«ШАХМАТНАЯ ДОСКА» план – конспект урока №1 по программе И.Г.Сухина «Шахматы – школе»
план-конспект урока (подготовительная группа) на тему

Векшина Ольга Викторовна

план - конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Институт развития образования»

(АУ «Институт развития образования»)

Тема зачётной работы:

«ШАХМАТНАЯ ДОСКА»

план – конспект  урока №1

по программе И.Г.Сухина «Шахматы – школе»

Работа выполнена:

Векшина Ольга Викторовна

г.Урай , ХМАО-Югра

МБДОУ «Детский сад №7 «Антошка»

Воспитатель

Заключение преподавателя курса

по итогам проверки работы:

______________________________

_________________/Акишина В.В.

подпись

Тема: Знакомство с шахматной доской

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость

Методы: наглядный, эвристический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками,  экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, по одной книге на парту И.Г. Сухина «Шахматы 1 год обучения или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», мультфильм «Котята – хвастунишки», комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски,  дракон из картона, простые карандаши и схемы горизонталей  для раскрашивания.

ХОД

Вступительная часть

- Добрый день, ребята!

Меня зовут Ольга Викторовна.

-  Мы сегодня с вами  отправимся в сказочную шахматную страну. Но для начала, я вам предлагаю поприветствовать друг друга!

Дети встают парами:

- Здравствуй друг! – дети подают руку для рукопожатия.

- Как ты тут? – похлопывают по плечу друг друга.

- Где ты был? – треплют друг друга за ухо.

- Я скучал! – руки прикладывают к своему сердцу.

- Ты пришел? – разводят руки.

- Как хорошо! – обнимают друг друга.

2 . Основная часть.

 А сейчас, ребята, я вам прочитаю удивительную, волшебную сказку, а вы её слушайте внимательно!

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ШАХМАТНОЙ ДОСКИ

Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных.

И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.

Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили:

– Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей:

– Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра... Но остерегайтесь колдуна.

Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.

Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч.

Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: "Опа... Опа... Опа...". Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.

Лена и Ален вышли на поляну и лицом к лицу столкнулись со старичком. Тот злобно расхохотался:

– Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол. А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать.

И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал.

Пустились Ален и Лена наутек. Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил.

Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена.

С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий.

Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов. Пролетел кругляк над самым ухом Алена.

Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.

Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река.

- Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится, – предложила Лена.

Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает.

Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом.

Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным.

Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь.

Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.

Подхватила щит Лена, бросила в воду. Поплыли они с Аленом по Бурной Реке.

Плыли ребята, плыли в быстрых водах, с трудом удерживаясь на ногах, и, наконец, пристали к берегу.

На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов.

Но плот снова превратился в щит и спас детей. От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.

Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь.

С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка.

Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок.

Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли.

– Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться?

В небе возник лик Чародея:

– Сила колдуна в его имени... Расшифруйте его, и Звол потеряет силу.

Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: "ЗВОЛ".

– "3" – это, наверное, "злой"? – предположила Лена. – А что такое "ВОЛ"?

– Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей.

– Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун... Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?!

– Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет!

Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака.

– Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален.

– Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!

По окончанию сказки, показываю детям различные шахматные доски: обычную деревянную доску, маленькую доску от дорожных шахмат, доску, нарисованную на шахматном столике (все, что имеется в наличии).

Затем, объясняю, что на шахматной доске ведется шахматное сражение. Подчеркните, что шахматная доска аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по-шахматному называются ПОЛЯМИ Светлые клетки – это БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные клетки – это ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ. Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.

2)  Дальше каждому ребенку по шахматной картонной Наилучший для учебных целей размер шахматных полей 5 см на 5 см. Размер полей менее 3 см на 3 см нежелателен. Пусть каждый из учеников покажет на своей доске белое и черное поля.

Затем ребята достают из портфелей тетради в большую клетку (для шестилеток) и рисуют в клеточках несколько белых и черных полей.

Обратите внимание детей на то, что на шахматной доске белые и черные поля всегда чередуются: белое – черное – белое – черное...

Для закрепления элементарного шахматного материала прочитайте ученикам еще одну дидактическую сказку

3) И снова к нам пришла сказка (демонстрирую ход рассказа с помощью вырезанных из картона: шахматные поля – клеточки, горизонталь, дракончик с прорезью во рту для «поглощения» клеточек – полей).

