Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Емельянова Наталья Александровна

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Исходя из новой концепции был проведен опыт в образовательном учреждении по внедрению системы работы по воспитанию у детей дошкольного возраста патриотических чувств с использованием новых современных технологий - проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через формирование интереса к своей «Малой Родине» посредством проектной деятельности.

Условиями формирования личного вклада в развитие образования стали:

Научно - исследовательские условия, позволившие мне провести поисково – исследовательскую деятельность по теме нравственно – патриотического воспитания  детей дошкольного возраста. Изучение работ таких авторов, как В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, М.Б. Зацепина, Г.Н. Данилина и мн.др.

Организационно - педагогические условия – выступления на педагогических советах ДОУ, мастер – классы и семинары – практикумы для педагогов ДОУ, открытые показы образовательной деятельности, публикации в СМИ, обмен опытом в профессиональных педагогических интернет – сообществах.

  Методические условия – изучение передового опыта коллег, изучение и анализ методической литературы, организация соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поиск и реализация наиболее эффективных методов работы с детьми и взаимодействия с родителями.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

 Изменения в жизни страны привели к преобладанию материальных ценностей над духовными, к потоку людей, покидающих свою Родину ради удовольствий заграничной жизни, к большому количеству брошенных детей и  стариков.

Сегодня существует стремление государства к возврату к ценностным ориентирам, таким как любовь к родной семье, к родному дому, к родному городу, к своей стране. Всё это способствует пробуждению многогранного чувства патриотизма. И ведущая роль отводится образованию на всех уровнях, начиная с дошкольного.

В проанализированной программе, с учетом которой написана Образовательная программа ДОУ,  «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой  и методических рекомендациях к ней,  содержание работы по патриотическому  воспитанию предполагают непосредственную передачу знаний детям, что не способствует поддержанию их познавательного интереса и проявлению патриотических чувств. Поэтому возникла необходимость в построении с акцентом на поисковой  активности самих детей, развитие их инициативы, побуждение к творческому выполнению заданий, проявлению своих чувств.

Таким образом, целью работы стало: Воспитание  чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через формирование интереса к своей «малой Родине» посредством реализации проектов. Для достижения поставленной цели, решались следующие задачи:

•        Поощрять инициативу детей, проявление интереса к прошлому и настоящему родного города Павлово, его достопримечательностям, основным занятиям Павловчан,   замечательным людям, прославившим свой край, обобщая их представления для формирования понятия «малой Родины»;

•        Определять  источники и способы получения новой информации о родном городе (документальная и художественная литература, беседы со взрослыми людьми, экскурсии и т. п.).

•        Поддерживать инициативу в организации и планировании совместных познавательных действий  со сверстниками в ходе работы над проектами по тематике малой родины (играть, конструировать, решать  задачи и  пр.).  

•        Предоставлять детям возможность обмениваться информацией о своей малой

родине, передавать и представлять результаты поиска информации

•        Способствовать проявлению патриотических чувств детей при знакомстве с Павловчанами - тружениками (чувство гордости за людей, прославившими свой город, чувство сострадания к тяжёлому труду кустарей);

•        Оценивать деятельность свою и других детей с позиции справедливости, большего интереса.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни в организованной образовательной  деятельности  по ознакомлению с окружающим.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых посредством  включения  краеведческого компонента в образовательную деятельность.

Работа строилась с учётом максимального использования психологических и  возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, когда  проявляется интерес к коллективным формам деятельности, идет формирование внутренней социальной позиции, закладываются основы ценностного отношения личности к миру.

Ввиду чего  данный возрастной этап можно считать сензитивным периодом для формирования нравственно-патриотических качеств, установок, идеалов.

На начальном этапе, из наблюдений,  общения с детьми, выяснилось, что не все дети знают названия своих улиц,  дети не были в краеведческом музее, не называют достопримечательности родного города, дети затрудняются в планировании своей деятельности, общение в играх конфликтно, сдержанны в проявлении инициативы.  Для решения выявленных проблем  было решено обратиться к методу проектов.            

