

  • Определение задач воспитательно-образовательной работы;
  • Разделение на творческие группы реализации задуманного;
  • Объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;

III этап. Реализация проекта

  • занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;
  • экскурсии в банк, магазины и т.д.;
  • организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.;
  • сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
  • использование сказок экономического содержания;
  • совместная  с родителями и педагогами деятельность по изготовлению товара;
  • работа с родителями.

IV этап. Презентация результатов

      Проведение презентации проекта совместно с родителями «Осенняя ярмарка», проведение интеллектуальной игры «КВН», конкурсы и викторины.

11.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Месяц.

Неделя.

Тема занятий.

Цель

Октябрь

1 неделя.

«Семейная экономика»

  1. Игра - беседа на тему:

 «Что такое экономика»

«Семейная экономика»

  1. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».
  2. Создание карты города на тему «Карта путешествий»
  3. Просмотр фотоальбома «Достопримечательности г. Межгорье», «Природа г. Межгорье»
  4. Просмотр мультипрезентации: «Люди каких профессий трудятся в г. Межгорье»
  5. Аппликация на тему: Друзья Гнома - Эконома

- Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве);

- Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.  

- Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

 

- Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.

 

- Создать карту путешествий  по городу Межгорье.

2 неделя.

«Бюджет семьи»

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница».
  2. Работа с родителями. Создание поделки на тему «Расходы семьи».
  3. Изготовление атрибутов для игр.
  4. Дидактическая  игра «Какие бывают доходы»

 

- Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

- Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.

З неделя.

«Собираемся путешествовать»

  1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

  1. Дидактическая игра «Наши потребности»

  1. Утренник – развлечение «Осенняя ярмарка»

-  Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека.

 - Закрепить знания о видах потребностей  (духовных, материальных, социальных)

 - Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.

 - Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения

- Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности.

4 неделя.

«А что такое деньги?»

  1. ООД на тему «Что такое деньги»; «История возникновения денег»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса»
  3. Экскурсия в сберегательный банк города.
  4. Дидактическая игра «Путешествие денежки»
  5. Настольная игра «Коммерсант»
  6. Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»

- Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

 - Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран.

- Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков.

-  Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки.   Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

- Закрепить знания детей о деньгах разных стран.

Ноябрь

1неделя.

«Это что за магазин?»

  1. Экскурсия в продуктовый магазин «Маленькие покупки»
  2. Сюжетно-ролевые  игры «Магазин», «Рынок», «Супермаркет»
  3. Проблемная ситуация «Удачная покупка»

- Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки.  

- Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

2неделя.

«Кто же нам поможет?»

  1. Экскурсия на кухню, в прачечную, в швейную комнату.
  2. Беседа с инспектором ДПС, с пожарным.
  3. Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть»
  4. Работа с родителями. Изготовление альбома «Кем я хочу быть»
  5. Создание дерева «Профессии»
  6. ООД на тему «Труд пчеловода»

 - Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд.

 - Расширить знакомство с видами труда: сельскохозяйственный,  ремесленный, домашний.

 - Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение.

 - Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества.

 - Формировать  уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость

- Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

З неделя.

«Зоопарк нашей мечты»

  1. Составление карты «Потребности животных»,
  2. Составление карты «Потребности растений»
  3. Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»
  4. Игра в лабиринт «Дом  для зайчика»

- Закрепить знания детей о потребностях животных и растений; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.

- Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка.

- Развивать речь, внимание.

- Воспитывать желание накормить обитателей зоопарка, правильно подобрав корм.

- Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье.

4 неделя.

«Площадь мастеров»

  1. Игра – занятие «Мир рекламы»
  2. Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок.
  3. Изготовление рекламной папки

«В мире рекламы» (рисование детьми)    

  1. Работа с родителями.
  • КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики»
  • Изготовление товара – мороженого и его реклама
  • Создание рекламы на товар (выпуск стенгазеты)
  1. Встреча с увлеченным человеком (Мишнева М.А.- художник- оформитель)
  2. Игра-занятие «Башкирская ярмарка»

6.Награждение детей дипломами

«Настоящий экономист»

- Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей;

развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью;

закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.;

дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены.

- Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда

( товары, услуги).

 - Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

- Развивать творческие способности.

- Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду;

- Убедить родителей в важности экономического воспитания;

- Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.

- Побуждать к деловой активности.

- Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации, познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления куклы.

-  Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность.

-  Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

- Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

- Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам;

- Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи;

- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности.

 Приложение:  Презентация Фотоматериал

12. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы

проекта

  1. Содержание работы

I этап Подготовительный

Постановка цели и задачи, определение направлений, объектов и методов исследования.

Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Составление перспективно - творческого плана по ознакомлению детей с природой родного края, города.

II этап

Основной

III этап

Заключительный

Экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение их к предстоящей творческой работе; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования  через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.

-Создание детского экологического отряда «Родничок»

-Беседы, знакомство с легендами нашего края, сказками, рассказами, стихами о нашем крае.

-Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов.

- Подвижные и дидактические игры

- Составление экологических сказок

- Загадки.

-Чтение художественной и познавательной литературы.

Практические методы

- Работа над проектом «Экологическая тропа детского сада»

-Проведение акций: «Твори добро» (подкормка животных и птиц в Вет-Эко-Центре «Теремок»),  «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.

-Викторины, КВН – закрепление и обобщение знаний.

-Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями.

-Поделки из природного и бромового материала – развитие творческих способностей, закрепление знаний (конкурсы «Краски осени», «Вторая жизнь упаковки др.).

- Экскурсия в библиотеку  на тему «Природа родного края», «Южно-Уральский заповедник»

- Экскурсия в Вет-Эко-Центр «Теремок».

- Изготовление медалей для детей «Юный эколог»

- Моделирование экологического городка.

Создание зон экологической среды

- Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы, легенды, сказки.)

- Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).

-Создание мини-макета «Экологическая тропа детского сада»

-Выпуск стенгазеты «Давайте, дошколята природу охранять»

Работа с родителями

-Анкетирование родителей

-Родительское собрание на тему «Сбережем родную природу».

- Помощь в составлении гербариев

- Пополнение художественной и научной литературы.

-Участие в соревнованиях (викторины, КВН)

-Участие в акциях и конкурсах (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки)

-Оформление фотовыставки «Природа просит помощи»

-Выставка поделок по художественному творчеству на темы: «Дары природы», «Овощная фантазия», «Вторая жизнь упаковки», «Краски осени», «Папа, мама, я – творим чудеса», «Природа и творчество»

-Оформление участка на тему «Зимние чудеса природы»

-Выставка стенгазет на тему: «Наш город – чистый город!» (совместная работа детей и родителей)

-Выступление увлеченного своим делом родителя Якименко А.М. перед детьми  на тему «Мои загадочные фотографии о природе нашего края» (презентация)

- Изготовление макета горы Ямантау

-Конструирование макета «Условия, необходимые людям для жизни на земле»

-Изготовление панно «Потребности животных и растений»

- Создание стенда «Сбережем родной город» (как и чем мы можем помочь, чтобы город был чистым)

- Мастер – класс увлеченного родителя Вахниной О.В. с детьми на тему «Букет цветов» (из сезали и органзы)

- Создание экологического дерева г.Межгорье

- Создание экологического герба г.Межгорье

- Подведение итогов проекта

- Презентация проекта

- Защита проекта на городском семинаре

Приложение:  Презентация Фотоматериал

13. Перспективный план по реализации проекта

Темы

Мероприятия

Сроки

Реализации

Цели и задачи

«Мир вокруг нас»

  1. ООД «Мир вокруг нас»
  2. ООД «Что такое заповедник?» Презентация «Мы живем в Южно-Уральском  заповеднике»
  3. ООД  «Для чего нужна Красная книга?»
  4. ООД «Природа просит помощи!»

