Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".

Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект   занятия по звуковой культуре речи ( средняя группа ).

                                       Тема : Знакомство со звуком С.

Программное содержание

Цели :

1.Познакомить детей со звуком С, показать его артикуляцию. Учить произносить звук С

изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи.

2.Воспитывать звуковую и интонационную выразительность речи;  умение говорить четко,  громко, неторопливо.

3.Способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука С в словах.

4.Развивать  речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох.

5.Развивать воображение, память, внимание.

6.Развивать связную речь, ее выразительность.

7.Обогащать словарный запас детей, активизировать словарь.

8.Формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

9.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Словарная работа : лес, самокат, колесо, оса, кусать, куст, автобус, самолет, стол, рисунок, солнышко, насос.

Формы организации :

- фронтальная работа,

- подгрупповая работа,

- индивидуальная работа.

Методические приемы :

1.Художественное слово.

2.Репродукция картины И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу ».

3.Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского « Айболит ».

4.Физминутка « Насос ».

5.Пальчиковые игры « Компот », « Солнышко ».

6.Словарная работа :

- обогащение словарного запаса,

- активизация словаря.

7.Поисково – исследовательская деятельность.

8.Использование игр по формированию лексико – грамматического строя речи :

- « Один – много »,

- « Назови ласково »,

- « Доскажи словечко »,

- « Кто больше? », (  нахождение предметов с заданным звуком ),

- « У кого – кто? »,

- « Кто внимательный? ».

9.Использование элементов театрализации ( кукла Мишутка ).

10.Использование наглядности :

- предметные картинки,

- игрушки.

11.Моделирование лесной полянки.

12.Беседа.

13.Использование загадок ( развитие мышления, воображения ).

14.Создание проблемной ситуации.

Оборудование :

1.Репродукция картины И.И. Шишкина « Утро в сосновом лесу ».

2.Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского « Доктор Айболит ».

3.Игрушки, в названии которых есть звук С : самолет, пистолет, насос, колесо, автобус,  бусы, лиса, слон, собака, апельсин, ананас, сливы, абрикос.

4.Предметные картинки :

- тема « Фрукты » : апельсин, ананас, сливы, абрикос;

- тема « Транспорт » : самолет, автобус;

- тема « Птицы » : сорока, сова, соловей;

- тема « Насекомые » : оса;

- тема « Животные » : собака, свинья, лиса, слон.

5.Кукла Мишутка.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского « Айболит » : « Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит …И пришла к Айболиту лиса: « Ой, меня укусила оса!». И пришел к Айболиту Барбос : « Меня курица клюнула в нос!».( на фланелеграфе иллюстрация к сказке ). Вдруг издалека доносится чье – то жалобное хныканье : « Ой – ой – ой, ай – ай – ай…».

Логопед. Ребята, вы слышите, кто – то плачет? Пойдемте посмотрим, может кому – то нужна наша помощь? ( Идет с детьми по группе  и  вдруг…Смотрите – лесная полянка.  Ребята, слышите, плач доносится с полянки? Никого не видно…( игрушка Мишутка накрыт веточками и шишками. Пока дети рассматривают лесную полянку, логопед надевает на руку куклу ).

- Как тебя зовут малыш и почему ты плачешь?

- Я – а – а, Мишутка, а плачу, потому что мне больно.

- Что же у тебя болит, Мишутка?- спрашивает логопед, но Мишутка не отвечает.

- У тебя носик болит? – кукла не отвечает.

- У тебя ушко болит? – не отвечает.

- У тебя лапка болит? – но Мишутка молчит.

Логопед : « Ребята, спросите, пожалуйста, что же у Мишутки болит?» ( дети обращаются к кукле с вопросом  и Мишутка отвечает: « У меня щека болит »).

Логопед : Ребята, давайте спросим  у Мишутки, что случилось?

 Рассказ Мишутки :

Я катался в лесу на самокате и нечаянно колесом наехал на куст с осиным гнездом. Осы рассердились и начали меня кусать. И теперь у меня щека  распухла и болит. Скажите, ребята, а вы падали с самоката, когда учились кататься? ( ответы детей ). А я не знаю, что мне делать, как вернуться домой, колесо у самоката спустилось. Вы поможете мне накачать колесо? ( ответы детей ).

Физминутка « Насос » (  дети стоят  полукругом ).

- Спасибо  вам , мальчишки и девчонки, за помощь. Уф, я так устал и пить хочется. А вы хотите пить? Давайте вместе сварим вкусный компот!

Пальчиковая игра « Компот » ( проводится сидя на ковре, в корзиночке лежат муляжи фруктов ).  Логопед приглашает детей: « Сядьте так, как вам удобно ».

- Будем мы компот варить, ( большим пальцем правой руки делаем круговые движения по ладошке левой руки ).

- Фруктов нужно много, вот! ( прижимаем к ладошке  мизинчик  )

- Будем сливу мы крошить, ( безымянный пальчик )

- Будем ананас рубить. ( средний пальчик )

- Апельсин отдаст нам сок ( указательный пальчик )

- И положим сахарок! ( пальцы прижаты к ладошке, большой пальчик смотрит вверх ).