При организации с детьми проектной деятельности, подбирались различные темы, которые бы наиболее полно помогали реализовать поставленные задачи: это проекты «Павлово – наша Малая родина», «Изделия Павловских мастеров»,  «Природа Нашего края».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Деятельность  по реализации  проектов  строилась поэтапно через организацию совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности детей, организацию взаимодействия  с семьями воспитанников.      

1 Этап: подготовительно – проектировочный

-Создание у детей мотивации к проектной деятельности;

-Ознакомление родителей с условиями, задачами проектной деятельности, алгоритмами совместной деятельности с детьми.

2 Этап:  информационно – просветительский:

- Определение средств реализации проекта, источников информации.

3 Этап: основной:

- Организация собственно проектной деятельности;

- Объединение усилий детей, родителей и воспитателей.

В содержание работы были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы, большое внимание уделялось разным видам деятельности.

Так, как в последнее время затруднено оформление выездных экскурсий с детьми, то детям было предложено отправиться в виртуальную экскурсию по предприятиям нашего города, в Павловский музей. Таким необычным способом дети познакомились с нашими заводами, предприятиями, с

Такая  экскурсия к предприятиям города помогла  обогатить представления об изделиях Павловчан, способствовала  воспитанию  уважения к людям-труженикам, продолжающим традиции прежних поколений (автобусостроение, металлообработка).  Ежедневно дети рассказывали о принесенных  из дома, с работы родителей «экспонатах», определяя их место в  музее.

Со своей презентацией о нашем крае нас посетила детская библиотека,  детей вовлекли в игровые задания с использованием ИКТ на знакомство с улицами нашего города, столкнувшись с проблемой, что не все дети ориентируются в известных  улицах города, вместе с детьми   был нарисован план – схема «Дорога от детского сада к дому».

Фотографиями интересных объектов, принесенных из дома, сделанных вместе с родителями во время прогулки дети наполняли тематические альбомы. Рассматривая которые, они  делились впечатления, со взрослыми и сверстникам о  красоте нашего города.  Мусор на фотографии навёл на размышления «Не словом, а делом. Это как?», побудил к труду на участке и у домов детей.

Проблемные вопросы побуждали к поиску самостоятельных решений, а поощрением было заполнение или оформление незаполненных еще кармашков Лепбука. В последующем самые активные дети презентовали Лепбук другим участникам проекта – родителям.  

Дети высказывались, что им удалось, что показалось трудным, что вызвало особый интерес. Оставив Лепбук, продукт  детской деятельности проекта «Павлово – наша Малая родина»,  в среде группы, дети проявили интерес к дальнейшему познанию родного города. Результатом второго  и третьего мини – проектов  стало  открытие мини-музея в холле ДОУ  «Моя малая родина – Павлово на Оке» с приглашением родителей, как активных участников проекта.  Экскурсоводами были дети, они с удовольствием рассказывали гостям музея о своем музее и его наполнении.

Требования к условиям реализации проектной деятельности по  воспитанию у детей патриотических чувств  включают создание развивающей предметно-пространственной среды. Так, в  группе создана силами воспитателей и родителей специальная среда, помогающая решать поставленные задачи нравственно – патриотического воспитания и отвечающая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная  и безопасная:

  • Оборудован центр «Моя малая Родина - Павлово».
  • Подобран материал о Павлове, включающий как сведения об историческом прошлом (альбом «Павлово: архивные фотографии»), так и о современном культурном облике города (альбом «Павлово здесь и сейчас»). Мы имеем широкий спектр иллюстраций и фотографий родного города и края («История Нижнего Новгорода»).
  • Разработана картотека народных игр, загадок, потешек, поговорок, пословиц, библиотека народных сказок.
  • Создан альбом о достопримечательностях города.
  • Изготовлены макеты.
  • Развивающие игры: дидактические игры  «Подбери узор», «Собери герб», «Знатоки русской народной культуры», «Расскажи о своем городе», «Составь пословицу».
  • Изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
  • Подобрана художественная литература.
  • Создана медиатека с презентациями и интерактивными играми.

