Главные вкладки

    Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе.
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Вандышева Татьяна Анатольевна

    Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический слух. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_1.docx727.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по звуковой культуре речи

    в подготовительной группе.

    Цель: Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический слух. Помочь осознать, что слово звучит, т. е. состоит из звуков; его можно слушать и произносить; слово может быть коротким и длинным познакомить со звуковой схемой слов. Учить детей самостоятельно определять количество звуков и односложных слов.

    Методы и приёмы: Объяснение, рассказ, художественное слово, физ. минутка, игровые приёмы, контроль, поощрение, положительная оценка.

    Оборудование: Звуковые схемы, для каждого ребёнка, полоски бумаги короткие и длинные, картинки с изображением птиц и животных, шаблоны, карандаши, 2 полоски: короткая и длинная, листы бумаги.

    ХОД

    В – ль: - Дети, вспомните, как завывает ветер? (у-у-у.) Как он шумит в листве деревьев? (ш-ш-ш). Как капает дождик? (кап-кап). Шумит чайник? (с-с-с). Тикают часы? (тик-так). А как рычит тигр (р-р-р). Воет вьюга? (в-в-в). Самолёт летит? (л-л-л). Молодцы.

    - Дети вы видите, что природа, звери, люди издают разные звуки. Звуки звучат по-разному. Есть звуки, которые звучат громко, например – ЗВЕЗДА. А есть звуки, которые произносятся тихо, и слова звучат тихо, например

    -Ши-ши-ши зашумели камыши. А теперь послушайте стихотворение.

    Шуршат осенние кусты,

    Шуршат на дереве листы.

    Шуршит камыш, и дождь шуршит.

    И мышь, шурша в нору спешит.

    А там сидят и шуршат

    Шесть шустреньких, пушистеньких мышат.

    - Какие вы звуки слышите?

    Дети: - ш-ш-ш

    - Поэтому стихотворение шумит, шуршит. А теперь послушайте другое стихотворение.

    Барабан

    Левой, правой!

    Левой, правой!

    На парад

    Идёт отряд.

    На парад

    Идёт отряд.

    Барабанщик очень рад:

    Барабанит, Барабанит

    Полтора часа подряд!

    Левой, правой!

    Левой, правой!

    Барабан уже дырявый! (А. Барто)

    - А это стихотворение звучит громко, раскатисто, потому-что в нём много громких звуков.

    Игра «Звуковые часы»

    - Есть слова, которые похожие по звучанию, потому что в них встречаются одинаковые звуки. Например,: Маша – Даша; Рак – лак; Лук – люк.

    На моих звуковых часах расположены картинки, они похожи по звучанию. Нужно найти пары слов и направить стрелочки. Я нашла два слова. Давайте произнесём – крыша – крыса. Похожи? Эти слова похожи, т. к. встречаются одинаковые звуки. Кто нашёл одинаковые слова? Выходите, покажите.

    Игровое упражнение «Звуки заблудились»

    - Ребята, а сейчас я хочу прочесть вам стихотворения А. Шибаева, где звуки заблудились

    Миша дров не напилил,

    Печку кепками топил. (щепками)

    Мы собрали васильки

    На головах у нас - щенки (венки,

    Подарили нам игрушки:

    Целый день стреляли мушки (пушки).

    Закричал охотник: - Ой!

    Двери гонятся за мной! (звери)

    Посмотрите-ка, ребятки:

    Раки выросли на грядке! (маки).

    На пожелтевшую траву

    Роняет лев свою листву (лес)

    Старый дедушка Пахом

    На козе скакал верхом (коне)

    Мама с бочками пошла (дочками)

    По дороге вдоль села.

    Жучка будку не доела (булку)

    Неохота. Надоело.

    - Можно ли назвать это стихотворение весёлым, смешным? Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, т. к. люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своём месте)

    ФИЗМИНУТКА«Самолёты»

    Дети произносят звук – р-р-р, делают вращательные движения руками, расправляют руки как крылья самолёта, бегают по площадке и произносят звук – л-л-л

    Игра «Доскажи словечко»

    - Ребята, нам от Петрушки пришло письмо (показ конверта). Я не могу его прочитать. Здесь в словах пропущены звуки. Давайте поможем Петрушке, поставим звуки на место. Ребята послушайте я называю птиц: аис., воро., орё., коршу., скворе., щего., соко., фили., павли., берку., вьюро., гри.

    - Вы знаете таких птиц? Почему вы их не узнали? Правильно, потому что пропущены звуки в словах. Послушайте ещё:

    - На крыльце сидел котёно… к

    - Перед ним на солнце грелся черноухий щено… к

    - В зоопарке живёт: ено…т, крокоди. л, бегемо. т, ло. сь, медве. дь, вол. к, зуб. р, шака. л, тиг. р, ле. в.

    - Мы дали животным: хле… б, бана. .н, апельси. .н, кос. .ть, овё. .с.

    - А в какой части слова попущен звук? (в конце)

    Дидактическое упражнение «Длинное - короткое»

    - Ребята, слово может быть коротким и длинным. Послушайте: сон, ночь, кит – это короткие слова в них мало звуков. Электричество, муравейник, колокольчик – длинные слова, в них много звуков.

    - Перед вами лежат короткие и длинные полоски. Я буду называть два слова, а вы покажите какое слово длинное или короткое (а – ист – во – ро – бей; кит - ко – рюш – ка; кот – кро – ко – дил; лев – мыш – ка)

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Апельсин»

    Мы делили апельсин

    Много нас, а он один

    Эта долька для котят

    Эта долька для утят

    Эта долька для ежа

    Эта долька для чижа

    Эта долька для бобра.

    Ну, а волку кожура

    Он сердит на нас беда

    Разбегайся, кто куда!

    Задание «Штриховка».

    - Перед вами лежат листочки и шаблоны. Шаблон надо положить на листочек обвести его. Штриховать его надо с лева на права, выступать за контуры нельзя. Приступайте к работе.

    - Дети, (имя ребёнка) посмотрите, чья работа вам (тебе) понравилась. Почему?

    Обобщающий вывод: Сегодня на занятии, мы с вами говорили о звуках и словах. Слова бывают похожие и различные по звучанию. Если звуков мало, то слово короткое, а если много, то слово длинное. Вы правильно выполняли все задания: узнали из каких звуков состоят слова, красиво штриховали, вы были как настоящие школьники.

    Картинки по запросу картинки похожие слова

    Похожее изображение

    Картинки по запросу картинки похожие слова

    Картинки по запросу картинки похожие слова

    Похожее изображение

    Похожее изображение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б\']. Буква Бб".

    Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много.  Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа

    Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речиЗадачи:Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять д...

    Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной к школе группе «Звук К-КЬ. Цветы»

    Занятия по звуковой культуре речи позволит совершенствовать фонематическое восприятие детей, и создать условия для формирования звуковой культуры речи....