"Развитие артикуляционного аппарата детей раннего и дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности"
консультация на тему

Музыка помогает различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами таким образом способствует развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_artikulyatsionnogo_apparata.docx25.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие артикуляционного аппарата детей раннего и дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память и работоспособность снижены.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в ДОУ.

Речь и пение

     Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.     Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. 

     Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках.

Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни (например: игра на духовых музыкальных инструментах, например, на свистульке, дудочке)

Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом: петь громко и тихо.

       Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка

 (например: «Да-дэ-ди-до-ду»)

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.

Речь и артикуляционная гимнастика

     В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции я использую артикуляционную гимнастику, её целью является: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности органов, участвующих в речевом процессе. Шлифовка речи, дикции, произношения.

Проводится два раза в день: утром и вечером, проводится в удобной позе, чтобы напряжение было снято. Ежедневно дается только одно новое упражнение. Количество упражнений доводится до десяти.

1.”Улыбка”.

Удержать губы в улыбке. Зубы не видны.

2.”Заборчик”.

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние

верхние и нижние зубы (и) (1-5-10).

3. “Трубочка”.

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой (1-5-10).

4. “Заборчик– трубочка”.

5. “Бублик”. “Рупор”.

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

6. “Хоботок”.

Вытягивание сомкнутых губ вперед.

7. “Кролик”.

Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

8. “Птенчики”.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

9. “Лопаточка”.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

10. “Чашечка”.

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка

подняты, но не касаются зубов.

11“Иголочка”. “Стрелочка”. Жало”.

Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед.

12. “Горка”. “Киска сердится”.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

13. “Грибок”.

Рот открыт. Язык присосать к небу.

14. “Часики”. “Маятник”.

Рот приоткрыть. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянутся под счет к уголкам рта.

15. “Змейка”.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

16. “Качели”.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

17. “Футбол”.

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

18. “Почистить зубы”.

Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

19. “Лошадка”.

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

20“Гармошка”.

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

21. “Маляр”.

Рот открыт. Широким кончиком языка как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

22. “Вкусное варенье”.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.

23. “Оближем губки”.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

24. “Наказать непослушный язычок”.

Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и произносить “ня-ня-ня”, нажимая на язык, рот широко раскрыт. Удерживать язык широким, как блин на сковородке. Под счет до 3.

Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.

Речь и пальчиковые игры

     Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности.

     Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».

     Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием.

Речь и движение

Замечательный музыкант и педагог Карл Орф, считал, что музыка, движение и речь не являются обособленными друг от друга, а представляют собой единое целое для ребёнка.

Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика (общая, мелкая и артикуляционная), координация движений, развивается произвольность движений, коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки, движений и речи.

Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения. Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Речь и речевое музицирование

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Данный вид деятельности я осуществляю через программу «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа. Здесь я использую следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста, вокализация ритма), музыкально – дидактические  игры и упражнения. Например.

Звучащие жесты - Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)

Речевое музицирование - Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.

Музыкально – дидактические  игры и упражнения — Воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах, глядя на ритмическую карточку.  Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков. (Игра «Сыграй-ка», «Ритмические кубики», «Сложи словечко»).

Речь и музыкально-дидактические игры

Для развития фонетико-фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.

Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.

Работая с детьми, мы должны помнить, что «Ребёнок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Отчет о работе, для выступления на КМО перед музыкальными руководителями города Саров...

«Развитие инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

laquo;Развитие инициативыу детей старшего дошкольного возрастав процессе музыкальной деятельности»...

Картотека игр направленных на развитие артикуляционного аппарата детей раннего возраста.

Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи.     Недостатки произношения отягощают э...

Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"

Методическое обеспечение "Развитие танцевально-игрового творчества в старше дошкольном возрасте в процессе музыкальной деятельности"...

Индивидуальный план самообразования воспитателя. Тема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности».

Индивидуальный план самообразованиявоспитателяТема: «Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»....

Методическая разработка «Восприятие как основное средство развития музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Все знания и умения, всё то новое, что открывает детский сад детскому уму, должно приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые ещё ум...

Картотека игр, направленных на развитие артикуляционного аппарата детей раннего возраста

Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи.Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и ...