Опыт работы на тему: "Ребенок с РАС в детском саду"
статья по теме

Зубкова Ирина Юрьевна

Опыт работы предназначен для воспитателей, которые работают с детьтми с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_6.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом  в специализированные дошкольные учреждения поступает все больше детей с аутизмом, в результате чего возрос  интерес к проблеме помощи таким детям  и эта проблема,  приобретает все большую актуальность. Вместе с тем опыт дошкольного воспитания таких детей, накопленный не только в нашей стране, но и зарубежом, свидетельствует о том,  что комплексное педагогическое воздействие позволяет в значительной степени сгладить отклонения в развитии.

Цели и задачи, общие для обучения и воспитания всех детей, — содействие их всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостатками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении следует учитывать значительно более низкий уровень их возможностей, необходимость применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Специфичность целей, задач и методов работы с проблемными детьми вытекает из глубокого своеобразия этого контингента аномальных детей.  Важным результатом дошкольного воспитания и обучения является реабилитация проблемных детей  в плане бытового самообслуживания. В ходе овладения деятельностью создаются условия для более полноценного накопления детьми чувственного опыта. В процессе ознакомления с окружающим, в предметных играх с использованием

дидактических игрушек дети не только знакомятся с многообразием свойств предметного мира, но и учатся выполнять довольно сложные действия, требующие опоры на эти свойства.  В специальных дошкольных учреждениях осуществляется кропотливая повседневная работа по привитию детям навыков самообслуживания и культурного поведения в обществе.

Как показывает опыт разных специалистов (О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, М.Ю.Веденина, А.Р.Малера и др.) что, несмотря на тяжесть нарушений, в части случаев возможна успешная социализация таких детей — приобретение навыков самостоятельной жизни. Важно подчеркнуть, что даже в самых тяжелых случаях упорная коррекционная работа всегда дает положительную динамику: ребенок может стать более адаптированным, общительным и самостоятельным в кругу близких ему людей.

При организации специального обучения дети усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками, т. е. могут быть в определенной степени интегрированы в общество.

Поэтому важно не столько передать детям определенную сумму знаний, сколько выработать у них адекватность поведения, умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, бытовую ситуационную приспособленность. Таким образом, столкнувшись с проблемой воспитания и обучения детей с аутизмом, определяют актуальность выбранной нами темы работы.

 Ранний детский аутизм.

Детский аутизм — достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота или глухота. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалам, и семьи, имеющие  детей с РАС, зачастую годами не могут получить квалифицированную помощь.

 « Странный ребенок ».

Тип странного, погруженного в себя человека, возможно, вызывающего уважение своими особыми способностями, но беспомощного и наивного в социальной жизни, неприспособленного в быту, достаточно известен в человеческой культуре. Загадочность таких людей часто вызывает особый к ним интерес, с ними нередко связывается представление о чудаках, святых, Божьих людях. В русской культуре особое, почетное место занимает образ юродивого, дурачка, способного прозревать то, чего не видят умные, и говорить правду там, где лукавят социально приспособленные.

В 1943 г. американский клиницист Л.Каннер, обобщив наблюдения 11 случаев, впервые сделал заключение о существовании особого клинического синдрома с типичным нарушением психического развития, назвав его «синдром раннего аутизма». Доктор Каннер не только описал сам синдром, но и выделил наиболее характерные черты его клинической картины. На это исследование в основном опираются и современные критерии этого синдрома, получившего впоследствии второе название – «синдром Каннера».

Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

Однако вместо этого они часто встречают непонимание, недоброжелательство и даже отторжение, получают тяжелые душевные травмы.

Такой ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление «противостоять всему миру».

В большинстве этих очень разных случаев нарушения коммуникации оказываются прямым и понятным следствием основной недостаточности: малой потребности в общении, трудностей восприятия информации и понимания ситуации, болезненного невротического опыта, хронического недостатка общения в раннем детстве, невозможности пользоваться речью.

Существует, однако, нарушение общения, при котором все эти трудности связаны в один особый и странный узел, где сложно разделить первопричины и следствия и понять: не хочет или не может ребенок общаться; а если не может, то почему.

 В ряде стран были проведены исследования по выявлению распространенности детского аутизма. Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

    Что за причины развития детского аутизма

Поиски причин шли по нескольким направлениям. Первые обследования таких детей не дали свидетельств повреждения их нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий интеллектуальный уровень, рациональный подход к методам воспитания. В результате в начале 50-х годов нашего столетия возникла гипотеза о психогенном (возникшем в результате психической травмы) происхождении отклонения

Наиболее последовательным ее проводником был австрийский психотерапевт доктор Б. Беттельхейм, основавший в США известную детскую клинику. Нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира он связывал с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, подавлением его личности. Таким образом, ответственность за нарушение развития «биологически полноценного» ребенка возлагалась на родителей, что часто было для них причиной тяжелых психических травм.

Сравнительные исследования семей с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, и семей с детьми, обладающими другими нарушениями развития, показали, что такие дети пережили не больше психотравмирующих ситуаций, чем другие, а родители  детей с РАС зачастую даже более заботливы и преданны им, чем родители других «проблемных» детей. Таким образом, гипотеза о психогенном происхождении раннего детского аутизма не получила подтверждения.

  Большинство ученых полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит именно недостаточность центральной системы. Был выдвинут целый ряд гипотез о характере этой недостаточности, ее возможной локализации. В наши дни идут интенсивные исследования по их проверке, но однозначных выводов пока нет.

В настоящее время установлено, что  ребенок с РАС может родиться в любой семье.

 Эта недостаточность может быть вызвана рядом причин: генетикой, хромосомными аномалиями, врожденными обменными нарушениями.

Она может также оказаться результатом органического поражения центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов, последствием нейроинфекции.

Аутизм может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберозного склероза

Таким образом, специалисты указывают на множественность причин возникновения синдрома РДА и его проявление в рамках разной патологии.

Знание всех причин совершенно необходимо для организации лечебной и учебной работы. Тем не менее, для детей с РДА, основные моменты клинической картины, общая структура нарушения психического развития, а также проблемы, стоящие перед их семьями, остаются общими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

   Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и ...

Опыт работы по теме: "Нетрадиционные методы рисования в детском саду."

Опыт работы по теме: "Нетрадиционные методы рисования в детском саду."...

ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду и семье»

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.Актуальность темы состоит в решении проблемы...

Опыт работы «Создание и использование мини-музея в детском саду» (подготовительная группа).

Материал поможет педагогам создать свой мини-музей в детском саду и  организовать систему работы с родителями и детьми....

Сообщение на педагогическом совете детского сада по теме: "Опыт работы по использованию здоровье сберегающих технологий в детском саду".

В дошкольном возрасте закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств. Здоровье сберегающие технологии в детском саду - это технологии, направленные на решение приоритетно...