Развивающая предметно - пространственная среда
методическая разработка (старшая группа) по теме

Попелышко  Алена Александровна

Развивающая предметно  -  пространственная среда 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_sozdani_pps.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно  -  пространственная среда в ДОО                

Эмоциональный компонент нравственного воспитания

Компоненты среды

Пространственно- архитектурный

создать следующие игровые и развивающие центры в рамках группового пространства:

• сюжетно-ролевых игр «Мы играем»;

Созданы атрибуты для игры  магазин, семья, театр (маски раскрашивали сами дети).

• уединения «Мой маленький домик»;

Дети совместно с воспитателям из театрального домика сделали домик и для игр, где можно отдохнуть.

• конструирования «Маленькие строители»;

- приобретения природного и бросового материала, а также железного конструктора.

• театрализованный «Играем в театр»;

Совместно с родителями сшиты костюму, поставлен театр «Теремок»

• групповой библиотеки «Здравствуй, книжка!»;

- шкаф с книгами, читательский уголок, журнал читателя, карточка каждого читателя.

социальный

1. информация о достижениях ребенка должна,  доступна и открыта для родителей. Мы каждую неделю обновляли информацию для родителей, делали небольшую выставку подделок из зоны конструирования, фотоотчет.

дидактический

1. Ведение индивидуальных дневников детей, в которых есть страничка, где ребенок отмечает свое настроение, своих друзей, добрые дела, а также страничка для воспитателя, где он рассказывает обо всех событиях происшедших с ребенком за неделю это тоже доступно для родителей.

2. Общей плакат настроения дня, и добрых дел. Ребенок делает отметку по уходу с детского сада.

Интеллектуальный компонент нравственного воспитания

пространственно-архитектурный

1.  группа разделена на определенные зоны: игровая, двигательная, в группе есть место, где ребенок свободно берет нужные для работы материалы и средства, где ребенок может разместить свои работы, где он может сохранить их для продолжения начатого дела, где ребенок может быть один;

2.воспитателям оказывать помощь и поддержку детям в изменении пространственной среды;

3. Центры: «Добрые дела», позволяющие сформировать представления о собственных добрых делах.  Оформляется каждый день, утром  следующего дня совместно со всеми детьми, они обсуждают какие были добрые дела и кто в них учувствовал.

4. Оформлен уголок«Будем честными» для формирования таких нравственных качеств, как честность, об эмоциональных состояниях людей. Так же на данном плакате могут поставить свою оценку и родители ребенку за честность. Для сохранение информации, под каждым именем ребенка находился кармашек, в который ложился значок, желтый, если ребенок не совсем был честен. Зеленый за честность.

социальный

1. Рассказывать детям о различных возможностях использования помещения;

2. Планировать занятия в центрах в разновозрастных подгруппах;

3. Поддерживать детей, если  они сами  каждый день по своему собственному осознанному выбору используют материалы, игрушки, пособия;

4. Обсуждать совместно с детьми возникшие проблемы, споры, за круглым столом

дидактический

1. Организовывать выставки книг нравственного содержания «Добрые дела»; Дети принесли книги в которых есть добрые дела, организовали выставку, каждый ребенок рассказал про добрые дела (для детей старших групп была проведена выставка).

2. Создали дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Как бы ты поступил?» (карточки с поступками)

Поведенческий компонент нравственного развития

Компо

ненты

среды

пространственно-архитектурный

1. В развивающей среде предметно и модельно отражать нравственно – этические эталоны: основные правила этикета, общения, нормы поведения; (плакаты по правилам поведения дети вырезали и наклевали, так же эти плакаты были размещены по всей группе («Умей правильно одеваться», «Умывайся правильно» «Красиво говори»).                                                                                       2. В центре театрализованных игр  для формирования нравственных представлений оформить «Мир добрых дел», где находятся и разыгрываются сказки нравственного содержания, действует сказочный персонаж «Фея доброты и заботы», организуется выставка  «Герои русских сказок, которые совершали добрые дела».

социальный

1. В группе  действовали  правила «Помоги другу», «Уважай товарища», Заботься о малыше», которые побуждают к проявлению внимания к друг к другу, к взаимопомощи, к стремлению совершать добрые поступки. Данные поступки дети отмечали в своем дневник добрых дел.

дидактический

2. Создан. альбомы «Правила дружбы», Правила этикета», «Волшебные слова» наглядно отражают правила и нормы поведения. Каждую недели добавлялись фотографии детей, где были отображены нравственны качеств детей. Данный альбом был доступен и для родителей

Педагог целенаправленно организует освоение детьми предметно-пространственной среды в группе. Для реализации подходов к воспитанию детей при создании предметно - развивающей среды учитываются интересы мальчиков и девочек, подбираются необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Атрибутика для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру выбрать.

Особое внимание в дошкольной образовательной организации уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.

При оформлении дошкольной образовательной организации учитывается мнение воспитанников, используются работы, изготовленные ими под руководством педагогов в ходе совместной деятельности. Включение дошкольников в общий процесс оформления среды способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создается при их непосредственном участии, при этом дети чувствуют себя комфортно, не боятся что - то разбить или уронить.

Для снятия эмоционального напряжения детей созданы условия. Организованы особые зоны уединения: шатёр, дом, колыбельную малютки, автопарк. У каждого ребёнка при необходимости есть возможность уединиться (где дети могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива). Так же создан цетр «Моё настроение», в котором учу детей, передавать свои эмоции, делиться своими переживаниями и замечать эмоциональное состояние окружающих. 

Игры и тренажеры: «Мешочки настроений». «Коробка плохого настроения», «Стакан для крика», «Коврик доброты».

В центре сенсорного развития, в свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек вызывающих у детей интерес и желание играть с ними: вкладыши, пирамидки, волчки, суджоки, мячи. Так же есть пособия, созданы мною для развития мелкой моторики рук: «Ежи», «сухие бассейны» - для самомассажа; «моталки» - для выработки координации вращательных движений. Трансформируемость пространства группы, предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от меняющихся интересов детей. библиотека - школа, мини -музей, центр творчества. Здесь размещён материал и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков.

Целенаправленно организованная развивающая предметно - пространственная среда в группе, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Развивающая предметно  -  пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна строится таким образом, чтобы дать возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка, учитывая его склонности, интересы. Она является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Данные рекомендации и требования будут нами учтены в дальнейшей экспериментальной работе по преобразованию предметно пространственная среда способствующей формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....