Сценарий развлечения "Тайны шахматной доски"
материал (старшая группа) по теме

Шалаева Лариса Викторовна

Сценарий развлечения для проведения в старших и подготовительных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_razvlecheniya.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение« Тайны шахматной доски»

Программное  содержание:

1. Продолжать обучение игре в шахматы, углубляя знания детей о

том, как ходят фигуры.

2. Уточнить представления ребят о написании позиции.

3. Познакомить детей с тем, как делать короткую рокировку на шахматной доске.

4. Воспитывать интерес к игре в шахматы, развивать логическое

мышление, память, внимание.

Материал: Шахматное напольное полотно, шапочки шахматных

фигур, магнитная шахматная доска, шахматные плоскостные фигуры для

оформления зала, конверт с вопросами, указка, шахматы –2 короля, 2

журнальных стола, магнитофон, кассета, мольберты, шахматный мешочек, трон короля, фломастеры, бумага.

Ведущая: Ой, ребята, куда это мы с вами попали?

Дети: В страну шахматных чудес, в королевский зал.

Ведущая: Встаньте, ребята на свои места и представьтесь гостям.

Дети: (делают шаг вперед) Таня Б. –я пешка –Таня, я конь –Саша...

Ведущая: Ребята, а какой фигуры нет среди вас?

Дети: Короля.

Ведущая: Не хотелось бы вам встретиться с ним?

Дети: Да, хотим.

Ведущая: Тогда вставайте в круг, песню запевайте!

Дети: Наша группа «Солнышко»

Любит в шахматы играть.

Все мы дружные ребята,

Будем в играх побеждать.

Припев: Есть у нас шальные кони,

Есть и ферзи, и ладьи.

Копья наших резвых пешек

И опасны, и остры.

Мы уверенно шагаем

По прямым горизонталям,

Высоту одолеваем

И бежим по вертикалям

Ведущая: Вот мы и пришли. Ой, ребята, что-то я не могу занавес открыть. Кто-то нам свиток подает. Да, это же указ Короля (читает): «Уважаемые гости, пока не докажите, что умеете играть в шахматы,

занавес не откроется». Тогда, ребята, вперед за дело! Посмотрите, что это лежит на полу?

Дети: Шахматная матерчатая доска.

Ведущая: А из чего она состоит?

Дети: Из диагональных, горизонтальных и вертикальных линий.

Ведущая: Покажите в воздухе горизонтальные линии.

(Дети показывают).

А как они обозначаются?

Дети: Арабскими цифрами.

Ведущая: Давайте, ребята, назовем их, начиная с 8-ой.

Дети: 8-7-6... (закрепляем обратный счет).

Ведущая: А сейчас покажите вертикальные линии в воздухе.

(Дети показывают)

Как они обозначаются на шахматной доске?

Дети: Буквами латинского алфавита.

Ведущая: Назовите их по порядку и прошагайте.

Дети: (говорят и шагают) А (а), В (бэ), С (цэ), D (дэ), Е (е), F (эф), G (жэ), Н(аш).

Ведущая: Коль вы, дети, буквы знаете, тогда поиграем и игру «Кто вперед».

Надо найти букву, которой обозначается ваша фигура, встать в свой

домик, поднять букву вверх и назвать адрес домика, где вы живете.

Говорю: «И не будем мы стоять, надо нам убежать».

Дети: (бегут, находят букву, встают белые на 1 и 2 горизонталь, черные на 7 и 8-ую).

Ведущая Вы уверены, ребята, что все правильно нашли свои домик?

Дети: (стихотворение)

Я смотрю на 1-ый ряд:

По краям ладьи стоят,

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши храбрые слоны.

И еще 2 поля есть,

А на них король и ферзь.

Назовите адрес своего поля.

Дети: al, c7, е8...

Ведущая: Победили белые, они вперед встали. На исходную позицию.

Проведем соревнование «Кто больше назовет правил игры в

шахматы. Как всегда начинают (пауза).

Дети: Белые.

Ведущая Верно, ребята. Сели на пол по-турецки. За правильный ответ

даю фишку –квадрат.

Дети: 1. Тронул –ходи.

2. Ход сделан –обратно не вернешь.

