Самообразование педагога
календарно-тематическое планирование на тему

Назмиева Любовь Викторовна

Самообразование педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование педагога28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сабинский детский сад общеразвивающего вида №5 «Бэлэкэч» п.г.т. Богатые Сабы Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

Самообразование педагога.


   Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. . Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. 
   Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию : 
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации 
• Желание творчества. Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. 
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. 
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека» 
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе вспитанников, нагрузки и др. 
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».  Плохим педагогом быть обидно. 
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. 
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать? 

Источники самообразования.


   В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? 
• Телевидение 
• Газеты, журналы 
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) 
• Интернет 
• Видео, аудио информация на различных носителях 
• Платные курсы 
• Семинары и конференции 
• Мастер-классы 
• Мероприятия по обмену опытом 
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты 
• Курсы повышения квалификации 
   В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. 

Формы самообразования 


   Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом.

Этапы самообразования

1.  Интерес  (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

2. План  (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка  их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

3. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

5. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

I. Определение актуальности и новизны исследования

   Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

   Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

   Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

II. Формулирование цели исследования

   Цель – это то, что необходимо получить или показать  в результате работы, это представление об общем результате работы.

 Например: тема

«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

 III. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации  и т.п.

 III. Форма завершения самообразования может быть представлена:

1. Консультация для педагогов по теме самообразования;

2. Выступление на заседании совета педагогов;

3. Проведение открытого просмотра;

4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;

5. Составление картотеки по проблеме;

6. Изготовление  игр и пособий;

7.Советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной  работы;

8. Составление перспективного плана работы с детьми;

9.Организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

10. Творческий отчет

11.Оформление передового педагогического опыта.

12. Публикация

13. Дидактический материал с обоснованием и описанием

Содержание папки  по самообразованию (ведется в течение нескольких лет)

1. Лист - титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).

2. Актуальность выбранной темы.

3. Что используется  в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература  при работе над данной темой.

4. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа - если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.

5.  Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.

Индивидуальный план самообразования 

Должность ___________________________________________________________________________

ФИО ________________________________________________________________________________

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Специальность по диплому _____________________________________________________________

Когда обучался на курсах повышения квалификации _______________________________________

____________________________________________________________________

Индивидуальная тема _________________________________________________________________

Когда начата работа над темой __________________________________________________________

Когда предполагается закончить работу над темой _________________________________________

Цель самообразования _________________________________________________________________

Задачи самообразования _______________________________________________________________

Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой предполагаемый результат и форма его представления ___________________________________________________________________________________________________________________

Примерный план работы педагога над темой

 

№ п/п

Этап

 

Содержание работы

Срок

1

Аналитико-прогностический

Анализ затруднений. Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

Первый год работы над темой

2

Практический

Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

Второй год (третий, четвертый)

3

Обобщающий

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов

Третий год (четвертый, пятый)

4

Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

 

Источники самообразования:

         Книги, периодическая печать, средства массовой информации

         Исследовательская деятельность

         Обучение на различных курсах

         Работа

         Окружающая действительность

 

Итоговый отчет по самообразованию 

Должность _________________________________________________________________________

ФИО _________________________________________________________________________

Индивидуальная тема __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Срок и период работы над темой __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель самообразования по теме __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задачи самообразования ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прошел обучение на курсах повышения квалификации __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изучена литература

Посещено открытых занятий, семинаров и др. мероприятий _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наработанный материал _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Форма представления материалов ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....