На протяжении всей проектной деятельности родители были полноценными участниками и помощниками.

Взаимодействие с родителями  осуществляется через:

  • активное участие родителей в проектной деятельности;
  • информационно-педагогические материалы, наглядная информация, консультации, выставки детских работ, обновление материалов сайта, которые позволяют родителям ближе познакомиться  с особенностями работы по данной теме;
  • объединение усилий педагогов и родителей  в совместной деятельности по организации развивающей среды (создание макетов, оформление альбомов, мини-музея);
  • анкетирование по проблеме нравственно-патриотического воспитания детей;
  • участие в  конкурсах, акциях, мастер – классах, семинарах и т.д.

Огромную роль в решении поставленных задач, играет взаимодействие  с социумом. За дверями детского сада огромный мир, сотрудничества с которым способно принести много пользы. В своей работе активно использую воспитательный потенциал объектов социума. Это Павловский  музей, который любезно предоставил нам фото с экспонатами музея;  детская библиотека, сотрудники которой посещали наше учреждение с целью познакомить детей посредством презентации и рассказа с историей возникновения города Павлово. С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся мероприятия.

Таким образом, обозначенная мною цель и задачи, эффективно используемые формы работы с детьми дошкольного возраста и родителями, взаимодействие с социумом, способствуют формированию патриотических чувств у дошкольников.

Содержание и средства разработанной и апробированной в течении  2016 – 2017  учебного года системы работы  по патриотическому воспитанию посредством проектной деятельности обеспечивают развитие ребенка во всех пяти областях развития согласно ФГОС ДО (социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития, физического развития).

Диапазон опыта представлен перспективным планированием, материалами семинаров, мастер – классов, конспектами непосредственно образовательной деятельности, дидактическими, играми и пособиями, подвижными играми, консультациями  и конспектами взаимодействия  с родителями.

Наблюдения за детьми после реализации проектной деятельности показали осмысленное знание детьми адресов, улиц города, название родного города, символику. Дети называют исторические моменты, значимые для родного города;  знают и называют праздники, факты их истории и традиции празднования.  Знают, и называют особенности  труда жителей  родного города Павлово, структуру трудового процесса, условия труда, общественную значимость результатов труда. Проявляют  интерес к достопримечательностям. В рассказах дети сочувствовали трудной судьбе кустарей, гордились павловчанами. Проектная деятельность побудила детей планировать свою деятельность, решать вопросы сообща, оценивать результаты, интересно общаться, выражать понятно свои мысли, выбирать для себя интересную деятельность.

Эффективность данного опыта для детей и родителей, для меня самой  в осознанном отношении к своей Родине, малой, а в дальнейшем, и к большой, в активной позиции всех участников проектов при получении знаний о родной земле, а в дальнейшем, и в активной позиции, как граждан России.

Литература и интернет-ресурсы.

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  3. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.
  4.  Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003
  5. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Сфера», 2010 .
  6. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М.: 2004.
  7. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.:«ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.
  8. Селезнев Ф. А. Славное прошлое Нижегородской земли. – Н.Н. «Деком», 2013.
  9. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  10. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. Издательство «Учитель», 2006 .
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Издательство: Центр педагогического образования, 2015.
  12. http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектного сельского детского сада»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.   В настоящее время о...

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»

«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию  детей дошкольного возраста  в разновозрастной  группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...

Система работы по профилактике заикания у детей дошкольного возраста

Материал содержит систему работы по предупреждению появления заикания у детей дошкольного возраста, которая опирается на технологии здоровьесбережения. Представлены анкеты для выявления факторов риска...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...