Главные вкладки

    Проект: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».
    проект (старшая группа) на тему

    Тимошенко Елена Юрьевна

               В  проекте  применяется новый  методический подход к организации  поисково – исследовательской деятельности,  используется творческий  метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В проекте взрослые и дети выполняют  общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охранять ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту дети гармонично развиваются и получают возможность ставить себе новые все более сложные цели.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема  проекта: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».

                                                                                                                                       Тип проекта: информационный, практико–ориентированный.                     Вид проекта: групповой, долгосрочный.                                                                      Цель проекта:         Создание условий для развития у дошкольников элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей.

    Задачи проекта:

    Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.                                                                                                              Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.                                                                                       Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.                                                                    Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.                         Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.                                                                          Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.

    Актуальность проекта.

    В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

    Выбор темы «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.

    Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы, взрослые, должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

    Методы обеспечения: поисково- исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые  эксперименты, как ответы на детские вопросы.       Проведение опытов (практических).                                                                        Беседы (конструктивные).

    Перспективный план работы по организации экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста:

    Сентябрь – тема «Воздух»

    Октябрь – тема «Воздух»

    Ноябрь – тема «Вода»

    Декабрь – тема «Вода»

    Январь – тема «Снег и лед»

    Февраль – тема «Снег и лед»

    Март – тема «Песок и глина»

    Апрель – тема «Жизнь растений»

    Этапы осуществления проекта:

    1) Подготовительный этап:

     Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

     Диагностика.

     Отображение цели и задач проекта.

    2) Реализация проекта:

    Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

    Практическая  часть:                                                                                                  а) занятия по экологическому воспитанию ( в рамках программы «Из детства – в отрочество»);

    б) Связь с другими видами деятельности:

    игровая;

    продуктивная;

    познавательно-исследовательская (опыты);

    коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);

    релаксация.

    3) Заключительный этап:  

    Диагностика (результативно-сравнительный анализ).

    Презентация проекта на педсовете и родительском собрании.

    Механизм выполнения проекта:

    Создание технической базы для детского экспериментирования.

    Познавательные занятия.

    Занятия художественно-эстетического направления: рисование, лепка, конструирование, музыкальная и театрализованная деятельность.

    Занятия по развитию речи.

    Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.

    Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.

    Экскурсии в парк.

    Экологические праздники: «Осенины», «День Земли», «Покормите птиц зимой», «Спасем нашу планету».

    Конструктивные беседы.

    Выставки семейных поделок из природного материала, выставки детских рисунков, фотовыставки «Домашние животные», «В саду ли, в огороде..», «Таинственный космос».

    Инновационность проекта:

    В  проекте  применялся новый  методический подход к организации  поисково – исследовательской деятельности,  использовался творческий  метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство работы по данному проекту заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В проекте взрослые и дети выполняют  общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охранять ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту дети гармонично развиваются и получают возможность ставить себе новые все более сложные цели.

    Предполагаемые результаты:

    Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. У дошкольников проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных. Они пытаются оценивать их состояние с позиций  «хорошо – плохо», с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности.  Дети эмоционально реагируют, встречаясь с прекрасным в мире природы, и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.). Они проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям, пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде. 

    Список литературы, используемой при разработке проекта:

    Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».

    Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

    Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»

    Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»

    Иванова А.И. «Живая экология»  

    Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей.

    Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»

    Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  

    Газета «Дошкольное образование».

    Журнал «Дошкольное воспитание».

    Журнал «Обруч».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

    создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

    Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

      В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

    Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

    Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

    Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

    Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

    Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

    Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёно...

    ПРОЕКТ «Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира»

    ПРОЕКТ«Детское экспериментирование-путь кпознанию окружающего мира»...

    Проект на тему "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

      В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...