Кейс на тему: «Отсутствие самостоятельности у детей 4-5 лет».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Одегова Юлия Николаевна

Как способствовать развитию самостоятельности, т.е. инициативности и независимости у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx40.86 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс на тему:

«Отсутствие самостоятельности у детей 4-5 лет».

Выполнила: Одегова

Юлия Николаевна

Воспитатель д/с № 36

 г. Санкт-Петербург, 2017 г

Содержание

1. Актуальность ………………………………………………………………….2

2.Основные причины, влияющие на развитие самостоятельности ………...…3

3. Основные приемы и правила по способствованию формирования самостоятельности у детей............................................................................……………………....……3

4. Советы и рекомендации психолога для родителей…………………………7

5. Список использованной литературы.……………………………….........….9

  1. Актуальность

В течение года ко мне обращались родители с разными вопросами о проблемах воспитания, которые особенно их тревожат. Чаще всего обсуждалась тема самостоятельности детей. Самостоятельность ребенка для многих родителей - наиболее желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать свое чадо к независимости?

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, что определяет само слово «самостоятельный».

Чтобы ничего не придумывать, заглянем в толковый словарь Ушакова. Читая значения слова, стоит отметить, что оно имеет несколько близких толкований, в том числе:

- «существующий отдельно от других, сам собою, независимый»;

- «решительный, способный на независимые действия, обладающий инициативой»;

- «свободный от посторонних влияний, помощи, опыт, добытый личными усилиями».

Обращаю на последнее определение Ваше внимание, так как часто на несамостоятельность детей родители смотрят в несколько ином ракурсе. В ходе уточнения запроса выясняется, что идеальная картина для многих – это когда ребенок самостоятельно делает то, что ему скажут взрослые. Но это все-таки больше про умение следовать указаниям и инструкциям, то есть про послушность. Об этом как-нибудь в другой раз.

А сейчас, все-таки я  обозначила проблему следующим образом:

«Как способствовать развитию самостоятельности, т.е. инициативности и независимости у детей?».

И еще хотелось бы отметить, что интерес к данной проблеме обуславливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее: от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач и способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем младше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) - это  формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

А целевой ориентир в раннем возрасте направлен на овладение простейшими навыками самообслуживания; стремление проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.

2. Основные причины, влияющие на развитие самостоятельности у детей

Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Вторая - отсутствие времени, неуверенности в силах ребёнка: мы (родители а иногда и воспитатели) стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать за ребёнка мы, взрослые, причиняем ему большой вред, лишаем его самостоятельности, подрываем у него веру в свои силы, приучаем надеяться на других.

Уже к четырём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребёнок настаивает на своём просто потому, что он этого потребовал.

Кроме того, наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И наконец, своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.


3. Основные приемы и правила для способствования формирования самостоятельности у детей

Дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно, несмотря на то, что они ещё малы? Ребёнок 4-5 лет уже способен включаться в различную полезную деятельность. Дети очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребёнок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми.

Конечно, ребёнок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения игрушек и т.д.

Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей.

Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику, – раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого педагога, как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сенситивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку. И продолжается он только до 5 лет. После этого возраста научить ребенка совершать многочисленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений. В четыре-пять лет дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после - обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.

Но, пожалуй, главная задача взрослого - приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех членов семьи, в группе существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также, обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

Существует несколько правил формирования самостоятельности:

Правило №1. Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность детей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя.

Ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, - овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным «по возрасту». Так, от 3 до 7 лет – ведущей деятельностью выступает игра.

Правило №2. Самостоятельность - понятие субъективное, она может быть разной при оценке одного и того же действия.

Самостоятельность - не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.

Однако активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное действие становится рутинным, привычным и не вызывает былых восторгов окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы этот восторг. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным.

По большому счету - этого не происходит никогда. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где-то между уже освоенным и еще только осваиваемым - здесь она и фиксируется сознанием малыша как особое качество, возвышающее его в собственных глазах и вызывающее уважение окружающих.

Правило №3. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм.

Поэтому она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Со временем ребенок усваивает главное - самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех.

«Всеобщий результат» или «всеобщий эффект» - непременное условие становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в интервале от 2‐х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка - это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности.

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-либо возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Чтобы дети выросли самостоятельными, то надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

Правило №4. В дошкольном возрасте неплохо предоставлять ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше всего по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

Правило №5. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

Правило №6. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умение найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

Правило №7. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Правило №8. Прежде всего, родители должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам". У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься, как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если всегда решать за ребёнка и лишать его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет, либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно. Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если предложить: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё. Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому, чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Правило №9. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то родителям приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

4. Советы и рекомендаций психолога для родителей

Почти все психологи дают одинаковые рекомендации по данной проблеме. Я решила рассмотреть рекомендации для данного возраста детского психолога  Татьяны Волжениной:

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, -дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия - ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Также есть немного другие рекомендации для дошкольный возраста:

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого - приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

(Источник: Журнал "Виноград" Дата публикации 15.09.2010)

В заключении хотелось бы еще отметить то, что фундамент самостоятельности закладывается у детей на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности, как личностного качества в период дошкольного детства, связано с развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования, художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности. Главную роль в формировании самостоятельности ребенка занимает семья. Но то, насколько благополучно и полноценно будет развиваться ребенок, зависит от того, как он будет воспитываться родителями, в какой атмосфере он будет расти: в атмосфере ненависти и страха, или же, в любви, заботе и доброте. Чтобы семья смогла педагогически эффективно воспитывать и развивать самостоятельность в ребенке и, следовательно, активное отношение к жизни, взрослые члены семьи должны развивать в отношениях между собой общую родительскую позицию, единство воспитательных подходов, взаимоуважение, интерес к событиям семейной жизни.

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста успешно протекает при создании педагогических условий, стимулирующих детей к активной, результативной и творческой деятельности в дошкольных учреждениях и в семье (игра, учение, труд).


5. Список использованной литературы

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. 3-е изд 2015г.

2. 48. Толковый словарь русского языка. / Под редакцией Ушакова. – М.: Астрель, 2003.

3. Акимова Г. Е., Федорова Е. В., Яковлева В. Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб., 2002.

4. Андреева Т. В. Семейная психология: СПб.: Речь, 2004.

5. Акулова Е. Формируем у детей самостоятельность и ответственность. //

 Дошкольное воспитание. – 2009. - №9

6. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1

7. Букина Н. Что мешает нашим детям быть самостоятельными. // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 12

8. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-е изд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.

9. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Детская психология. – М.: 2008.

10. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». -   2010. - № 37.

11. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: от рождения до школы 4–е издание, переработанное: Питер; СПб., 2009.

12. Горшенина В. В, Самошкина И.В, Черкасова Н.П.Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. /  Волгоград: Панорама. 2007.

13. Гуськова Т. В. Что такое самостоятельный ребёнок. //Дошкольное воспитание. - 1988. - №11

14. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста./ Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой- М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2000.

15. Дуброва В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации. – М.: «Просвещение», 1999.

16. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. – М.: «Просвещение», 1993.

17. Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1

18. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991. -№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет

Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности детей при подготовке к школе....

Доклад на педсовете на тему:"Организация самостоятельной деятельности детей и планирование".

Мастерство воспитателяярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как...

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме«Формирование самостоятельности у детей»...

Родительское собрание тема: «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взро...

Методическая разработка на тему "Организация самостоятельной деятельности детей по теме "Весна"

Конспект самостоятельной деятельности, как итоговое мероприятие по теме "Весна. Семья"...

Методическая разработка для родителей детей 2 младшей группы по теме: «Формируем самостоятельность у детей»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий...