Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
консультация на тему

Портнова Татьяна Петровна

Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ.

       В наше время остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.

        Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение.       

 На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика. Музейная педагогика… сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв.

Я слышу - и забываю.

Я вижу - и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно-воспитательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:

То, что слышим, - 10%.

То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

Музейная педагогика – это научно – практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Значение музейной педагогики в приобщении дошкольников к культурным ценностям определяется следующими функциями:

- познавательной: дети получают знания об истории предметов, традициях и обычаях;

- развивающей: обогащает лексику детей, развивает мотивационно - познава​тельную деятельность;

- предметно-образующей: происходит перенос освоенных в музее способов деятельности в различные виды детской деятельности.

Музей - это место сбора и хранения культурного наследия, культурных ценно​стей, произведений, вызывающих восхищение, удивление, преклонение. А для де​тей это -  прежде всего, мир, пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понят​ным и интересным, и есть задача педагогов.

        Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.    
        Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.

         Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

         В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству.

       Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.Особенность детей дошкольного возраста заключается в том, что они проявляют заинтересованность только к тому, что вызывает положительные эмоции. Остальное остается часто за пределами детского внимания. Поэтому важно сделать музей действенным, интерактивным, предусматривающим воздействие на все органы чувств, вовлекающим в поисковую деятельность. Это как внешнее взаимодействие, дающее возможность совершать различные действия, так и внутреннее взаимодействие, направленное на сознание, интеллект, эмоциональную сферу детей. Уникальность детского музея состоит в том, что экспонаты не хранятся под стеклом, а предоставлены в детское пользование, действие с ними нацелено активное развитие детей - посетителей музея. Лозунг музеев «Руками не трогать" не приемлем для детского музея. В этом заключается отличительная особенность детского музея от музея вообще.

      Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Правила и постулаты:

  1. К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания.
  2. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
  3. Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами.
  4. Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.
  5. Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.

Список использованной литературы:

1.Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5, 2009.

2.Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова -Дошкольное воспитание,2008, №3.

3. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2007, № 10.

4.Чумалова Т. Историческое познание и музей / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2008, № 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в ДОУ

Консультация для воспитателей по внедрению музейной технологии в работе с дошкольниками...

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Как научная дисциплина музейная педагогика, на стык...

Программа "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Реализуемая цель:     Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств личности средствами музейной педагогики....

Выступление на педагогическом совете "Музейная педагогика как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Посещение музея  - событие в жизни ребенка.  Музей является тем художественным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Представлена консультация для воспитателей о понятии музейная педагогика, о ее формах, принципах....

«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "

Система работы в ДОУ по формированию у дошкольников нравственно - патриотических чувств....