 Жили – были маленькие клеточки: черные в  одном городе, а белые -  в другом. И  вот   прилетел   к черным Злой дракон и стал пожирать клеточки. Затем  полетел к белым и стал их  поедать.   Тогда собрались  все  клеточки   вместе  и решили встать рядышком. И получилась вот такая сильная линия (горизонталь). Прилетел дракон – хотел поживиться,  попробовал сверху – никак… Сел, почесал за ухом, изловчился – и заглотил всю линию сбоку. Тогда умная клеточка Поля предложила: а давайте встанем в вот так - ряд к ряду (бумажная доска для игры в шашки). Прилетел дракон – хотел поживиться,  да не тут-то было… Попробовал сверху – никак не заглотить ему, снизу – никак, и с боку не получается… Не смог он такую силу одолеть. Обрадовались клеточки, ещё крепче взялись за руки, и  получилась  вот такая волшебная  шахматная доска.

-    А сейчас все очень аккуратно  достаньте  шахматы и положите перед собой шахматную доску.

  У доски есть один секрет. Кто его знает?

  Доска должна лежать  так, чтобы правое  нижнее поле было белым. И еще посмотрите, чтобы возле этого поля  была цифра 1.

На  доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля. Но вы  скажете:   «Ведь они же коричневые и желтые!».    Просто   шахматисты договорились между собой  называть  все  светлые поля   белыми, а все темные поля -  черными.  

  Покажите на своих досках любое белое шахматное поле. Покажите любое черное поле.

Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое? А как с помощью пальчиков можно показать квадратное поле?

Посмотрите, на нашей доске есть вот такие линии (показываю горизонталь).

Кто знает, как она называется? (горизонталь)

- Повторим все вместе. – 3 раза.

5) Физминутка

- А сейчас все встали.    Покажите  руками горизонталь кто догадался, как это можно сделать? (руки в стороны). Опустили руки. Еще раз покажите горизонталь. Молодцы. А теперь плечики подымаем вверх, опускаем -3 раза.

Отводим плечи назад – 3 раза.

   А теперь локотки согнутых рук отведите в стороны. Поздоровайтесь указательными пальчиками. Правой рукой делаем вращательные движения вперед. Теперь левой – назад. А теперь медленно двумя руками.

Тихонько садимся на места.

Сейчас я загадаю загадки, а вы потарайтесь их отгадать:

1. На каких полях ничего не растет? (На шахматных.)

2. Из каких досок не строят теремок? (Из шахматных.)

 Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска деревянная ... (доска.)

Раздался голос Короля: найдите на доске ... (поля.)

3. Итог  

А сейчас – сюрприз. Как вы думаете – какой?  (Мультфильм «Котята-хвастунишки)

-   Скажите, что же нового вы узнали сегодня   в  волшебной шахматной школе?

-  Какая форма у поля?  А у доски? Что больше – доска или поле? Эта шахматная дорожка называется… (показываю горизонталь). Сколько на доске горизонталей, сколько в каждой   горизонтали  белых полей, сколько черных?  

Дополнительный материал.

На каких полях ничего не растет?

Из каких досок не строят теремок?

В каких клетках не держат зверей

Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, поляк, полярник?

Скоро бой и ждет войска деревянная … (доска)

Раздался голос короля найдите на доске …(поля)

  На этом наше  путешествие в Волшебную шахматную школу подошло к концу. До свидания.

Литература

1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин  И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

4. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны.  Рабочая тетрадь   -  Обнинск: Духовное возрождение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Войска на шахматной доске.

Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) - игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры.   Шахматная игра ...

Сценарий развлечения "Тайны шахматной доски"

Сценарий развлечения для проведения в старших и подготовительных группах...

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"...

Конспект по шахматам "Шахматная доска"

Конспект по шахматам "Шахматная доска"...

Конспект занятия по шахматам на тему: «Шахматная доска»

Конспект занятия: «Шахматная доска»Цель:Познакомить детей с волшебным миром шахмат. Задачи:Развитие внимания и логического мышления;Обучение шахматным терминам;Воспитание чувства, так...

План-конспект занятия "Шахматная доска"

Цель: Знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями.Задачи: 1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизо...

Адоптированная программа курса "Шахматно-шашечный всеобуч" для детей дошкольного возраста. (2 года обучения игре в шахматы) (И. Г. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки черно - белые чудес и тайн полны» Часть 1,2.)

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.Процесс обучения а...