Художественное творчество

  1. Рисование «Экологические знаки», «Золотая осень», «Узор из осенних листьев»
  2. Лепка «Ваза с фруктами»
  3. Конструирование, аппликация и ручной труд «Тележка для овощей», «Корзиночка для фруктов», «Осенняя фоторамка»

Дидактические игры

  1. «Потребности человека для жизни на земле».
  2. «Потребности животных и растений»
  3. «Природа и человек»
  4. «Живая или не живая природа»

Совместная деятельность

  • Путешествие по экологической тропе детского сада
  • Создание мини-макета «Экологическая тропа детского сада»
  • Создание карты путешествий.

Сентябрь

Познакомить детей с главным документом по охране природного мира – Красной книгой; рассказать детям, кто и для чего создал эту книгу; рассмотреть книгу, объяснить, почему эти растения, животные занесены в неё. Продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, искусстве, понимать прекрасное, воспитывать художественный вкус, обучать рисованию, лепке, конструированию.

Продолжить знакомство с различными видами потребностей и в чем они заключаются. Формировать представление экономической категории «потребности». О множестве потребностей жизненно важных для людей: еда, вода, одежда, лекарство, книги и т. д. Тренировать умение выбирать картинки, необходимые всем людям и одному человеку.

Путем рассуждений и через игровые приемы ввести понятие «потребности животных», развивать речь и логическое мышление, воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.

«Растения в природе и дома»

  1. ООД «Осень»
  2. ООД «Дома растений: луговые, лесные, болотные» (растения родного края)
  3. ООД «Лекарственные растения родного края»
  4. Чтение К.Ушинский «Четыре желания»

Художественное творчество

  1. Рисование «Овощной суп», «Грибная поляна», «Цветы в вазе», «Машины везут урожай фруктов и овощей», «Декоративное блюдце», «Дюймовочка», «Жостовские цветы», «Цветик – семицветик», «Башкирский платок», «Фоторамка»  (башкирский орнамент).
  2. Аппликация «Фрукты и овощи», «Ветка с осенними листьями», «Ромашка в вазе».
  3. Лепка «Корзина с грибами»

Дидактические игры

  1. «Найди что опишу»
  2. «Отгадай, что за растение»
  3. «Букет»
  • Акция «Наш зеленый детский сад» (наблюдение за работой взрослых (уборка на цветниках, огороде)
  • Проведение родительского собрания на тему «Сбережем родную природу»

Октябрь

Обобщить и закрепить знания о разнообразии растений, развивать внимание и познавательную активность, развивать сообразительность, быстроту мышления, воспитывать бережное отношение к природе.

Способствовать формированию навыков в рисовании, аппликации, лепке. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать у детей интерес к художественному творчеству.

Учить описывать предмет и узнать его по описанию,  развивать память, внимание, речь дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.

«Животные (дикие и домашние)»

  1. ООД «В гостях у Лесовичка»
  2. Чтение «В.Бианки «Купание медвежат»
  3. Башкирская народная сказка «Лиса и волк»
  4. Рассказывание по картине «Лиса с лисятами», «Домашние животные», «Как ежик зайца выручил»

Художественное творчество

  1. Рисование «Ежи-Ежовичи», «Мое любимое животное».
  2. Аппликация  «Животные готовятся к зиме», «Дикие животные», «Жители нашего леса-ежи», «Зайчик».
  3. Лепка «Кто живет у нас в квартире», «Ворона и лисица», «Животные нашего края», «Зайцы».
  4. Презентация «Животные нашего края»
  5. Письма животным.
  6. Экскурсия в Ветеринарный Эко Центр «Теремок»

Дидактические игры

  1. «Гость и хозяин»
  2. «Угадай, чей хвост? »
  3.  «Назови признаки животных»

Ноябрь

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Способствовать формированию навыков в рисовании, аппликации, лепке. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать у детей интерес к художественному творчеству.

