Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".
Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по звуковой культуре речи ( средняя группа ).
Тема : Знакомство со звуком С.
Программное содержание
Цели :
1.Познакомить детей со звуком С, показать его артикуляцию. Учить произносить звук С
изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.
2.Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи; умение говорить четко, громко, неторопливо.
3.Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука С в словах.
4.Развивать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.
5.Развивать воображение, память, внимание.
6.Развивать связную речь, ее выразительность.
7.Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.
8.Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
9.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Словарная работа : лес, самокат, колесо, оса, кусать, куст, автобус, самолет, стол, рисунок, солнышко, насос.
Формы организации :
- фронтальная работа,
- подгрупповая работа,
- индивидуальная работа.
Методические приемы :
1.Художественное слово.
2.Репродукция картины И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу ».
3.Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского « Айболит ».
4.Физминутка « Насос ».
5.Пальчиковые игры « Компот », « Солнышко ».
6.Словарная работа :
- обогащение словарного запаса,
- активизация словаря.
7.Поисково – исследовательская деятельность.
8.Использование игр по формированию лексико – грамматического строя речи :
- « Один – много »,
- « Назови ласково »,
- « Доскажи словечко »,
- « Кто больше? », ( нахождение предметов с заданным звуком ),
- « У кого – кто? »,
- « Кто внимательный? ».
9.Использование элементов театрализации ( кукла Мишутка ).
10.Использование наглядности :
- предметные картинки,
- игрушки.
11.Моделирование лесной полянки.
12.Беседа.
13.Использование загадок ( развитие мышления, воображения ).
14.Создание проблемной ситуации.
Оборудование :
1.Репродукция картины И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу ».
2.Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского « Доктор Айболит ».
3.Игрушки, в названии которых есть звук С : самолет, пистолет, насос, колесо, автобус, бусы, лиса, слон, собака, апельсин, ананас, сливы, абрикос.
4.Предметные картинки :
- тема « Фрукты » : апельсин, ананас, сливы, абрикос;
- тема « Транспорт » : самолет, автобус;
- тема « Птицы » : сорока, сова, соловей;
- тема « Насекомые » : оса;
- тема « Животные » : собака, свинья, лиса, слон.
5.Кукла Мишутка.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед. Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского « Айболит » : « Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит …И пришла к Айболиту лиса: « Ой, меня укусила оса!». И пришел к Айболиту Барбос : « Меня курица клюнула в нос!».( на фланелеграфе иллюстрация к сказке ). Вдруг издалека доносится чье – то жалобное хныканье : « Ой – ой – ой, ай – ай – ай…».
Логопед. Ребята, вы слышите, кто – то плачет? Пойдемте посмотрим, может кому – то нужна наша помощь? ( Идет с детьми по группе и вдруг…Смотрите – лесная полянка. Ребята, слышите, плач доносится с полянки? Никого не видно…( игрушка Мишутка накрыт веточками и шишками. Пока дети рассматривают лесную полянку, логопед надевает на руку куклу ).
- Как тебя зовут малыш и почему ты плачешь?
- Я – а – а, Мишутка, а плачу, потому что мне больно.
- Что же у тебя болит, Мишутка?- спрашивает логопед, но Мишутка не отвечает.
- У тебя носик болит? – кукла не отвечает.
- У тебя ушко болит? – не отвечает.
- У тебя лапка болит? – но Мишутка молчит.
Логопед : « Ребята, спросите, пожалуйста, что же у Мишутки болит?» ( дети обращаются к кукле с вопросом и Мишутка отвечает: « У меня щека болит »).
Логопед : Ребята, давайте спросим у Мишутки, что случилось?
Рассказ Мишутки :
Я катался в лесу на самокате и нечаянно колесом наехал на куст с осиным гнездом. Осы рассердились и начали меня кусать. И теперь у меня щека распухла и болит. Скажите, ребята, а вы падали с самоката, когда учились кататься? ( ответы детей ). А я не знаю, что мне делать, как вернуться домой, колесо у самоката спустилось. Вы поможете мне накачать колесо? ( ответы детей ).
Физминутка « Насос » ( дети стоят полукругом ).
- Спасибо вам , мальчишки и девчонки, за помощь. Уф, я так устал и пить хочется. А вы хотите пить? Давайте вместе сварим вкусный компот!
Пальчиковая игра « Компот » ( проводится сидя на ковре, в корзиночке лежат муляжи фруктов ). Логопед приглашает детей: « Сядьте так, как вам удобно ».
- Будем мы компот варить, ( большим пальцем правой руки делаем круговые движения по ладошке левой руки ).
- Фруктов нужно много, вот! ( прижимаем к ладошке мизинчик )
- Будем сливу мы крошить, ( безымянный пальчик )
- Будем ананас рубить. ( средний пальчик )
- Апельсин отдаст нам сок ( указательный пальчик )
- И положим сахарок! ( пальцы прижаты к ладошке, большой пальчик смотрит вверх ).