Мишутка : Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки. Пойдемте  посмотрим!

Отгадывание загадок. Логопед  читает  загадки детям. Тот, кто отгадал,  берет со стола картинку и называет, что на ней изображено. ( Загадки и картинки на каждого  ребенка ).

1.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая ( сорока ).

2.Где – то в Африке  нужны,

Как транспорт, сильные…( слоны ).

3.Лежит – молчит, подойдет – заворчит ( собака ).

4.Хвост – крючком, нос – пятачком,

Четыре грязных копытца

Залезли прямо в корытце ( свинья ).

5.Мы варенье наварили, никому не говорили.

Чудеса!  Чудеса! Как проведала …( оса ).

6.Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках ( автобус ).

7.Не машет крылом, а летает.

Не птица, а всех обгоняет ( самолет ).

8.Он соло пел среди ветвей,

Его назвали …( соловей ).

9.Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет ( лиса ).

Мишутка : Какие вы молодцы, столько знаете, так легко отгадываете загадки! Сейчас я проверю, какие вы внимательные.

Игра « Кто больше » : Посмотрите, как много у вас в группе игрушек, в названии которых есть звук С. ( нахождение игрушек, в названии которых есть заданный звук ).

Логопед. Ребята, обратите внимание, сколько раз мы с вами произнесли звук С, сколько слов со звуком С вы знаете!

Игра « Договори словечко » : ли – са, о – са, коле – со…

СА – СА – СА – самолет, оса.

СА – СА – СА – такса, колбаса.

СО – СО – СО – сокол, колесо.

СОК – СОК – СОК – поясок, носок.

СУ – СУ – СУ – сумку я несу.

СУ – СУ – СУ – лису найду в лесу.

СЫ – СЫ – СЫ – бусы и носы.

СЫ – СЫ – СЫ – косы и усы.

Мишутка : Ребята, какие вы веселые, дружные! А вам нравится  играть?  Давайте поиграем в мою любимую игру. Проводится игра « Один – много » ( дети делятся на две команды и садятся на стульчики. Логопед показывает карточки с изображением предмета или предметов, а дети отвечают  ).

Мишутка. Вы так хорошо отвечаете, так четко, красиво произносите слова, так много знаете и умеете. А я еще маленький и многого не умею и не знаю. Ребята, я хочу научиться говорить ласковые слова. Вы мне поможете? ( ответы детей ).

Игра « Волшебный мешочек ». Каждый ребенок достает игрушку из мешочка и называет ее ласково ( игра « Назови ласково » ).

Мишутка. Спасибо  вам , ребята! Теперь я умею произносить ласковые слова. И от этого мне хорошо и тепло, как – будто светит солнышко! И я хочу подарить вам свою любимую игру. Пальчиковая игра  « Солнышко » :

- Нарисую солнышко на своей ладошке,

- Пусть оно сияет, хоть и понарошку! ( Указательным пальчиком правой руки рисуем круг на ладошке левой руки. Затем проводим лучики, начиная с мизинчика.).

Мишутка. Я рад, что у меня такие умные, добрые, веселые друзья! А мне пора домой и на прощание я хочу подарить вам раскраску « Солнышко»  ( дарит детям рисунки ). Пусть оно вас всегда согревает и напоминает обо мне. Ребята, а  как же я поеду? Ведь на самокате спустилось колесо. Вы поможете мне его накачать? ( ответы детей ).

Проводится   физминутка « Насос »  и Мишутка уезжает в лес на самокате.

Итог занятия.

Логопед. Ребята, с каким звуком мы с вами сегодня играли? Правильно, со звуком С.

Мишутке очень понравилось, как вы четко, правильно, красиво произносили слова со звуком С.  Назовите предметы, в названии которых есть этот  звук.

- Спасибо, до новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевая культура речи. Знакомство со звуком Ж "

Конспект занятия по развитию речи " В гости к ежику" (средняя группа)...

Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]» (использование корректурных таблиц)

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; Задачи: Образовательные: совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками. Ж и Ш.; раз...

Звуковая культура речи «Знакомство со звуком [Ф]» (младшая группа)

На занятиях по звуковой культуре речи учим детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком....

Звуковая культура речи «Знакомство со звуком [З]» (младшая группа)

В процессе занятия упражняем детей в правильном произношении звука [З] (в звукосочетаниях, словах, фразах), развиваем моторику речедвигательного аппарата, воспитываем интерес к окружающему миру...

Занятие по речевому развитию "Звуковая культура речи: знакомство со звуком [ж]"

Занятие по речевому развитию"Звуковая культура речи: знакомство со звуком [ж]"...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Звуковая культура речи знакомство со звуком (Ж) и (ш).

Формировать у детей умение четко и правильно произносить звуки (ш) и (Ж) изолировано и в словах.Развиваем свободное общение, диалогическую речь....