Закреплять знания детей о диких и домашних животных.

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

«Животные (дикие и домашние)»

  1. 1.ООД «В гостях у Лесовичка»
  2. Чтение «В.Бианки «Купание медвежат»
  3. Башкирская народная сказка «Лиса и волк»
  4. Рассказывание по картине «Лиса с лисятами», «Домашние животные», «Как ежик зайца выручил»

Художественное творчество

  1. Рисование «Ежи-Ежовичи», «Мое любимое животное».
  2. Аппликация  «Животные готовятся к зиме», «Дикие животные», «Жители нашего леса-ежи», «Зайчик».
  3. Лепка «Кто живет у нас в квартире», «Ворона и лисица», «Животные нашего края», «Зайцы».
  4. Презентация «Животные нашего края»
  5. Письма животным.
  6. Экскурсия в Ветеринарный Эко Центр «Теремок»

Дидактические игры

  1. «Гость и хозяин»
  2. «Угадай, чей хвост? »
  3. «Назови признаки животных»

Ноябрь

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Способствовать формированию навыков в рисовании, аппликации, лепке. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать у детей интерес к художественному творчеству.

Закреплять знания детей о диких и домашних животных.

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

«Птицы и насекомые»

  1. ООД «Жизнь птиц зимой»
  2. ООД «Зимующие и перелетные птицы нашего края»

Художественное творчество

  1. Рисование «Снегирь на ветке рябины», «»Каргопольские птички»
  2. Лепка «Птичье гнездо», «Каргопольские птички»
  3. Аппликация «Снегирь», «Лебедь» (из природного материала), «Птички» (пришивание пуговицы)

Совместная деятельность на участке:

  1. Оформление уголка на участке «Перелетные и зимующие птицы»
  2. Операция «Подарок птицам» (развешивание кормушек, подкормка птиц)

Дидактические игры

  1. «Узнай птицу»
  2. «Назови насекомое»

Декабрь

Формирование  представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, обогащение и систематизация представлений детей о перелетных и зимующих птицах, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Способствовать формированию навыков в рисовании, аппликации, лепке. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать у детей интерес к художественному творчеству.

Уточнять и закреплять знания детей о внешнем виде зимующих птиц и их жизни.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

«Зимушка-зима»

  1. ООД «Чудеса зимы»
  2. ООД «Башкирский лес - чудесный лес», «Деревья», «Праздник елки»
  3. Рассказывание по картине «Вот так покатался», «Как мы играли зимой на участке».

Художественное творчество

  1. Рисование. «Расписной лес», «Ветка

рябины», «Береза», «Дерево под ветром и

дождем», «Еловая ветка с игрушками»,

«Узоры на окне», «Белая береза под моим

окном» (зимний пейзаж), «Зимняя сказка»,

«Избушка Бабы-Яги», «Ночь в лесу», «Зимний лес» (монотипия пейзажная)

Рисование по замыслу «Как нужно охранять леса», рисование запрещающих знаков вырубки елей.

  1. Аппликация «Деревья»
  2. Лепка. «Дед  Мороз и Снегурочка», «Вертолет из грецких орехов»

   Дидактические игры

  1. «Узнай дерево по семенам»
  2. «Чьи семена»
  3. «С какого дерева листок»

Совместная деятельность

  • Рассматривание коллекцию семян
  • Презентация «Леса нашего края»
  • Эксперименты: «Свойства снега», «Превращение снега»
  • Конкурс на тему «Лучшая красавица-елка»
  • Экскурсия в зимний лес
  • Конкурс «Зимние постройки на участке»

Январь

Формировать представления о лесе, о разновидностях деревьев, растущих в лесу;

обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных;

развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы;

воспитывать бережное отношение к природе.

Способствовать формированию навыков в рисовании, аппликации, лепке. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать у детей интерес к художественному творчеству.

