статья из опыта работы на тему "Развитие коммуникативных отношений в детском коллективе"
статья (старшая группа) на тему

пантелеева татьяна васильевна

Общение- очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы дети как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kommunikativnye_otnosheniya_v_detskom_sadu.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Из опыта работы воспитателя группы №9 Пантелеевой Т.В.

         Г. Ростов-на-Дону МБДОУ №215 детский сад №215 «Буратино»

на тему «Развитие коммуникативных отношений  в детском коллективе»

Общаясь с ровесниками, ребёнок лучше узнаёт и познаёт самого себя.
Л.Н. Галигузова

Наш детский сад работает по программе “От Рождения до школы ” под редакцией Вераксы, М. А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Ведущая цель программы - формирование основ базовой культуры личности. Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка дошкольного возраста. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания в новом варианте программы предусмотрена во всех её разделах, начиная с младших групп. В процессе реализации программы у детей формируются социально-коммуникативные умения и навыки, дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, воспитывается отзывчивость, сочувствие, забота, доброта.

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни

Таким образом, систематическая работа по программе уже предполагает формирование социально-коммуникативных умений и навыков.

Коммуникативные качества являются одной из составляющих нравственного развития ребёнка. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящён воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: “социально-эмоциональное” воспитание, или “нравственное” воспитание, или формирование гуманного отношения к другим людям.

    В своей работе детьми дошкольного возраста я всё чаще встречаюсь с проблемами взаимоотношений между дошкольниками, с конфликтными ситуациями в группе. Становится всё больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неусидчивость, враждебность, агрессивность, тревожность.

Между моими воспитанниками во время игр, совместной деятельности и на занятиях формируется широкий диапазон взаимоотношений, и не всегда они складываются благополучно. Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

 Мы, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Исследования психологов показывают, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся более предпочитаемыми, другие всё прочнее занимают положение “отверженных”. Содержание обоснование предпочтений детей изменяется от чисто внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребёнка в группе сверстников.

После проведения диагностики был составлен план работы в данном направлении, и намечена цель работы с детьми.

Цель – развитие коммуникативных способностей.

Задачи - расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

  • сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.
  • воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Для достижения поставленной цели я использовала в своей работе театрализованную деятельность,  развивающие игры,  этюды,  беседы, моделирование ситуаций, использовала целенаправленные развивающие занятия, которые предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

Игровые задания подбирались  по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Благодаря целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками.

Полученные результаты диагностики  подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.

Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться.

Список литературы

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль. 1998.
  2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
  3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996.
  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2003.
  5. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. Автор-составитель И.А. Пазухина. Спб, “Детство-Пресс”, 2004.
  6. Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.
  7. Зеньковский В.В. психология детства. М., 1998.

Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и предметно-развивающая среда. Для этого я расширила ассортимент дидактических игр: “Кубик”, “Расколдуй девочку”, “Экран настроений”; пополнила виды театров; организовала уголок творчества.

Для организации работы с детьми по развитию коммуникативной сферы требуется взаимосвязь между ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями,   художественной литературой и прочее.

Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, так как игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Игры, используемые мною во всех видах деятельности, очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры  являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Повсеместно использую различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста часто использую театрализованную деятельность, так как она создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В моей группе имеются разнообразные виды театров (настольные, кукольные, пальчиковые), которые используются в различных видах деятельности. Дети свободно владеют техникой исполнения, проявляют творчество, распределяют роли, инсценируя знакомую сказку. Совместно с родителями изготавливают необходимые атрибуты.

Как на занятиях, так и в свободной деятельности довольно часто применяю в работе с детьми игры с правилами - дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию, умению договариваться. Игры с правилами часто мною используются на прогулках, так как, во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, развивает двигательную активность, а в третьих, коллективная игра учит еще и общаться.

Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью, поэтому я осуществляю тесное сотрудничество с родителями. Хочется отметить активную позицию родителей, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей.

В начале года познакомила родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными мною при диагностическом исследовании, а затем в течение года осуществляю просветительную работу в разных формах: это и консультации, и тренинги, круглый стол, фотовыставки, памятки, конкурсы для родителей, памятки, индивидуальные беседы, выпуск газеты, семинар, дни открытых дверей, папки-передвижки.

Так, например, провела “Тренинг комфортного общения” для родителей старшей группы. Целью нашей встречи стало развитие положительных детско-родительских взаимоотношений, родители попробовали посмотреть на мир глазами ребёнка, найти с ним общий язык и избежать конфликтов.

Чтобы отследить динамику развития взаимоотношений между детьми, в конце учебного года провела социометрическое обследование и исследование коммуникативных способностей . по методике М. В. Корепанова.

К концу учебного года стали видны значительные изменения по всем показателям. Уровень благополучия взаимоотношений поднялся до среднего, коэффициент взаимности возрос на 5,3%. Индекс изолированности снизился до 13%, а уровень развития коммуникативных способностей: высокий увеличился на 30%, низкий – отсутствует. (Приложение 6)

Исследования показали, что благодаря такой целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.

Таким образом, полученные результаты исследования подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.

Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками.

Список литературы

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль. 1998.
  2. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2005.
  3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996.
  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2003.
  5. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. Автор-составитель И.А. Пазухина. Спб, “Детство-Пресс”, 2004.
  6. Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.
  7. Зеньковский В.В. психология детства. М., 1998.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2002.
  9. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
  10. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск., 2004.
  11. Семенака С.И. “Уроки добра”.
  12. О.И. Тушканова. Развитие понимания другого человека и сопереживания ему. Волгоград, 1997.
  13. Учимся общаться с ребенком // Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. и др. М., 1993.
  14. Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. М., 2009.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада. «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются качества, необходимые для успешного умственного развития; появляется, способность ...

Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада.«Основные задачи в сенсорном воспитание»

Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредс...

Статья: "Описание опыта работы педагога дополнительного образования руководителя хореографического коллектива"

Актуальность опыта: Изучение проблемы развития творческих способностей детей посредством танца актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к...

«Влияние межличностных отношений в детском коллективе на психологический климат» Курсовая работа

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, м...

«Влияние игры на формирование дружеских отношений в детском коллективе», опыт работы по проекту «Игры нашего двора»

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками и взрослыми. В общении со сверстниками ребенок приобретает уникальный социальный опыт, который п...

Статья из опыта работы для воспитателей первой младшей группы детского сада «Основные задачи в сенсорном воспитание»

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного бо...