Занятие по речевому развитию "Звуковая культура речи: знакомство со звуком [ж]"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Базанова Виктория Владимировна

Занятие по речевому развитию

"Звуковая культура речи: знакомство со звуком [ж]"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_po_zv.k.r.docx8.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию

"Звуковая культура речи: знакомство со звуком [ж]"

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуком ж ;

 Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко,  развивать слуховое внимание.         Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуком Ж;

- расширять словарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексического значения;

Развивающие:

- развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки Ж – Ш в словах;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию логического мышления и слухового внимания, артикуляционную моторику;

- способствовать развитию зрительной памяти;

Воспитательные: продолжать воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг к другу.

Материал:  игрушка жука, картинки животных обитающих на севере, мелодия «Весёлая песня жука»

Ход занятия:

Организационный момент. (Дети в кругу)

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Воспитатель: О чем это стихотворение? (Ответы детей)

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко.

Cлышатся мелодия «Песня жука».

Воспитатель: Ребята, вы слышите кто-то поёт песенку, я кажется, знаю кто это, послушайте загадку:

В темноте летает кто-то,

Издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно это…. (жук) 

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, нам почтальон утром вручил посылку от энтомолога, то есть ученого занимающего исследованиями насекомых. Он передал нам северного жука. Посмотрите, посылка утеплена, чтобы жук не замерз. Обратите внимание, какой красивый жук, как он жужжит, какой звук мы слышим? Ответы детей

 Воспитатель: Давайте вместе с нашим гостем сделаем артикуляционную гимнастику - зарядку для нашего язычка.

Артикуляционная разминка.

"Лопаточка" 

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек. 

 "Чашечка" 

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

 "Иголочка"

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать язык в таком положении 10 сек.

 Воспитатель: А теперь мы с вами будем произносить на одном дыхании.

Вдох – ЖИ – ЖА – ЖО – ЖУ – ЖЫ — выдох.

Вдох – ЖИ – ЖА – ЖО – ЖУ – ЖЫ – выдох.

Воспитатель:  А как звучит песенка жука? Твёрдо? И звонко! Если приставить руку к горлышку, то мы можем ощутить, как работают наши голосовые связки при этом звуке. Давайте попробуем. Хорошо, а сейчас давайте поставим руки перед грудью, скрестим кисти и подвигаем ими вверх и вниз (летает жук).

Звучит шуршание крыльев.

Воспитатель: Ребята наш жук очень взволнован, посмотрите у него под крылышком письмо для нас. Воспитатель читает письмо «Здравствуйте ребята! Животные севера гуляли и потеряли своих мам, им нужна ваша помощь!»

Игра  «Назови родителей»  (На экране изображены детёныши северных животных).

Ребята посмотрите на экран,  кто изображён на экране?

Правильно, они потеряли своих мам, давайте им поможем им их найти.

Звучит грустная песня жука.

Воспитатель: Ребята наш жук, почему то загрустил, наверно он то - же вспомнил свою маму, давайте поднимем ему настроение и прочитаем стихотворения с его любимым звуком «Ж».

СТИХОТВОРЕНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА «Ж»

Дождик, дождик не дожди,

 Дождик, дождик подожди.

 Дай дойти до дому

Дедушке седому.

              ****

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

              ****

Жук в рубашке полосатой

Прилетел играть к ребятам,

На цветок лиловый сел –

Песню звонкую запел,

Сока сладкого хлебнул,

В колокольчике заснул,

Да попал в букет к Маринке

И жужжит, жужжит в корзинке!

А Маринка не поймёт:

Почему букет поёт?

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю немного размяться.

Физ. минутка.

Я – весёлый майский жук, (Показать на себя)

Я без дела не сижу! (Покачать пальчиком)

Над землёй кружу – кружу, (Развести руки, имитация     полёта)

И жужжу, жужжу, жужжу…

На носочки поднимаюсь, (делаем движения по тексту)

Приседаю, выпрямляюсь.

Ручки в пояс, ножки врозь

Ножки прямо, ножки – вкось!

Моя песенка – жужжала (развести руки, поднять плечики)

Надоела всем. А ж-ж-жалко!

 

Звучит «Весёлая  песня жука»

Воспитатель: Молодцы ребята, наш жук повеселел, и он хочет с нами поиграть. Посмотрите я нашла у него под крылышком  ещё одно задание: Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ж, поднимите синий кружок, если услышите в слове звук Ш, поднимите зеленый кружок.

Слова: машина, шарф, жаба, шкаф, одежда, вишни, флажок, мышка, ножи, кукушка, жук, груша, лужа, мешок, карандаш.

Дидактическая игра «Выдели слово»

Жа- жа -жа— есть иголки у…. (ежа)

Жи- жи- жи —прилетели к нам …(стрижи)

Жу- жу- жу —  я вам сказку…( расскажу)

Жо- жо –жо — после дождика ...(свежо)

Же- же- же — дождь прошёл…(уже)

Аж- аж- аж — летом все идут на…(пляж)

Ож- ож- ож — я на мамочку …(похож)

Жы- жы- жы — на льдине плавали...(моржи)

Аш – Аш – Аш – есть у Кати… (карандаш).

Воспитатель: Ребята у нас тоже на столах стоят карандаши, давайте нарисуем для жука друзей, чтобы ему не было так одиноко, и он больше не грустил.

Дети проходят за столы (проводится пальчиковая гимнастика)

Пальчиковая гимнастика "АНТАРКТИДА"

В Антарктиде холодно

И снежно круглый год. (Круговые движения пальчиком по ладошке)

Но не боится стужи

Пингвин - он там живет.

Летают буревестники,

Бакланы, альбатросы.

Да плавают тюлени –

Полярные матросы. (На название животного загибаем пальчик по очереди)

Дети рисуют жуков. Рефлексия (дети берут в руки жука и рассказывают, что они легко выполнили).

Воспитатель: я рада, что вы со многими заданиями быстро справились, а трудные задания мы еще не раз обыграем. Давайте жука посадит в посылку, и отправим по почте другим ребятам. Ой, а в посылке что – то еще лежит, сейчас посмотрю (достает конфеты «Мишка на севере» и раздает детям и только потом сажает жука в посылку и просит няню отнести на почту).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....

"Речевая культура речи. Знакомство со звуком Ж "

Конспект занятия по развитию речи " В гости к ежику" (средняя группа)...

Занятие по речевому развитию «Звуковая культура речи: знакомство со звуками [ж] и [ш]» (использование корректурных таблиц)

Цель: Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; Задачи: Образовательные: совершенствовать и закреплять умения и навыки в отчётливом произнесении слов со звуками. Ж и Ш.; раз...

Звуковая культура речи «Знакомство со звуком [Ф]» (младшая группа)

На занятиях по звуковой культуре речи учим детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком....

Звуковая культура речи «Знакомство со звуком [З]» (младшая группа)

В процессе занятия упражняем детей в правильном произношении звука [З] (в звукосочетаниях, словах, фразах), развиваем моторику речедвигательного аппарата, воспитываем интерес к окружающему миру...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Звуковая культура речи знакомство со звуком (Ж) и (ш).

Формировать у детей умение четко и правильно произносить звуки (ш) и (Ж) изолировано и в словах.Развиваем свободное общение, диалогическую речь....