Формировать  представления  детей о различных  видах  деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать  словарный  запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.

«Волшебница – вода»

  1. Презентация «Вода – источник жизни»
  2. Экологическая викторина «Знатоки природы»
  3. Беседы «Берегите воду», «Значение воды в нашей жизни»
  4. Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Художественное творчество

  1. Рисование «Волшебные снежинки», «Рыбки наших водоемов»
  2. Аппликация «»Снежинки», «Пароход», «Чем богата наша река» (коллективная)
  3. Лепка «Подводное царство» (на дисках)
  4. Опыт «Вода способна испаряться»

- Коллективное создание альбома «Вода в нашей жизни»

-Экскурсия в библиотеку «Экосистема родного края»

- Акция «Вторая жизнь упаковки»

-  Итоговая ООД  «Экология родного края»

- Создание экологического дерева края.

- ООД «Я архитектор своего города. Строим экологический город»

- Рисование запрещающих знаков природы и выпуск стенгазеты «Давайте, дошколята природу охранять!»

-Создание экологического герба г.Межгорье

-Вручение  детям медалей «Юный защитник природы».

Февраль

Показать значение воды в жизни живой природы;

закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её, развивать наблюдательность;

совершенствовать внимание, память, логическое мышление; принимать игровую ситуацию и участвовать в ней, 

воспитывать бережное отношение к воде, 

учить проводить исследования, добиваться результатов, обобщать результаты опытов.

Способствовать формированию навыков в рисовании, аппликации, лепке. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Воспитывать у детей интерес к художественному творчеству.

В Год охраны окружающей среды актуализация экологических проблем охраны окружающей природы родного края; воспитание любви к родному краю, его природе и людям труда.

Приложение:  Презентация Фотоматериал

Заключение

По результатам проведенной работы отмечается, что дети стали  владеть первоначальными представлениями о бюджете семьи, о ценах на товары и продукты, о доходах, о расходах семьи (основных - на продукты питания, квартплату и т.д. и не основных - развлечения, игрушки, поездки и т.д.), о профессиях людей (традиционных, новых профессиях) Знают российские деньги и процесс зарабатывания денег, имеют представления об иностранной валюте,  об основных личностных качествах, позволяющих ценить результаты труда других людей, о рекламе, о ее предназначении, о том, как ее воспринимать и относиться к ней, что реклама бывает полезной и не полезной. Люди из рекламы узнают информацию о ценах и магазинах. Обсуждают рекламы, выражают согласие и несогласие с рекламируемым товаром

Дети понимают, что люди трудятся, чтобы иметь деньги, на которые они смогут себе купить еду, машину, квартиру, о связи между понятиями «продукт» — «товар» — «качество» — «цена». Понимают, что благополучие семьи зависит от рационального распределения денежных средств.

 Работа по экономическому воспитанию детей невозможна без участия родителей. Совместная работа по этой проблеме дала положительные результаты, где родители с огромным желанием участвовали в экономических ярмарках, праздниках, конкурсах, собраниях, помогли пополнить  предметно-развивающую среду такими дидактическими играми как, «Дерево профессии», «Гном – Эконом», «Бюджет семьи», «Доходы семьи» и т.д.

      Родители отметили  повышенный интерес детей к экономической стороне жизни семьи, интересуются доходами  и расходами, дают «детские» советы, к социокультурным аспектам экономики (деньги, реклама, богатые, бедные, благотворительность, щедрость и др.)

   Многие родители отметили, что дети стали осознавать финансовые возможности семьи, стараются проявлять бережливость, аккуратность

     Многие дети завели копилки дома и обращаются с вопросом к родителям, хватит ли у них денег приобрести желаемое.

