Конспект занятия по звуковой культуре речи для дошкольников подготовительной к школе группы «Краски осени»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Безладная Наталья Дмитриевна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_zkr_kraski_oseni_bezladnaya.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по звуковой культуре речи

для дошкольников подготовительной к школе группы

«Краски осени»

Цель: Закрепить произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

обучающие:

- уточнить артикуляцию и характеристику звука [С];

- формировать навыки согласования числительного с существительным; прилагательного с существительным в мужском, женском и среднем роде;

- формировать навыки согласования слов в предложении;

- закрепить представления по теме «Осень».

развивающие:

- развивать восприятие,  память, внимание, фонематический слух;

- развивать грамматический строй речи, навыки словоизменения;
- развивать зрительно-пространственные представления;

- развивать общую моторику, координацию движений;

- развивать дыхание, высоту и силу голоса, мимику.

воспитательные:

- способствовать формированию положительных эмоций;

Ход

1. Организационный этап.                                                                                                           Я хочу подарить вам свою улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите?
Сегодня у нас гости, очень милые и симпатичные.
Давайте скажем им “добрый день”.
А теперь волшебство
Я взмахну правой рукой и гости будут сидеть так тихо, как будто их нет!
Раз, два!
Я хлопну в ладоши, и дети закроют глаза,
а когда откроют, будут смотреть только на меня.
Открывайте!
- У нас сегодня необычное занятие, мы с вами встретимся ….

 Слайд «Осень в черно-белых красках»

- Ребята, посмотрите на картинку. Как вы считаете, какое время года на ней изображено?(Осень)  Мы встретимся с Осенью. Почему вы так решили, что это Осень? Чего не хватает на картинке? (Красок)

- А краски, каких цветов нужны, чтобы осень стала красивой(желтой,красной, оранжевой,серой, зеленой,коричневой)

- Предлагаю, вам сегодня вернуть краски осени. Чтобы вернуть краски осени, вам придётся потрудиться. Вы должны будете говорить так правильно и внятно, чтобы было всем понятно. Готовы?

2 часть

-Ребята, посмотрите, какую первую краску вы можете вернуть осени. Желтую. Что осенью желтого цвета? Нужна ли осени желтая краска?

- Чтобы вернуть желтую краску вам, нужно сделать артикуляционную гимнастику и дыхательную.

 Артикуляционная гимнастика.

 «Почистим  зубки» Улыбнуться, открыть рот , кончиком языка сильно почистить за нижними зубами(влево-вправо).Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами.

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику, )                                                       Дыхательная гимнастика.

- Будем дуть как осенний ветер, а ветер осенний какой?

- Подуйте на листочки плавно, так, чтобы они слетели с руки

(Дети дуют на листик плавно и длительно.)

- С заданием справились?

- Возьмите  желтую краску.

3. Какую следующую краску будем возвращать осени? Красную. Что осенью бывает красного цвета? Нужна ли осени красная краска?

- Чтобы вернуть красную краску, вам надо внимательно меня слушать, подумать, а потом отвечать.

- Послушайте внимательно слова и определите, какой одинаковый звук встречается во всех словах: лес, сапоги, лист, сосны,сова

- Правильно, это звук [С].  Сегодня вы будете определять звук [С] на слух, а также учиться произносить звук [С], в слогах, словах и предложениях.

4. Характеристика звука [С].

Скажите звук [С] гласный или согласный? Звук «С» можно пропеть?

-  Вернём осени красную краску.

5) Развитие фонематического слуха

- Какого цвета будет следующая краска? Оранжевая. Что осенью будет оранжевого цвета? Нужна ли осени оранжевая краска?

- Чтобы вернуть оранжевую краску, вы должны быть очень внимательными. Вам нужно услышать звук [С] в слогах и словах.

Игра «Хлопай, не зевай»

- Как только услышите звук [С] в слоге, хлопните в ладоши.

Са, мы, со, зу, на, сы, ру, до, сэ, ус, ыб, ас, ус, ос.

Игра «Послушай и назови правильно»

- Я буду произносить слова, а вы должны будете назвать  мне только те слова, в которых   слышится звук [С]

Слова: сундук, таблетка, коляска, лес, тетрадь, пол, лиса, компас, работа. 

-  Справились с заданием, получите оранжевую краску.                                         - Какую краску будем возвращать? Коричневую. Что осенью будет коричневого цвета? Нужна коричневая краска?