Мишутка : Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Пойдемте посмотрим!
Отгадывание загадок. Логопед читает загадки детям. Тот, кто отгадал, берет со стола картинку и называет, что на ней изображено. ( Загадки и картинки на каждого ребенка ).
1.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая ( сорока ).
2.Где – то в Африке нужны,
Как транспорт, сильные…( слоны ).
3.Лежит – молчит, подойдет – заворчит ( собака ).
4.Хвост – крючком, нос – пятачком,
Четыре грязных копытца
Залезли прямо в корытце ( свинья ).
5.Мы варенье наварили, никому не говорили.
Чудеса! Чудеса! Как проведала …( оса ).
6.Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках ( автобус ).
7.Не машет крылом, а летает.
Не птица, а всех обгоняет ( самолет ).
8.Он соло пел среди ветвей,
Его назвали …( соловей ).
9.Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет ( лиса ).
Мишутка : Какие вы молодцы, столько знаете, так легко отгадываете загадки! Сейчас я проверю, какие вы внимательные.
Игра « Кто больше » : Посмотрите, как много у вас в группе игрушек, в названии которых есть звук С. ( нахождение игрушек, в названии которых есть заданный звук ).
Логопед. Ребята, обратите внимание, сколько раз мы с вами произнесли звук С, сколько слов со звуком С вы знаете!
Игра « Договори словечко » : ли – са, о – са, коле – со…
СА – СА – СА – самолет, оса.
СА – СА – СА – такса, колбаса.
СО – СО – СО – сокол, колесо.
СОК – СОК – СОК – поясок, носок.
СУ – СУ – СУ – сумку я несу.
СУ – СУ – СУ – лису найду в лесу.
СЫ – СЫ – СЫ – бусы и носы.
СЫ – СЫ – СЫ – косы и усы.
Мишутка : Ребята, какие вы веселые, дружные! А вам нравится играть? Давайте поиграем в мою любимую игру. Проводится игра « Один – много » ( дети делятся на две команды и садятся на стульчики. Логопед показывает карточки с изображением предмета или предметов, а дети отвечают ).
Мишутка. Вы так хорошо отвечаете, так четко, красиво произносите слова, так много знаете и умеете. А я еще маленький и многого не умею и не знаю. Ребята, я хочу научиться говорить ласковые слова. Вы мне поможете? ( ответы детей ).
Игра « Волшебный мешочек ». Каждый ребенок достает игрушку из мешочка и называет ее ласково ( игра « Назови ласково » ).
Мишутка. Спасибо вам , ребята! Теперь я умею произносить ласковые слова. И от этого мне хорошо и тепло, как – будто светит солнышко! И я хочу подарить вам свою любимую игру. Пальчиковая игра « Солнышко » :
- Нарисую солнышко на своей ладошке,
- Пусть оно сияет, хоть и понарошку! ( Указательным пальчиком правой руки рисуем круг на ладошке левой руки. Затем проводим лучики, начиная с мизинчика.).
Мишутка. Я рад, что у меня такие умные, добрые, веселые друзья! А мне пора домой и на прощание я хочу подарить вам раскраску « Солнышко» ( дарит детям рисунки ). Пусть оно вас всегда согревает и напоминает обо мне. Ребята, а как же я поеду? Ведь на самокате спустилось колесо. Вы поможете мне его накачать? ( ответы детей ).
Проводится физминутка « Насос » и Мишутка уезжает в лес на самокате.
Итог занятия.
Логопед. Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня играли? Правильно, со звуком С.
Мишутке очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво произносили слова со звуком С. Назовите предметы, в названии которых есть этот звук.
- Спасибо, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речевая культура речи. Знакомство со звуком Ж "
Конспект занятия по развитию речи " В гости к ежику" (средняя группа)...
Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]» (использование корректурных таблиц)
Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; Задачи: Образовательные: совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками. Ж и Ш.; раз...
Звуковая культура речи «Знакомство со звуком [Ф]» (младшая группа)
На занятиях по звуковой культуре речи учим детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком....
Звуковая культура речи «Знакомство со звуком [З]» (младшая группа)
В процессе занятия упражняем детей в правильном произношении звука [З] (в звукосочетаниях, словах, фразах), развиваем моторику речедвигательного аппарата, воспитываем интерес к окружающему миру...
Занятие по речевому развитию "Звуковая культура речи: знакомство со звуком [ж]"
Занятие по речевому развитию"Звуковая культура речи: знакомство со звуком [ж]"...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...
Звуковая культура речи знакомство со звуком (Ж) и (ш).
Формировать у детей умение четко и правильно произносить звуки (ш) и (Ж) изолировано и в словах.Развиваем свободное общение, диалогическую речь....