     Родители отметили: появился рационализм при посещении магазина (задают вопросы - «Мы можем купить?», «Есть ли у нас деньги на покупку игрушек?» и др., стало меньше капризов)

Таким образом, положительные изменения, которые произошли в ходе реализации проекта, позволяют признать проведение педагогической работы достаточно успешной, а эффективность предложенных педагогических условий развития экономических знаний детей подготовительной группы в условиях ДОУ подтвержденной.

Получению такого результата способствовало проведение следующих запланированных мероприятий:

1.Проведение специально организованной образовательной деятельности.

2.Организация индивидуальной работы по формированию экономических знаний.

3. Подбор методической литературы по данной проблеме.

4. Создание соответствующей  предметно-развивающей среды.

5.Тесное сотрудничество с родителями, составление плана взаимодействия с семьей.

6. Проведение дидактических, сюжетно-ролевых, развивающих  игр.

7. Проведение экскурсии.

8. Тесное сотрудничество с родителями  по данной проблеме.

Работая над проектом по экологическому воспитанию можно сказать о том, что у детей преобладает эмоциональное положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, умеют различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).

Дети проявляют любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы. Они стремятся к исследованию объектов природы, научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и уверенно стали отличать и называть характерные признаки времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенные в Красную книгу Р.Б.

Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила поведения и безопасности в природе.

 В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что игры, продуктивная деятельность, развлечения, праздники, экскурсии, экологические акции объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания, стали активным соучастником в деятельности и творчестве ребенка.  Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

Дети стали проявлять устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, научились прогнозировать негативные воздействия человека на природу.   Данный проект решает задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона, родного края, Южно-Уральского заповедника.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Дальнейшие планы проекта:

1. Продолжить работу по экономическому и экологическому  образованию дошкольников  через опытно - экспериментальную проектную деятельность, создание клуба  Юных экологов, кружковую деятельность по экономике.

3. Привлекать педагогов, родителей воспитанников  к   разработке  совместного экономико-экологического  проекта для  дошкольников, на базе детского сада.

4. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

5. Организацию и проведение презентации проекта осуществлять в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей.

Методическое обеспечение проектной деятельности

По экономике

  • А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015г.
  • А.В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики» Учебное пособие..-Днепродзержинск: Генеза-Пивдень 2014г.
  • Е.А. Алябьева «Дни этики в детском саду» М:.2015г
  • А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».Издательство. «Просвещения»1985г.
  • Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами» Ярославль, Академия развития,2015г
  • З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры дошкольного возраста». Москва. «Просвещения» 2009г.
  • Агишева Р.Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан» Учебно – практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Уфа БИРО. 2005 – 38с.
  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: 2007. – 159 с.
  • Воронкевич О.А.. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336 с. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 2 Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005. 240 с.
  • Кравченко И.В., Долгова Т.Л.  Прогулки в детском саду. Методическое пособие Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера 2010. – 208 с.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: - М.: Просвещение 1999. – 207
  • Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов автор – составитель Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
  • По экологии
  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: 2007. – 159 с.
  • Воронкевич О.А.. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336 с. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 2 Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005. 240 с.
  • Кравченко И.В., Долгова Т.Л.  Прогулки в детском саду. Методическое пособие Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера 2010. – 208 с.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: - М.: Просвещение 1999. – 207
  • Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов автор – составитель Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
  • Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 128 с.
  • Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом. Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто, где живет. - М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Презентация "Следы на снегу" к занятию по экологии родного края.

ЭКСКУРСИЯ В ПАРК. СЛЕДЫ НА СНЕГУ.Задачи: учить воспринимать красоту зимних пейзажей, расширить пред­ставление детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему пе­риоду, учить понимат...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"

В настоящее время нравственное воспитатние является серьезной и актуальной проблемой....

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края.

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьёзной и актуальной проблемой.Воспитание патриота - сложный прцесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспита...

Проект «Экология родного края»

Проект «Экология РОДНОГО КРАЯ»...

Проект "Экология родного края"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Тема проекта «Экология родного края» выбрана мной не случайно....