- Вам придется потрудиться .                                                                                                                                      Давайте с вами еще раз разогреем наши язычки.                                                                                      Артикуляционная гимнастика                                                                                                                                               Раз- окошечко открыли                                                                                                                                                   Два- мы дудочку купили.                                                                                                                                            Три –в улыбке наши губки                                                                                                                                                   На четыре чистим зубки                                                                                                                                     Игровое упражнение «Продолжи чистоговорку»                                                                    Нужно продолжить чистоговорку, подобрав  подходящее к ней слово.                                          -Сеня в лесу встретил..(лису)                                                                                                               -Са-са- са под кустом сидит…(лиса)                                                                                                            -Су-су-су тихо осенью в…(лесу)                                                                                                       -Са- са-са выпала…( роса)                                                                                                            -Си –си –си смотри не…( укуси)                                                                                                        -Сы сы-сы выросли…(усы)                                                                                                                  –Су-су-су карамельку …(сосу)                                                                                                               -Се-се-се помоги …(лисе)

- По цифровой схеме повторите заданное количество раз слоги:

2-1 СЭСЭ-СЭ 1-2 СЭ-СЭСЭ

2-2 СОСО-СОСО 1-2 СО-СОСО

3-1 СУСУСУ-СУ 1-3 СУ-СУСУСУ

2-3 СЫСЫ-СЫСЫСЫ 3-2 СЫСЫСЫ-СЫСЫ

1-2 СА-САСА 2-1 САСА-СА                                                                             Упражнение для коррекции зрения - «Мы листочек увидали»
Мы листочек увидали и с листочком поиграли
(дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой,
сфокусировать на ней взгляд)
Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели
(отвести листик вправо, проследить движение взглядом)
Листочки влево полетели, глазки влево посмотрели
(Отвести листик влево, проследить движение взглядом)
Ветер вверх поднимал и на землю опускал…
(поднимать листики вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)
Всё! На землю улеглись.

- Прочитать слоги:  ЫС,   ОС, ИС, УС, АС

(Дети читают слоги и выделяют при помощи силы голоса заданный слог)

-  Возвращаем коричневую краску.

Физминутка Игра «Рисуем осень»

- Большую часть красок вернули. Давайте, нарисуем признаки осени руками.

Мы рисуем серое, хмурое небо.

(Поднять руки вверх, кистями рук «раскрашивают» небо вправо-влево.)

Мы рисуем большие холодные лужи.

(Наклоняются и свободно двигающимися руками внизу «рисуют круги».)

Мы рисуем мелкий моросящий дождик.

(Хаотично двигают пальцами, опуская руки сверху вниз, до самого пола.)

Развитие мимических мышц.

- Осенью погода в течение дня может меняться. Представьте, что набежала хмурая серая туча, и закапал дождик, покажите, как люди огорчаются, ёжатся от холода и ветра. Покажите, как люди радуются, когда снова выглянуло солнышко, стало теплее.

(Дети выполняют задание при помощи мимики и символических движений.)

7. Автоматизация звука [С] в словах.

- Какого цвета будет следующая краска? Серая. Что осенью будет серого цвета? Нужна осени серая краска?

- Чтобы вернуть осени серую краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С].

Игра «Один - Много»( с осенним листиком).

- Поиграем в игру «Один-много», я говорю один предмет вы много и наоборот.

Нос-носы, автобус-автобусы, поднос-подносы, ананас-ананасы, лисы-лиса, кокосы-кокос.

Игра « Волшебный кузовок». В него можно класть только те грибочки-слова, которые заканчиваются на «ок». Каждый положит в кузовок один грибочек со словами: кладу в кузовок сахарок (например-совок, сачок, носок,сапожок, сырок,колосок, сучок, станок, кусок,  и т.д.)                                                                                                                                                      

-  Вы правильно и четко произносили слова? Получите серую краску.

8) Автоматизация звука [С] в предложениях.

- Какого цвета будет следующая краска? Зелёная. Нужна ли осени зеленая краска?

- Чтобы вернуть зелёную краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С] в предложениях. Только предложения будут заколдованные, вам нужно их расколдовать.

Сапоги надели Саню.

Бусы носят Соню.

Сосна сидит на сове.

Астры посадили садовника.

Кусок мяса кусает собаку.

На посуду поставили стол.

- Все предложения расколдовали, получите зеленую краску

Рефлексия.

- Все краски осени вернули. Молодцы, ребята!

- Вам бы хотелось увидеть осень красивую, красочную? (Слайд  «Золотая осень» и «Осень черно-белая»  Одинаковые картинки у нас получились? Найдите различия.

- Какой звук сегодня учились произносить?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какие были трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....

Занятие по звуковой культуре речи, грамоте в подготовительной к школе группе.

Цель: совершенствовать  звуковую  культуру речи детей: уметь слышать различие звуков «Ш»-«С», произносить их (помочь детям ощутить разную позицию язычка) стимулировать и поддерживать ...

Конспект занятия по физической культуре «Приключения в сказке» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы. Представляет собой сюжетное занятие с разминкой на степ-платформах, ОВД выполняются по методу круговой тренировки. В перерывах между циклами ...

Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми подготовительной группы. Тема: "Звуки [Б] [Б\']. Буква Бб".

Занятие рассчитано на сильных детей, поэтому заданий много.  Занятие можно сократить или использовать меньше речевого материала в заданиях....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»...

Формирование звуковой культуры речи с детьми подготовительной к школе группы

Формировать умение делить слова на части. Продолжать знакомить с мягкими и твёрдыми звуками. Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Воспитывать сочувствие, желание помочь....