3. Если руку убрали от фигуры, ход считается сделанным.

4. Если фигура стоит на доске не четко, необходимо предупредить партнера –«поправляю».

5. Игру следует довести до конца.

6. Надо поздравить выигравшего с победой.

7. Перед началом встречи соперники обмениваются рукопожатием.

8. Выигравший получает очко, проигравший –0.

Ведущая: Подведем итоги ответов.

И так, эстафета с бегом «Кто быстрее расставит шахматные фигуры на доске». Ребята, берете по одной фигуре в каждую руку.

По сигналу «раз, два, три –беги», бегите и правильно ставите

фигуры, белые –берут белые, а черные –черные, когда вернется

первый ребенок, бежит второй и т.д.

(Игра проводится под музыку).

Ведущая: Подойдите все к доске и сами проверьте: белые проверяют, правильно ли поставили черные и наоборот.

(Дети проверяют и объясняют, верно или нет).

Ребята, отгадайте загадку: «Маленькая, удаленькая много полей

вперед прошла и фигуру нашла?».

Дети: Пешка.

Ведущая Верно, а вот и конверт, что на нем изображено?

Дети: Пешка.

Ведущая: А что написано?

Дети: Вопросы.

Ведущая: Значит в конверте вопросы, о чем?

Дети: О пешке.

Ведущая: Читать будут белые, а отвечают черные, затем наоборот.

Белые: Как ходит пешка?

Черные: Только вперед по вертикали.

Белые Можно взять пешку соперника?

Черные: Да, пешка бьет наискосок пешку соперника.

Белые: Может пешки стать фигурой?

Черные: Да, может, если белая пешка достигнет 8–ой горизонтали, а черная

1-ой, она может превратиться в любую фигуру, кроме короля.

Белые: Является ли пешка фигурой?

Черные: Нет, она просто пешка.

Ведущая Молодцы ребята, хорошо читали и отвечали, пора и отдохнуть.

(Включаю магнитофон –музыка для медитации).

Музыкальный руководитель говорит слова для мышечной релаксации.

«Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем» –2 раза.

Потянулись! Улыбнулись! Всем открыть глаза и красиво встать!

Придворный: Вот и очутились вы, ребята, в гостях у его Королевского Величества.

(Занавес открывается, на троне сидит король).

Король: Здравствуйте уважаемые гости!

Дети: Здравствуйте, Ваше Величество!

Король: Зачем же вы ко мне пожаловали?

Шахматная  фигура: Мы мало знаем о короле, хотим, чтобы вы рассказали о себе.

Король: Тогда слушайте внимательно. Меня в шахматах не бьют, я –владыка страны шахматных чудес. Я –самая главная фигура, без

меня играть нельзя, а без вас уважаемые фигуры (пауза).

Шахматная фигура: Можно.

Король: На диаграмме меня сокращенно обозначают 2-мя буквами, большой

(заглавной) К и маленькой р –запиши, пожалуйста, белая ладья.

(Записывает).

Ферзь: А как вы ходите?

Король: Я хожу на одну клетку вокруг себя, по диагонали, вертикали, горизонтали.

Придворный трубач: А сейчас непревзойденное искусство шахматных передвижений по гигантской доске продемонстрирует его Королевское Величество. Похлопаем.

Король: (Под звуки торжественной музыки совершает свой 1-ый ход, шагает вправо, назад, марширует то в одну сторону, то в другую сторону).

А сейчас ваша очередь показать мне, как вы ходите, какой значок

поднимает мой придворный, те фигуры двигаются по полю.

(Фигуры двигаются под музыку).

Король: Ай, да молодцы, шахматные фигуры. Все правильно передвигались. Приходите ко мне в следующий раз, я расскажу вам про

короткую рокировку, которую я делаю с ладьей, на прощание я

дарю вам вот этот шахматный мешочек, в нем шахматное печенье и дорожные магнитные шахматы. Вас проводит мой паж. До

свидания, уважаемые гости.

Паж: Стройся по двое!

Песню запевай!

(Впереди идет паж, дети парами, они поют и уходят из зала).

Научились мы играть

Надо нам разряд давать

Скоро в школу мы пойдем

Шахматы с собой возьмем.